10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

 10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

Консультация по теме

Тема. А.С. Пушкин "Я не хочу, чтоб свет узнал...", "Нищий", "Из-под таинственной, холодной полумаски..."

Добрый день, ребята! Предлагаемый материал законспектировать выборочно.

1. Выразительное чтение стихотворений. 

* * *

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть:
Как я любил, за что страдал, –
Тому судья лишь бог да совесть!..

Им сердце в чувствах даст отчет,
У них попросит сожаленья;
И пусть меня накажет тот,
Кто изобрёл мои мученья.

Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит, –
Пускай шумит волна морей,
Утёс гранитный не повалит;

Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый,
И, кроме бури да громов,
Он никому не вверит думы…

1837 г.

2.Анализ стихотворения Лермонтова «Я не хочу, чтоб свет узнал…»

Конфликт романтического героя и общества – важнейший для лермонтовской поэтики. «Свет», который пренебрежительно именуется «толпой», ценит лишь «ничтожество» и враждебен человеку свободному, мыслящему, талантливому. Искренний и смелый герой сталкивается с клеветой и обманом, которые метафорически уподобляются ядовитому веществу: романтику пришлось почувствовать на себе «злобы яд» и «яд сердечный».

Стихотворение 1837 г. начинается с декларации: лирический герой желает скрыть от враждебного общества свои чувства, составляющие «таинственную повесть» жизни. Право высшего суда признается только за Богом и собственной совестью. Отношение героя к божественному началу противоречиво. Бесстрашный романтик предъявляет претензию Всевышнему, бросая дерзкую фразу: «Изобрел мои мученья». Кощунственные строки проникнуты горькой иронией: могущественные силы не оградили возвышенное сердце от испытаний и терзаний.

«Высокая душа» безразлична к общественному осуждению, что подчеркивается лексической анафорой «укор». В этой же строке герой саркастически уравнивает членов светского общества с «невеждами».

Произведение завершается природной зарисовкой, служащей сравнением с внутренним состоянием героя. Символическая доминанта пейзажа – образ «утеса гранитного», которому не страшны морские бури. Поверхность скалы сравнивается с «челом», а сам утес наделяется способностью мыслить и получает метафору «жилец угрюмый» – система олицетворений призвана оживить образ и максимально приблизить его к облику мрачного и мятежного романтика.

Сквозной образ неприступного утеса или скалы, возвышающихся над бушующим морем, в лермонтовской трактовке символизирует душевную твердость и силу одинокого героя. Подобное идейно-образное наполнение характерно для произведений «Гроза», «Романс». В первом из них подчеркивается недвижность «скалы остроконечной» на фоне морской грозы. «Холодная» и «равнодушная» душа лирического субъекта соотносится с природным образом, объединяясь по признаку неподвижности. «Серая скала», вокруг которой организуется художественное пространство «Романса», была расколота мощной стихией надвое. Ее образ символизирует утраченную любовь, память о которой вечна в воспоминаниях обоих влюбленных. Романтические чувства оставили след на сердце, сравнимый с «глубокими трещинами», появившимися на камне после разлома.

 

3.Краткий анализ стихотворения «Нищий»

История создания – написано в 1830 году, посвящено Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание.

Композиция – три строфы с чётким разделением лирического сюжета.

Жанр – лирическое стихотворение с чертами притчи и элегии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “живая мука”.

Эпитеты “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами”.

Антитеза“хлеб” и “камень”.

История создания

Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.

Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками. Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”. К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.

Тема Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной в ответ на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший. Есть чёткое смысловое разделение на две части. Первые две строфы повествуют об истории голодного нищего, обманутого жестоким, бессердечным человеком; последняя строфа – сравнение личной трагедии поэта, безответной любви с символическим “камнем”– обманом, которым оказался ответ возлюбленной. По сути, стихотворение – развёрнутое сравнение человеческого равнодушия в общем и личном плане.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его грустное содержание, стихотворный размер и ритм. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придаёт звучанию торжественность, мелодичность, строгость. Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придаёт мелодичность, оттенок безнадёжности, безысходности, сожаления об утраченном.

Средства выразительности

Эпитеты: “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука” подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “врат святых”, он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно. Текстовыми антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб”, образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения.

Анафора – во второй строфе: “И взор являл живую муку…” ”И кто-то камень положил…”, в третьей строфе: “Так я молил твоей любви…” ”Так чувства лучшие мои…”.

4.Краткий анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски...»

История создания – написано в 1840 или 1841 году, возможно под впечатлением от встречи с Варварой Лопухиной на балу. Впервые было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.

Тема стихотворения – влюблённость в таинственную красавицу.

Композиция – Стихотворение состоит из четырёх строф, условно делится на смысловые части: портрет встреченной на балу таинственной красавицы, мечта лирического героя о созданном в его воображении видении.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры«светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей».

Эпитеты«таинственная холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «живые речи».

Сравнение«голос твой отрадный, как мечта».

История создания

Стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1840 или 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной дамы списан с Варвары Лопухиной (в замужестве Бахметевой), в которую поэт был влюблён в юности.

В декабре 1840 года Лермонтову разрешили приехать в отпуск в Петербург. Он хотел использовать его для того, чтобы подать в отставку, а затем посвятить себя литературе. Но в отставке молодому офицеру было отказано. Свободные от службы дни М. Лермонтов провел в светском обществе. Этот отпуск оказался последним в жизни поэта.

Произведение увидело мир в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.

Тема

В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта, в которых отражён трагизм обманутого чувства. О высшем свете также Лермонтов часто писал с ненавистью и презрением. Но эти стихи совсем другого плана: они говорят о домысленном фантазией героя образе красавицы и наполнены тёплым, сердечным, мечтательным чувством.

В центре стихотворения – лирический герой и красавица в маске. Он вспоминает, как когда-то заслушивался приятным голосом женщины. Лицо дамы скрыто под маской, но она не могла спрятать красоту героини. Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты» и белизну шеи. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.

Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Её образ поселился в душе мужчины. Герой признаётся, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюблённый герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последней строфе мужчина выражает надежду, что когда-то сможет ещё раз встретиться с красавицей. Он знает, что надеяться на любовные отношения нельзя, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья».

Композиция

Анализируемое стихотворение условно делится на две смысловые части: портрет женщины, воспроизведённый после встречи с красавицей, и образ, созданный в воображении лирического героя. Эти части равны по объёму. Произведение состоит из четырех строф.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как в нём поэт возвышенно и романтично описывает встречу с женщиной, которая вызвала у него воспоминания и сердечные чувства. В произведении также чувствуется нескрываемая грусть, вызванная пониманием невозможности развития отношений. Стихотворный размер – шестистопный ямб. В тексте использована перекрёстная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времён Лермонтова.

Поэт вплетает метафоры: светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей», «живые эти речи». Основный инструмент для создания портрета красавицы – эпитеты: «таинственная холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «своевольный локон». Сравнение в тексте одно: «голос твой отрадный, как мечта».

Домашнее задание. Выучить материал по конспекту.

 

 

 

 


Популярные сообщения из этого блога

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

11 ноября 2022 года - русский язык, литература -10-Б класс