12 февраля 2024 года - литература - 10-А, 10-Б классы
12 февраля 2024 года - литература - 10-А, 10-Б классы
Консультация по теме
Тема. Психологизм прозы Ф.М. Достоевского
Задание. Составить конспект по предложенному материалу
Психологизм-это
достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и
переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств
художественной литературы». Достоевский (как и Толстой) - преемник Лермонтова.
Достоевский анализирует «больную» психику, описывает людей в состоянии
нравственной и умственной одержимости. Герои переживают внутреннюю катастрофу.
Психологизм скрытый и
явный:
- внутренний монолог (перетекающий в своеобразный
внутренний диалог, когда собственно слово тяготеет к монологу). Сквозь слово
автора «прорывается» слово героя. Сопроникновение речей.
- исповедь, попытка самообъяснения, самооправдания, которая
часто принимает форму скандала
- письма (внесюжетные элементы) + статья
- свобода и самостоятельность героев в самой структуре
романа по отношению к автору
Сон- результат работы
подсознания. Во время сна Раскольников сталкивается с тем, что скрывает от себя в
реальной жизни. Сон Раскольникова – всегда завершение этапа внутренней жизни, и
герой занимается подведением итогов. Всегда момент перехода, он видит сон в
момент наивысшего напряжения.
1ый сон –
«некрасовский»(«сон под кустом») Лошадь.
Цифровая символика – 7 лет.
Цвет – красный, серый, синий.
Сон показывает и
двойственность Раскольникова: герой сочувствует лошади, но, пробуждаясь,
отождествляет себя с преступником. В душе его живут преступник и жертва.
1ый сон доказывает, что преступление несовместимо с душой Раскольникова, с
детским.
2ой сон –
«лермонтовский». По мнению Белова автор рассчитывал на неосознанные
воспоминания читателя.
Цветовая символика: золотой, голубой
Тема: разрушение идиллии. Т.о. автор вводит «лермонтовскую» идею: пальмы –
жертвы собственных идей -> Раскольников – жертва своих идей.
Оазис связан с образом пустыни – одиночества героя, который жаждет
примкнуть к роднику, примкнуть к людям, жаждет живой жизни.
3ий сон – сон об
избиении хозяйки
Библейский план: «кричит кровь убиенного»
4ый сон – сон
«пушкинский» - сон о смеющейся старухе. Пушкинский т.к. перекличка с «Пиковой
дамой».
Сон на каторге –
библейский, апокалиптический. 
Психологический портрет – попытка постижения внутреннего мира через
внешний облик.  Достоевский – двоекратное
портретирование 
2 портрета
Раскольникова: До убийства «хорош собой», после – производит отталкивающий эффект. Красота
спасет мир. Достоевский показывает, как жестокие идеи уродуют человека, его
душу, внешний облик.
Соня – 2 портрета: 1ый – прич. Мармеладова.
2ой –приглаш. на поминки
Соня в своем кричащем пестром наряде + в скромном наряде.
Двойничество. . Антиподы. Соня(гордость смирение, детскость),
Разумихин (не разделяет теорию Раскольникова, активная жизненная позиция, в нем
преобладает сознание), Мармеладов (смирение, но не подлинное) Двойники: философия Свидригайлова, его
концепция вечности (вечность, деревенская банька с науками») (замкнутое
пространство.он обрекает себя на существование в замкнутом пространстве)
Лужин (теория «целого кафтана».( "Ели мне, например, до сих пор
говорили: "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило?
<...> выходило то , что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба
мы оставались наполовину голы <...> Наука же говорит: возлюби, прежде
всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе обосновано. Возлюбишь
одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой остался цел.
Экономическая правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных
дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем
более устраивается в нем общее дело. Стало быть приобретая единственно и
исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому,
чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных,
единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к
несчастию, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и
мечтательностью, а казалось бы немного надо остроумия, чтобы
догадаться..." 
Домашнее задание. Выучить стр. 100-105