28 апреля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
28 апреля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Урок в режиме онлайн
Тема. Информационная переработка текста
Задание. Составить тезисы научной статьи.
Лексические особенности научного стиля
К общеупотребительной лексике
относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных
текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах.
Здесь нет ни одного специального слова, между тем это научная речь. В любом
научном тексте эти слова преобладают, составляют основу изложения.
Благодаря общеупотребительной лексике
язык науки сохраняет связь с общеупотребительным языком и не превращается в
язык мудрецов, понятный только посвященным, учёным.
В зависимости от состава читателей доля
общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в. работах,
предназначенных для специалистов, и возрастает в сочинениях, обращённых к
широкой аудитории.
Научный стиль не просто берёт слова из
общелитературного языка. Он производит тщательный отбор слов прежде всего тех,
которые наиболее оптимально выполняют главную функцию, установку научного
стиля. Слово в научной речи обычно называет не конкретный, индивидуально неповторимый
предмет, а класс однородных предметов, то есть выражает не частное, а общее
научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщённым и
отвлечённым значением. Например: Химия занимается только однородными телами.
Здесь почти каждое слово обозначает общее понятие или абстрактное явление.
В художественной литературе слово не
только понятие, но и художественный образ. Сопоставим слово дуб в научной (1) и художественной (2)
речи.
1) Рост дуба продолжается очень долго,
лет до 150—200 и больше.
Дуб развивает очень мощную крону. Летний
дуб — порода довольно теплолюбивая.
Дуб растёт в довольно разнообразных
почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной)
особенностью. (М. Ткаченко.)
2) На краю дороги стоял дуб... Это был
огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной
кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми
руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между
улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)
Как видим, в научных текстах речь идёт
не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. В художественном тексте
перед нами индивидуальное, конкретное дерево со своими неповторимыми признаками.
И это не просто дерево. Оно олицетворено писателем, волнует воображение,
вызывает разнообразные ассоциации. Научная речь не только отбирает из языка
слова с общим и отвлечённым значением, она изменяет значение общеупотребительных
слов в соответствии со своими принципами.
Так, у многих глаголов в научной речи
значение ослабляется, стирается и обобщается. И они превращаются в своеобразные
глаголы связки, которые позволяют соединять любые понятия, оформлять любое
научное сообщение.
Например, глагол составлять, по словарю
С. И. Ожегова имеет 7 значений. Однако в научной речи глагол составлять
реализуется лишь в одном, самом широком значении: образовать собой. На пример: Расход составляет 400 рублей. Внимание
составляет важную долю умения.
Так происходит изменение, приспособление
общеупотребительных слов к задачам научной речи.
Общенаучная лексика — второй
значительный пласт лексики научной речи. При помощи научных слов описываются
явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за
определёнными понятиями, но не являются терминами: операция, вопрос, задача,
явление, процесс, базироваться, поглощать, ускорять и другие.
Так, слово вопрос, как общенаучное, имеет значение «то или иное положение,
обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения,
проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу
о валентности, изучить вопрос, узловые вопросы, национальный вопрос,
крестьянский вопрос, поднять вопрос, оставить вопрос открытым, вопрос требует
незамедлительного решения.
Третий пласт лексики научного стиля — терминология.
Интересна история самого слова термин. Терминус, по преданиям, имя римского
бога, блюстителя границ, пограничных столбов, межевых знаков, камней,
считавшихся священными. Легендарный римский царь Нума Помпий построил в Риме
храм Термина и учредил в честь бога праздник — терминал. К межевому знаку приходили
жители окрестных сёл, украшали камень, приносили жертвы и вёселились.
Первоначально слово термин означало «межевой знак, пограничный камень», позже —
«окончание, конец, граница», ещё позже — «срок, период», и, наконец, его стали использовать
в современном значении.
Терминология — это ядро научного стиля.
Термин — это слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое
научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие. Каждая
наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется
терминологией.
Термин обладает строгим, чётко
очерченным значением. Он называет все существенные признаки, показывает
общность данного понятия с другими, а также специфичность данного понятия. На
пример: Химия — наука о веществах, их
составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Сначала из
определения, или дефиниции, мы узнаём, что химия — наука, и этим мы объединяем
химию с другими науками — физикой, географией, математикой и т. д. Химия вводится
в ряд других понятий (это родовое понятие). Но, с другой стороны, определение
раскрывает специфичность понятия: в отличие от других естественных наук химия
изучает вещества, их строение, состав и т. д.
Суть понятия раскрывается кратко, в
одном предложении. Это предложение строится по определённой модели и включает в
себя три части: термин (определяемое понятие), родовое понятие, видовые
признаки.
Особую группу в составе лексики научного
стиля составляют номенклатурные знаки. Они резко отличаются от терминов. Если в
основе терминов лежат общие понятия, то в основе номенклатурных знаков —
единичные. К номенклатурным знакам относятся серийные марки машин, механизмов,
станков, приборов, географические названия, названия электростанций,
предприятий, учреждений, организаций, например: Москвич — 408, СМ— 8— передвижная дробильно-сортировочная установка.
Таким образом, структуру лексики
научного стиля можно представить следующим образом. Ядро её составляет
терминология. Далее близкий по функции и важный пласт — общенаучная лексика. И
затем общеупотребительная лексика, в количественном отношении составляет не
менее половины всех слов.
Тема. Итоговая контрольная работа за год
Часть 1
1. Кто из
героев романа И.А. Гончарова «Обломов» обладает «хрустальной, прозрачной
душой»?
А) Захар       Б) Штольц        В) Ольга Ильинская     Г) Обломов
2. Какой тип
героя изображал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети»?
А) Лишний
человек    Б) Рефлектирующая
личность   В) Нигилист  Г) Разумный эгоист  
    
3. Кому
посвящено стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас…»?
А) Елене
Денисьевой   Б) Амалии Крюденер   В) Элеоноре Тютчевой   Г) Анне Керн
4. Кто из
персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» утверждал: «А по-моему: делай, что
хочешь, только бы шито да крыто было»?
А) Кабанов   Б) Борис  
В) Кудряш   Г) Варвара
5. Из какого
стихотворения Н.А. Некрасова взяты строки: 
               Я лиру посвятил народу своему.
               Быть может, я умру, неведомый
ему,
               Но я ему служил – и сердцем я
спокоен.
А)
«Элегия»    Б) «Поэт и гражданин»    В) «Муза»   
Г) «Блажен незлобивый поэт»
6. Какой наказ
от отца получил герой сказки М. Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь»?
А) «Береги и
копи копейку»   Б) «Береги честь
смолоду»    В) «Гляди в оба»    Г) «Угождай всем людям без изъятья»
7.  Назовите поэта, в творчестве которого не
встречается стихотворение «Пророк»
А)А. С.Пушкин                                           
В)Н. А.Некрасов
Б)М. Ю.Лермонтов                                      
Г)Ф. И.Тютчев
8.  Кому из героев романа Достоевского
«Преступление и наказание» соответствует портрет: «У неё такое доброе лицо и
глаза. Очень даже. Доказательство – многим нравится. Тихая такая, кроткая,
безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хорошая»?
А) Дуне    Б) Алёне Ивановне     В) Соне    
Г) Лизавете
9. Почему Л.Н.
Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?
А) Показать в
истинном и ярком свете происходящее    Б)
Это необходимо для развития характера Пьера  
В) Показать состояние человека в экстремальной ситуации   Г) Это оригинальный сюжетный ход 
10. Кто из перечисленных персонажей не
является действующим лицом пьесы Чехова «Вишнёвый сад»?
А) Гаев   Б) Фирс   
В) Старцев   Г) Яша   
Часть 2
1)     
Напишите название теории середины XIX века, представители которой
утверждали независимость художественного творчества от общества.
2)     
Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в тёмном
царстве»?
3)     
Как называли родственники Порфирия Головлёва?
4)     
Что символизирует образ Сони Мармеладовой?
5)     
Какое художественное средство использовал А.А. Фет в
приведённом отрывке:
                                                      
Лес проснулся,
                                                      
Весь проснулся, веткой каждой,
                                                      
Каждой птицей встрепенулся…
Часть 3
В чём
противоречие теории Раскольникова? Дайте развёрнутый ответ на вопрос.