04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс
04 апреля 2023 года - литература - 10-Б класс
Консультация по теме
Тема. А.П. Чехов "Вишневый сад". Раневская и Гаев как представители уходящего усадебного быта
1. «История создания пьесы»:
Замысел «Вишневого сада» в самом общем
виде относится к началу 1901 г. В 1902 г. формировался сюжет, а с конца февраля
до октября 1903 г. пьеса писалась с перерывами из-за болезни.
Пьеса включает в себя немало
автобиографического. Многие жизненные явления, положенные в основу сюжета,
Чехов наблюдал лично в течение всей жизни. В родословной драматурга была страница
социального восхождения, напоминающая прошлое Лопахина: дед Чехова был
крепостным, отец, как и Лопахин, открыл свое собственное «дело». В семье
Чеховых произошло событие, близкое тому, что происходит в третьем действии
«Вишневого сада»: за неуплату долга дому грозила продажа с аукциона. Служащий
Г. П. Селиванов, живший несколько лет в этом доме и считавшийся другом семьи
Чеховых, обещая спасти положение, сам купил дом. И еще одна параллель: как юный
Чехов после продажи дома получает свободу и независимость, так и Аня в
«Вишневом саде» после продажи становится свободным человеком.
В основу пьесы легла мысль об
общественно-историческом развитии России во второй половине 19 — начала 20
века. Смена хозяев вишневого сада является своеобразным символом этого процесса.
Судьба барского поместья сюжетно
организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора
занимает не столько сама смена хозяев вишневого сада, сколько нечто другое— с
его точки зрения, куда более существенное, более важное. Предстоящая продажа
имения за долги, связанные с этим жизненные перипетии, являются для него лишь
поводом для объяснения событий и обстоятельств иного рода. Не конфликты старых
и новых владельцев вишневого сада интересуют Чехова — ему хочется рассказать о
столкновении прошлого и настоящего России, о зарождении ее будущего в этом
процессе.
«Вишневый сад» — лирическая комедия. В
ней автор передал свое лирическое отношение к русской природе и негодование по
поводу расхищения ее богатств. «Леса трещат под топором», мелеют и сохнут реки,
уничтожаются великолепные сады, гибнут роскошные степи — об этом писал Чехов в
своих рассказах «Свирель», «Черный монах», и в повести «Степь», и в пьесах
«Дядя Ваня» и «Вишневый сад».
Гибнет «нежный, прекрасный» вишневый
сад, которым умели только любоваться, но который не смогли сберечь Раневские и
Гаевы, по «чудесным деревьям» которого «хватил топором» Лопахин.
В лирической комедии Чехов «пропел», как
в «Степи», гимн русской природе, «прекрасной родине», высказал мечту о
созидателях, людях труда, думающих не столько о своем благополучии, сколько о
счастье других, о будущих поколениях.
Лирическое отношение Чехова к Родине, к
ее природе, боль за разрушение ее красоты и богатств составляют как бы
«подводное течение» пьесы. Это лирическое отношение выражено то в подтексте, то
в авторских ремарках. Например, во 2-м действии о просторах России говорится в
ремарке: поле, вдали вишневый сад, дорога в усадьбу, на горизонте город. На эти
детали Чехов обращал внимание режиссеров МХТ.
Полны лиризма ремарки, относящиеся к
вишневому саду («уже май, цветут вишневые деревья»); грустные нотки звучат в
ремарках, отличающих приближение гибели вишневого сада: «глухой стук топора по
дереву, звучащий одиноко и грустно».
«Вишневый сад» задумывался как комедия,
как «смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом». Это определение жанра пьесы
— комедия — было для писателя глубоко принципиальным, недаром он был так
огорчен, узнав, что на афишах МХТ и в газетных объявлениях пьеса была названа
«драмой». «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс», — говорил
Чехов.
— Какое же содержание вкладывал писатель
в понятие «комедия»?
— Что давало ему основание определить
так жанр «Вишневого сада»?
(В
пьесе имеются комедийные персонажи: Шарлотта, Епиходов, Яша, Дуняша, а также
комедийные положения. Чехов вкладывал в слово «комедия содержание, близкое к
тому, которым наполняли этот термин Гоголь, Островский и другие предшественники
чеховской драматургии. Комедией, «истинно общественной комедией считали они
такое драматическое произведение, в котором критически оцениваются общественные
нравы, воспроизводится дух эпохи, отражаются закономерности жизни, времени.
3. Запись в тетрадь.
Комедия
«Вишневый сад создавалась в начале ХХ века, в пору оживления общественной
жизни. В общем жизнеутверждающем тоне «Вишневого сада» отразились новые
настроения эпохи. Поэтому Чехов не считал возможным называть свою пьесу драмой
и упорно настаивал на том, что «Вишневый сад» — комедия.
В
этой пьесе автор воспроизводит движение жизни как закономерный и неизбежный процесс
смены социальных сил. Социальное положение персонажей четко определено Чеховым
уже в перечне действующих лиц, в «афише» пьесы: «Раневская... помещица»,
«Лопахин... купец», «Трофимов... студент». Показывая столкновение, конфликт
своих героев, как людей различных социальных групп, Чехов решает их в
соответствии с самой историей.)
4. Работа над содержанием . Что является лейтмотивом пьесы «Вишневый сад»?
(Мотив продажи, гибели вишневого сада. Вишневый сад находится все время в центре внимания, он то приближен к нам («весь, весь белый») и открывается перед нами за окнами «детской» (1 действие), то он дан в отдалении: дорога в усадьбу, в стороне темнеют тополя, «там начинается вишневый сад» (2 действие). С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи: Раневская, Гаев, Лопахин, Трофимов, Аня, Фирс, даже Епиходов. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.)
Для
старого слуги Фирса вишневый сад — воплощение барского раздолья, богатства. В
его отрывочных воспоминаниях о тои поре, когда вишневый сад давал доходы
(«Денег было!»), когда знали способы, как мариновать, сушить, варить вишню, —
рабское сожаление об утрате барского благополучия.
У
Раневской и Гаева с вишневым садом связаны интимные чувства и переживания. Для
них он тоже по-своему олицетворение прошлого, но одновременно и предмет дворянской
гордости («и в энциклопедическом словаре упоминается про этот сад»), и
напоминание об ушедшей молодости, утраченном беззаботном счастье: «О, мой
милый, мой нежный, прекрасный сад!», «... Я люблю этот дом, без вишневого сада
я не понимаю своей жизни!», «О, мое детство, чистота моя!..».
Для
купца Лопахина в этом вишневом саду «замечательно только то, что он очень большой».
Что он «в умелых руках» может давать огромный доход. Вишневый сад у Лопахина
тоже вызывает воспоминания о прошлом: здесь дед и отец его были рабами. С садом
связаны у Лопахина и планы на будущее: разбить сад на участки, сдавать в аренду
под дачи. Вишневый сад становится теперь для него, как прежде для дворян,
предметом гордости, олицетворением его силы, его господства: «Вишневый сад теперь
мой!»
Для
студента Трофимова вишневый сад — воплощение крепостного уклада жизни: «Подумайте,
Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми
душами... Трофимов не разрешает себе любоваться красотой этого сада, без
сожаления расстается с ним и внушает юной Ане такие же чувства.
Те
мысли, которые выражены в словах Трофимова («Вся Россия — наш сад!») и Ани («Мы
насадим новый сад!») несомненно дороги самому автору, но полностью он не
разделяет ничьих мнений. С мягкой улыбкой смотрит автор на молодую
обитательницу «дворянского гнезда» — Аню, по-юношески поспешно порывающую с
вишневым садом, который она так нежно любила. Писатель также видит определенную
односторонность даже во многих справедливых суждениях Трофимова.)
Так с образом вишневого сада связаны
размышления о социальном укладе русской жизни.