14 февраля 2024 года - литература - 10-А, 10-Б классы
14 февраля 2024 года - литература - 10-А, 10-Б классы
Консультация по теме
Тема. Художественные открытия Ф.М. Достоевского
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
является в настоящее время, пожалуй, самым известным русским писателем на
Западе, по чьим произведениям иностранцы пытаются понять тайну загадочной русской
души. У Достоевского нет разработанной философской системы, его философия
выражается через мировоззрение писателя
Основные темы философских размышлений
Достоевского.
Творчество Достоевского сосредоточено вокруг тем антропологии, философии
истории, этики и философии религии. Центральная же тема его творчества —
это тема свободы. С исследованием свободы у Достоевского
связана тема зла и преступления.
Тема человека. Исследуя тему человека, Достоевский прежде всего обращается к себе
самому, к своим внутренним переживаниям и терзаниям, ничего
не скрывая о себе. Творчество Достоевского сравнимо с исповедью. Это покаяние
души в грехах не только содеянных, но и помысленных — самим
автором или кем-то, кого он знал. НА. Бердяев считал, что Достоевский обнаруживает
муки совести на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы, и там
же, в самой последней глубине человека, он открывает волю к
преступлению. Поэтому творчество Достоевского —
это раскаяние одного за всех. Писатель воплощал в своей собственной
жизни принципы любви к каждому человеку, причем к грешникам, может быть, даже в
первую очередь.
Достоевский поступал в соответствии с наставлениями апостола Иакова,
поучавшего: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга,
чтоб исцелиться» (Иак. 5, 16), Поэтому
творчество писателя можно рассматривать еще и как дело исцеления душ от всего
темного и злого. Творчество есть его «дело», его предопределение свыше, которое
он должен осуществить в своей жизни. Чего бы человек ни придумал о себе, для
Достоевского неоспоримым фактом является то, что Бог промышляет о каждом своем
создании, человек существует в божьем мире, и в нем действуют законы его
Создателя. Человек у Достоевского не есть явление природного мира.
Тема свободы. Достоевский изучает человека в его свободе, и свобода
есть основное обладание человека
Человек стремится к своеволию. Достоевский делает целый ряд открытий
о человеческой природе. Человек не стремится непременно к выгоде. В
своем своеволии он сплошь и рядом предпочитает страдания. Но откуда в человеке
эта страсть к своеволию? В религиозном восприятии Достоевского ответ таков:
Бог и дьявол суть не просто абстрактные категории морали, они мистическим
образом присутствуют в мире и борются за души людей в сердце каждого человека.
Зло несводимо к социальным причинам, а коренится в самой природе человека. По
выражению Н.А. Бердяева, «зло есть дитя свободы».
Но и добро тоже — «дитя» свободы. И человек как свободное существо выбирает для
себя либо добро, либо зло, но может быть — и даже очень часто — и то и другое
одновременно. Добро или зло принимаются человеком не абстрактно, а через
исповедуемые им идеи. Все герои Достоевского живут теми или иными
идеями. Сам писатель неоднократно подчеркивал роль идей в мире, считая, что в
конечном итоге вся история творится идеями.
Концепция идей Достоевского. Одержимость идеями. Идеи приходят
из потустороннего мира, а потому могут быть и отрицательными, своего
рода «искушениями». Большинство наиболее интересных героев Достоевского одержимы как
раз такими идеями.
Раскольников («Преступление и наказание») считает, что существует два сорта
людей — обычные люди и те, кому все позволено, для кого оправдано даже
убийство
Борьба идей в человеке. Проблема одержимости идеей заключается в том,
что человек одновременно может быть захвачен не одной, а двумя и более идеями,
порой противоречивыми и исходящими из разных духовных миров. Именно в этой
борьбе идей в человеке проявляется борьба между Богом и дьяволом. У
Достоевского практически нет однозначно плохих людей. Есть у Достоевского герои, в которых вроде бы
победила идея положительная, но тем не менее и в их душах содержатся семена
зла. Это Алеша Карамазов («Братья Карамазовы»), князь Мышкин («Идиот»), Соня
Мармеладова («Преступление и наказание»). Достоевский показывает, что в любом
человеке добро и зло борются до конца, пока человек жив. Наглядный тому пример
— Родион Раскольников, который «воскрес» из нравственного небытия. Достоевский
верил в возможность изменения идеи человека, в его
нравственное преображение.
Идея человекобога. Идея человекобога рассматривается у Достоевского
неоднократно — в «Бесах», в «Преступлении и наказании», в «Братьях
Карамазовых». Это послужило поводом Л. Шестову назвать Достоевского ницшеанцем
до Ницше. По тематике Достоевский действительно во многом был
предшественником Ницше (не случайно
последний внимательно читал Достоевского), но по смыслу своих поисков — это
скорее русский анти-Ницше, так как Достоевский был певцом не человекобога, а
богочеловека.
Домашнее задание. Устно ответить на вопрос.
1.
Как вы думаете, почему Достоевский в своем творчестве такое большое
внимание уделял изучению человека? Какие он ставил при этом задачи?