15 февраля 2024 года - литература - 10-А, 10-Б классы
15 февраля 2024 года - литература - 10-А, 10-Б классы
Консультация по теме
Тема. Историко-культурное значение творчества Ф.М. Достоевского. Подготовка к домашнему сочинению по роману "Преступление и наказание"
Задание 1. составить конспект по материалу.
Началом творческого пути Достоевского
является роман в письмах “Бедные люди” (1846) о бедном чиновнике Макаре
Девушкине. Критик Белинский высоко оценил взятое писателем направление –
сочувственное изображение людей, живущих в подвалах и на чердаках.
В романах
“Двойник” (1846) и “Хозяйка” (1847) создан образ мечтателя-чудака, живущего в
своём мире, оторванном от обыденной жизни.
“Белые ночи”
(1848) развили особый стиль литературного психологизма – раскрытия характера
героя-интеллигента через речь-“говорливость”. Этим романом Достоевский заложил
основы своей школы сентиментального реализма.
В ссылке
(1854 – 1859) были созданы повести “Село Степанчиково и его обитатели” и
“Дядюшкин сон” об усадебных интригах искательниц богатых женихов.
Свой опыт
жизни на каторге писатель отразил в “Записках из мёртвого дома” (1860),
убедительно доказав, что без свободы человек не может сохранить личность.
Роман
“Униженные и оскорблённые” (1861) доказал верность теме “маленьких людей” и в
то же время стал исследованием нравственно-психологических причин униженности
героев. Открытием стал образ Наташи Ихменевой, и жертвы, и мучительницы
одновременно.
В “Записках
из подполья” (1864), наряду с темой свободы как главного условия развития
личности, зазвучала тема высокой роли красоты в жизни.
“Преступление
и наказание” (1866) стало романом-реакцией на возникшие в обществе идеи
революционного насилия ради достижения справедливости.
В романах
“Идиот” (1868) и “Бесы” (1870-71) писатель создал диаескогометрально
противоположные образы искателя рая на земле князя Мышкина и воплотившего до
конца идею нигилизма Ставрогина, открывшего душу дьяволу.
Размышлениям
о будущем России, о том, в чьи руки она попадёт – последователей “золотого
века” или Нагорной проповеди Христа, – посвящён роман “Подросток” (1874-75) с
центральным героем юным Аркадием Долгоруким.
Роман
“Братья Карамазовы” (1878-79) является финалом и вершиной творчества
Достоевского. Полифония тем и образов, взаимопроникновение миров реального и
мистического создают картину жизни человеческого общества на примере семьи
Карамазовых – отца и трёх братьев, каждый из которых выбирает свой путь.
Максим Горький отмечал, что «по силе изображения его
талант равен, быть может, только Шекспиру» и что, наряду с
Л. Н. Толстым, он обратил «на Россию изумлённое внимание всей
Европы», встав в один ряд с Данте, Сервантесом, Руссо и Гёте.
У Ф. М. Достоевского учились
писатели разных стран. Они перенимали не только способ изображения
действительности, но и черпали темы и сюжеты из произведений
Ф. М. Достоевского.
Писатель обогатил мировую литературу целым
рядом открытий. Задолго до появления психоанализа и литературы «потока
сознания» Ф. М. Достоевский сумел показать «пограничное» состояние
человеческой души в «пороговой» ситуации, ситуации нравственного выбора, когда
в человеке борются добро и зло, вера и безверие. Писатель создал принципиально новый жанр — полифонический роман, ввёл
нового героя — человека «высшей идеи».
При всей противоречивости
идейно-эстетических взглядов великий гуманист вложил в умы потомков мысль о
том, что «красота спасёт мир». Он убедил всех, что счастье всего человечества
не может быть построено даже на слезинке одного ребёнка; а в своих
произведениях наглядно показал, что каждый «человек есть тайна», а её
разгадывание является содержанием жизни любого мыслящего существа.
- Теория
идеи Раскольникова и её крах.
- Судьбы
«униженных и оскорблённых» на страницах романа.
- Как
развенчивается в романе теория Раскольникова?
- Социальные
и философские истоки теории Раскольникова.
- Раскольников
и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.
- Образ
Раскольникова в романе.
- «Я себя
убил, а не старушонку…». Нравственное крушение Родиона Раскольникова.
- «Правда»
Сони Мармеладовой.
- Преступления
Родиона Раскольникова.
- О каком
наказании идёт речь в романе?
- Смысл
названия романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
- Семья
Мармеладовых в судьбе Раскольникова.
- Борьба
идей в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
- Проблема
совести в романе "Преступление и наказание".
- Психологические
двойники Раскольникова и их роль в романе "Преступление и
наказание".
- Лужин и
его роль в романе «Преступление и наказание»
- Раскольников
и Свидригайлов
- Женские
характеры в романе "Преступление и наказание".
Тема
сочинения: Преступление и Наказание — вечная тема
План
1.
Вечная тема в литературе.
2.
Раскольников – главный герой романа:
а) материальное положение бедного студента;
б) причины совершения преступления;
в) подготовка к убийству
старухи-процентщицы;
г) описание убийства в романе;
д) тяжелые испытания;
г) муки совести и раскаяние.
3. Чему учит роман.
Комментарии к теме урока
Преступление и наказание… вечная тема для обсуждения. Преступление –
нарушение человеческих прав, закона, влекущее за собой множество неприятностей.
Наказание – последствия содеянного, которые могут быть выражены не только в
виде правовых санкций, но и моральных, например, терзаниях души. Стоит ли
преступать закон, чтобы обрекать себя на дальнейшие мучения? Кто как ни Фёдор
Михайлович Достоевский смог разобраться лучше в данной проблеме? Этот великий
русский писатель, мыслитель, который написал бессмертное произведение
«Преступление и наказание». В своём творении автор поднимает множество проблем,
одна из которых затрагивает тему совести, её терзаний за совершённое убийство.
Рассмотрим же эту проблему более подробно на данном произведении.
Родин Раскольников – главный герой романа,
бывший студент, которого окружает множество проблем: семья испытывает очень
сильную нехватку денежных средств, младшая сестра Дуня терпит развратного
помещика, её насильно заставляют выйти замуж за Лужина.
Находясь в трудном положении, Родион
Раскольников наведывается к старухе-процентщице, чтобы покончить с нищетой.
Однако главный герой не собирается закладывать какое-то имущество. После долгих
раздумий он решается на убийство, ещё не осознавая, какие мучения и страдания
оно ему принесёт. Попав в дом к доверчивой старухе-процентщице, Раскольников
убивает топором не только её, но и Елизавету. Лишь на следующий день главный
герой осознаёт содеянное… Раскольникова начинает очень сильно мучить совесть,
он не находит себе места. Ф. М. Достоевскому прекрасно удалось показать, что
может испытывать человек, решившийся не необдуманный поступок… Постоянный страх
быть пойманным, терзания совести не дают главному герою спокойно жить. И лишь в
сближении с другой, немало важной героиней, Соней Мармеладовой, Родион находит
поддержку и утешение. Как бы там ни было, герой не выдерживает и решает сдаться
с поличным, он раскаивается, так как готов отбыть наказание, чтобы освободиться
от всех страданий и встать на истинный путь. В конце произведения Раскольников
берёт в руки Евангелие, что говорит о том, что он возвысился духовно,
нравственно, переступил через содеянное и освободился от мучений.
Таким образом, данное произведение прекрасно
подходит для раскрытия темы преступления и наказания. Ф. М. Достоевский смог
поднять одну из вечных проблем в своём произведении, обратить внимание людей на
то, какие последствия могут нести за собой некоторые поступки. Чтобы избежать
судьбы Раскольникова, необходимо жить по совести, и никогда не решаться на
отчаянные действия, которые могут привести к плачевному результату.
Домашнее задание. Начать работу по подготовке к домашнему сочинению.