16 февраля 2024 года - литература - 9-Д класс
16 февраля 2024 года - литература - 9-Д класс
Консультация по теме
Тема. М.Ю. Лермонтов "Выхожу один я на дорогу...". Философский смысл стихотворения
Задание. Составить конспект по предложенному материалу.
История
создания стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» – написано стихотворение незадолго
до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в
1843 году (журнал “Отечественные записки”).
Тема
стихотворения – это
произведение относится к философской лирике, оно об одиночестве, которое
тяготит поэта, ведь ему не с кем поделиться своими сокровенными мыслями и
чувствами. Композиция – прямая, мысль развивается последовательно от
первой строфы до пятой. Жанр – лирическое стихотворение. Стихотворный
размер – пятистопный хорей. Эпитеты – “кремнистый путь”, “холодный
сон”, “тихий голос“. Инверсия – “сиянье голубое“. Олицетворение –
“пустыня внемлет Богу“, “звезда с звездою говорит“. Оксюморон – “светлая
печаль”.
История создания. Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце
весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на
дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. Как и многие последние стихотворения поэта,
это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году в журнале
“Отечественные записки”.
Композиция Лермонтов использует максимально простую
последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие
переживания испытывает его лирический герой. Так, в первой строфе звучит мотив
одиночества, которое тем более горько, что даже звёзды могут поговорить между
собой – эта мысль напрямую высказывается и подчёркивается во второй строфе.
Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободы и
покоя, а четвёртая и пятая поясняют, что имелось в виду: человек хочет
соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под её покровительством.
Написан стих пятистопным хореем. Рифмовка перекрёстная. Окончательную
ритмическую завершенность произведению придаёт чередование мужской и женской
рифмы.
Тема Это
классический пример жанра философской лирики.
Центральной
является тема одиночества, которая проходит через всё творчество Лермонтова,
который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт
раскрывает тему жизни и смерти, подчёркивая мысль, что, несмотря на усталость
от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как
другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей
жизни, спрашивая у себя же, ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том,
что было в прошлом.
Ему хочется
изменить свою жизнь, он ждёт покоя и любви, он прославляет всё сущее и не
жалеет даже о том плохом, что было за прошедшие годы. При этом и о смерти
лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для
человека такого возраста спокойствием.
Средства выразительности
В этом
непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные
средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом
деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали
поэта в момент написания. В стихотворении есть:
- эпитеты – “кремнистый путь”, “холодный
сон”, “тихий голос“, “темны дуб”;
- инверсия – “сиянье голубое“;
- олицетворение – “пустыня внемлет Богу“,
“звезда с звездою говорит“;
- оксюморон – “светлая печаль”.
Также в
качестве вспомогательных средств выступат вопросительные предложения – “Жду ль
чего? жалею ли о чём?” и восклицания – “Я ищу свободы и покоя! Я б хотел
забыться и заснуть!“. Они придают стихотворению экспрессию, подчёркивают
эмоциональную окраску определённых строф.