24 апреля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс

 24 апреля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс

Русский язык

Консультация по теме

Тема. Итоговый контрольная работа в формате ЕГЭ (за год). 



Писать нужно на отдельных листах в линию. Работы пишутся аккуратным почерком и сдаются в срок. Будьте внимательны при выполнении работы. 


Вариант 1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ  справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Со​хра​не​ние куль​тур​ной среды — за​да​ча не менее важ​ная, чем со​хра​не​ние окру​жа​ю​щей при​ро​ды. (2)Утра​ты в при​ро​де до из​вест​ных пре​де​лов вос​ста​но​ви​мы, в от​ли​чие от по​терь куль​тур​ных. (3)<...> со​вре​мен​ные учёные (ар​хео​ло​ги, ис​то​ри​ки, эт​но​гра​фы, фи​ло​со​фы, пи​са​те​ли, линг​ви​сты и др.) го​во​рят о том, что за​щи​та и со​хра​не​ние куль​тур​ных осо​бен​но​стей на​ро​дов и наций ста​но​вят​ся клю​че​вым мо​мен​том че​ло​ве​че​ско​го про​грес​са и са​мо​вы​ра​же​ния.

 

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Со​хра​не​ние окру​жа​ю​щей среды — за​да​ча не менее важ​ная, чем со​хра​не​ние куль​ту​ры на​ро​дов и наций.

2) Клю​че​вым мо​мен​том че​ло​ве​че​ско​го про​грес​са и са​мо​вы​ра​же​ния ста​но​вит​ся за​щи​та и со​хра​не​ние куль​тур​ной спе​ци​фи​ки на​ро​дов и наций.

3) Ар​хео​ло​ги, ис​то​ри​ки, эт​но​гра​фы, фи​ло​со​фы, пи​са​те​ли и линг​ви​сты изу​ча​ют куль​тур​ные осо​бен​но​сти на​ро​дов и наций.

4) Учёные счи​та​ют, что со​хра​не​ние куль​тур​ной спе​ци​фи​ки на​ро​дов и наций и её за​щи​та –это клю​че​вой мо​мент че​ло​ве​че​ско​го про​грес​са и са​мо​вы​ра​же​ния.

5) По мне​нию со​вре​мен​ных учёных, утра​ты в при​ро​де до из​вест​ных пре​де​лов вос​ста​но​ви​мы, в от​ли​чие от по​терь куль​тур​ных.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Од​на​ко

По​это​му

На​при​мер,

На​о​бо​рот

В то же время

 

 

3. Про​чи​тай​те фраг​мент сло​вар​ной ста​тьи, в ко​то​рой при​во​дят​ся зна​че​ния слова СРЕДА. Опре​де​ли​те зна​че​ние, в ко​то​ром это слово упо​треб​ле​но в пер​вом (1) пред​ло​же​нии тек​ста. Вы​пи​ши​те цифру, со​от​вет​ству​ю​щую этому зна​че​нию в при​ведённом фраг​мен​те сло​вар​ной ста​тьи.

 СРЕДА́, -ы, вин. среду, мн. среды, сред, сре​дам, жен.

 

1. Ве​ще​ство, за​пол​ня​ю​щее про​стран​ство, а также тела, окру​жа​ю​щие что-н. Воз​душ​ная с. Пи​та​тель​ная с. (жид​кая или твёрдая смесь ве​ществ, на к-рой вы​ра​щи​ва​ют​ся мик​ро​ор​га​низ​мы; также перен.: усло​вия, бла​го​при​ят​ные для су​ще​ство​ва​ния, по​рож​де​ния чего-н.).

2. ед. Окру​же​ние, со​во​куп​ность при​род​ных усло​вий, в к-рых про​те​ка​ет де​я​тель​ность че​ло​ве​че​ско​го об​ще​ства, ор​га​низ​мов. Гео​гра​фи​че​ская с. Охра​на окру​жа​ю​щей среды.

3. ед. Окру​жа​ю​щие со​ци​аль​но-бы​то​вые усло​вия, об​ста​нов​ка, а также со​во​куп​ность людей, свя​зан​ных общ​но​стью этих усло​вий. Со​ци​аль​ная с. Из ра​бо​чей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о не​воз​мож​но​сти расти, раз​ви​вать​ся из-за не​бла​го​при​ят​но​го окру​же​ния; устар. и шутл.).

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

крАны

некролОг

экспЕрт

тортОв

Отрочество

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Мотылёк сейчас только вспомнил, что у него в кармане всего тридцать копеек, а плата за АБОНЕМЕНТ в месяц с залогом превышала эту сумму ровно в семь раз.

"До востребования" означало, что АДРЕСАТ сам должен получить письмо на почтамте.

Он [Мурзик] прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал - воевал с НЕПРИГЛЯДНОЙ октябрьской ночью.

Мы должны быть БЛАГОДАРНЫМИ сыновьями нашей великой матери — Древней Руси.

Под сводами нового храма, выстроенного лет пять назад, в БУДНИЙ день и в час, свободный от службы, искали утешения всего несколько человек.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

спелых АБРИКОСОВ

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

здоровые ДЁСНА

МОКЛА под дождём

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении

предложения с причастным оборотом

1).Никто из тех, кто играл в школьной волейбольной команде,

не стал профессиональным спортсменом.

Б) ошибка в построении

сложноподчиненного предложения

2). Дорога привела нас к деревеньке, поразившей всех

своим заброшенным видом.

В) нарушение в построении предложения

с несогласованным приложением

3). На уроке литературы мы рассуждали, что в своих рассказах

А.П. Чехов по-новому покахал тип «маленького» человека.

Г) неправильное построение предложения

с деепричастным оборотом

4).Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

Д) неправильное употребление

падежной формы существительного с предлогом

5). Изучая растения средней полосы, используется озеленение участков.

 

6). Грибники вышли на поляну, где росла одинокая ёлочка, окружённая хороводом маслят.

 

7). О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.

 

8). Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми.

 

9). Я спрсил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

огл..шение

б..ланс

р..спублика

к..талог

приск..кать

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..свистывать, пр..мудрый

в..кружить, бе..корыстный

о..гадать, пре..усмотреть

пр..клеить, пр..неприятный

о..ключить, по..пустить

 

 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расстра…ваться

овлад..вать

завистл..вый

заканч..вать

доверч..вый

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

постел..шь

движ..мый

уменьш..нный

подкол…шь

обид…вший

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Во всем его облике Иван не видел теперь ни тени былой враждебности, немец был прост, деятелен, по каким-то признакам в нем чувствовался открытый, (не)злой человек.

«Успокойте друга», - сказал он, (не)изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка.

У него глаза потухли, и в них (не)сверкали отблески вечернего солнца.

Мне вовсе (не)интересно схватить насморк.

Сам (не)знающий покоя, человек с осатанелым упорством стремится подчинить, заарканить природу.

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.

Соседка заметила (ВО)ВСЁМ КАКОЙ(ТО) беспорядок.

Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, ТАК(ЖЕ) жиз​ненно необходима.

Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.

(ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Над дет​ской кро​ват​кой висел тка(1)ый ков​рик, на ко​то​ром огне(2)ая лиса во​ло​чи​ла в зубах рас​тре​па(3)ого бе​ло​го пе​ту​ха, уно​си​ла его куда-то за синие лесы, за вы​со​кие горы.

 

 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Все сёстры Головина доили коров и ходили за курами и пряли необыкновенную пряжу.

2) Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял.

3) В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.

4) Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук ни слёз маленького Шопена.

5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ип​по​лит Мат​ве​е​вич (1) то​мясь сты​дом (2) стоял под ака​ци​ей и (3) не глядя на гу​ля​ю​щих (4) твер​дил три за​учен​ные фразы.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уди​ви​тель​но при​ят​ным за​ня​ти​ем (1) пом​нит​ся (2) было для меня ле​жать на спине в лесу и гля​деть вверх. Тогда небо (3) ка​за​лось (4) без​дон​ным морем, рас​сти​лав​шим​ся перед гла​за​ми.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях должны стоять запятые.

Боль​шие (1) свет​лые зда​ния (2) окна ко​то​рых (3) от​ра​жа​ли пер​вые сол​неч​ные лучи (4) бе​жа​ли по обе сто​ро​ны до​ро​ги.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Не бы​ва​ет скуч​но в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) по​вни​ма​тель​нее взгля​ни​те на самую обык​но​вен​ную берёзу (4) ко​то​рая встре​тит​ся на вашем пути.

Прочитайте текст и выполните задания 20–24.

(1)В 1969 году в во​ро​неж​ской «Ком​му​не» я про​чи​тал за​мет​ку «За​жи​во по​гребённый» о че​ло​ве​ке, ко​то​рый в сорок вто​ром году де​зер​ти​ро​вал из армии и в те​че​ние два​дца​ти лет укры​вал​ся на чер​да​ке. (2)Он не​дав​но спу​стил​ся на землю и на​звал своё имя. (3)Тон​ких Ни​ко​лай. (4)Слу​чай не​ве​ро​ят​ный. (5)Как жур​на​лист, я не​мед​лен​но вы​ехал в Во​ро​неж​скую об​ласть...

(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь от​кры​ла жен​щи​на лет се​ми​де​ся​ти. (9)Хо​зяй​ка не рада гостю, но голос ис​ка​тель​ный.

–(10)Сей​час по​зо​ву Ни​ко​лая...

(11)Ни​ко​лай, как потом ока​за​лось, пер​вым уви​дел гостя – и сразу в сарай.

(12) Лю​бо​му че​ло​ве​ку в его по​ло​же​нии вся​кий раз​го​вор не​при​я​тен и тя​го​стен.

(13) Но гость сидит на ска​мей​ке, до​стал си​га​ре​ты, за​ку​рить пред​ла​га​ет – надо под​дер​жи​вать раз​го​вор.

(14)Слово за сло​вом я узнаю тра​ге​дию че​ло​ве​ка-труса.

(15)В сорок вто​ром, когда по​лы​хал Во​ро​неж, когда немцы рва​ну​лись к Волге, с хол​що​вы​ми сум​ка​ми за пле​ча​ми из Битюг-Матрёновки в Ли​пецк шла груп​па ребят.

(16)Парни спе​ши​ли к месту, где люди по​лу​ча​ли вин​тов​ки, потом са​ди​лись в теп​луш​ки и от​прав​ля​лись к Волге. (17)Каж​дый по​ни​мал, что ждёт его, но от стра​ха руки толь​ко креп​че сжи​ма​ли вин​тов​ку.

(18)А он ис​пу​гал​ся и бро​сил дру​зей, глу​хи​ми до​ро​га​ми пошёл назад, к дому.

(19) В под​сол​ну​хах до​ждал​ся по​лу​но​чи и, ози​ра​ясь, по​сту​чал в хату у Би​тю​га.

–(20)Мама, от​крой...

(21)Мать сжала его в объ​я​ти​ях.

–(22) Сынок... (23)Живой, здо​ро​вый. (24)Ни​ко​му не отдам... (25)Один раз живём...

(26)Так на​ча​лись страш​ные два​дцать лет жизни на чер​да​ке возле печ​ной трубы.

(27)Семь тысяч дней, по​хо​жих как близ​не​цы. (28)На​пе​речёт из​вест​ные звуки: это мать доит ко​ро​ву, это сест​ра по​ве​си​ла на стен​ку порт​фель, это скребётся мышь, это чер​вяк точит стро​пи​ла... (29)При каж​дом не​зна​ко​мом звуке че​ло​век у трубы вздра​ги​вал, сжи​мал​ся в комок.

(30)Летом, в тёмные часы между зо​ря​ми, че​ло​век спус​кал​ся к земле. (31)Ози​ра​ясь, он об​хо​дил во​круг хаты, тро​гал ру​ка​ми под​сол​ну​хи, при​кла​ды​вал ла​до​ни к осты​ва​ю​щим после днев​ной жары тык​вам. (32)Уснув​шие куз​не​чи​ки ша​ра​ха​лись из-под ног. (33)Че​ло​век думал: «Это они меня бо​ят​ся… (34)Часто думал: спу​щусь к людям, рас​ска​жу всё. (35)Бо​ял​ся. (36)Уже не кары за тру​сость бо​ял​ся – бо​ял​ся жизни. (37)Я за​ви​до​вал тем ре​бя​там, ко​то​рые не вер​ну​лись. (38)Я думал: им хо​ро​шо, лежат спо​кой​но, им носят цветы, их пом​нят. (39)А я... (40)Зачем?.. (41)Много раз тро​гал ру​ка​ми верёвку. (42)Ми​ну​та, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз...»

(45)Так через два​дцать лет ого​ро​да​ми к сель​со​ве​ту прошёл ни​ко​му не зна​ко​мый че​ло​век, на​звал себя… (46)Вот и вся тра​ги​че​ская и жал​кая судь​ба де​зер​ти​ра, про​ме​няв​ше​го живую жизнь на бес​ко​неч​ные годы стра​ха. (47)Он живёт те​перь среди нас, сам за​ра​ба​ты​ва​ет свой хлеб. (48)Он устаёт на ра​бо​те, из​бе​га​ет людей. (49)Спит он по-преж​не​му на чер​да​ке. (50)«Никак не при​вык​ну к избе...» (51)Ве​че​ра​ми, перед тем как по​лезть на чер​дак, долго стоит во дворе, про​во​жа​ет закат.

(52)Тру​сость в тяж​кий для Ро​ди​ны час тре​бу​ет на​ка​за​ния. (53)Но у кого под​ня​лась бы сей​час рука на этого жал​ко​го, ссох​ше​го​ся, с по​тух​ши​ми от стра​да​ния гла​за​ми че​ло​ве​ка, пе​ре​жив​ше​го семь тысяч дней стра​ха, на​ка​зав​ше​го себя сверх вся​кой меры! (54)Этот че​ло​век и те​перь го​во​рит: «Живём один раз». (55)Но он по​ни​ма​ет, как бес​по​щад​ны для него эти слова. (56)Два​дцать зо​ло​тых лет зачёрк​ну​то в жизни. (57)Да и те​перь что за жизнь? (58)Не вся​кий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, ост​рый слух ловит шёпот:

–(60)Де​зер​тир...

(61)Пре​зре​ние людей – самое тяж​кое на​ка​за​ние для че​ло​ве​ка. (62)А живём один раз...

 (по В.М. Пес​ко​ву*) *Ва​си​лий Ми​хай​ло​вич Пес​ков (род. в 1930 году) − рус​ский со​вет​ский пи​са​тель, жур​на​лист, пу​те​ше​ствен​ник и те​ле​ве​ду​щий.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Де​зер​тир, живя возле печ​ной трубы, бо​ял​ся каж​до​го но​во​го звука.

2) Од​но​сель​ча​не про​сти​ли Ни​ко​лаю его тру​сость.

3) Мать с ра​до​стью встре​ти​ла сбе​жав​ше​го из армии сына.

4) Ни​ко​лай ве​че​ра​ми любит про​во​жать закат, стоя во дворе.

5) В течение двадцати лет Николай Тонких ни разу не пожалел о своём поступке, потому что сохранил самое главное - жизнь.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В пред​ло​же​ни​ях 15-16 пред​став​ле​но по​вест​во​ва​ние.

2) Пред​ло​же​ние 12 объ​яс​ня​ет при​чи​ну того, о чём го​во​рит​ся в пред​ло​же​нии 11.

3) В пред​ло​же​ни​ях 30-31 пред​став​ле​но рас​суж​де​ние.

4) В пред​ло​же​нии 53 со​дер​жит​ся опи​са​тель​ный фраг​мент.

5) В предложениях 61-62 представлено повествование.

22. Из предложений 53-55 выпишите фразеологизм.

 

23. Среди пред​ло​же​ний 52-62 най​ди​те такое, ко​то​рое со​еди​ня​ет​ся с преды​ду​щим при по​мо​щи союза, лич​но​го ме​сто​име​ния и ука​за​тель​но​го ме​сто​име​ния. На​пи​ши​те номер этого пред​ло​же​ния.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ  справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. Рас​ска​зы​вая о слож​ной, про​ти​во​ре​чи​вой судь​бе де​зер​ти​ра, В.М. Пес​ков ис​поль​зу​ет раз​лич​ные син​так​си​че​ские сред​ства. Среди них особо сле​ду​ет от​ме​тить _______ (пред​ло​же​ния 13, 18, 31), ко​то​рые де​ла​ют по​вест​во​ва​ние более ди​на​мич​ным, а также_________(пред​ло​же​ния 35, 39, 40, 42), по​мо​га​ю​щие пе​ре​дать ду​шев​ное вол​не​ние и ско​ван​ность пер​со​на​жа. Лек​си​ка тек​ста про​ста и не​за​мыс​ло​ва​та, как скуд​ная со​бы​ти​я​ми жизнь глав​но​го героя. Ощу​ще​ние од​но​об​ра​зия, бо​лез​нен​ной мо​но​тон​но​сти по​мо​га​ют пе​ре​дать мно​го​чис​лен​ные __________ («думал» в пред​ло​же​ни​ях 33, 34, 38; «бо​ял​ся» в пред​ло​же​ни​ях 35, 36). В свою оче​редь, уме​лое ис​поль​зо​ва​ние ав​то​ром тро​пов, в част​но​сти __________ («жал​кая судь​ба» в пред​ло​же​нии 46, «тяж​кий час» в пред​ло​же​нии 52), до​бав​ля​ет ко​ло​ри​та, ожив​ля​ет по​вест​во​ва​ние.

 

Спи​сок тер​ми​нов:

 

1) не​пол​ные пред​ло​же​ния

2) эпи​тет(-ы)

3) пар​цел​ля​ция

4) ги​пер​бо​ла(-ы)

5) ри​то​ри​че​ские во​про​сы

6) ряды од​но​род​ных чле​нов

7) срав​не​ние(-я)

8) ри​то​ри​че​ские вос​кли​ца​ния

9) лек​си​че​ские по​вто​ры

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ  в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

 

 Литература

Урок в режиме онлайн

Тема. Внеклассное чтение. Фредерик Стендаль "Красное и черное". Многозначность символического названия романа

1.   Становление и развитие французского реализма

Эпоха Реставрации - период вторичного правления династии Бурбонов, свергнутой в конце 18 века в Великой французской революции. Различают

1-ю(1814-1815) и 2-ю(1815-1830). Конец режиму положен июльской революции 1830 года.

О реализме во Франции первый заговорил Анри Мари Бейль (Стендаль), его трактат “Расин и Шекспир” и предисловие “Человеческой комедии” О.Бальзака стали подлинными манифестами критического реализма. Наиболее яркими представителями этого метода являются Стендаль, О.Бальзак, Г.Флобер, П.Мериме, Г.Мопассан.

Особенностью развития французского реализма было то , что он начал формироваться в обстановке острой идеологической и классовой борьбы. Передовые писатели того времени не только критиковали буржуазию и аристократов, они искали положительный идеал, стремились доказать, что все происходящее в буржуазном мире лишено гуманности и является предательством идеалов просветителей и великой французской революции. Герои их произведений боролись за переустройство мира и свое место в нем.

Отличительная черта французской реалистической литературы - ее демократизм. Стендаль писал: “Нам нужна не литература, созданная для дворян, а литература, созданная для народа”.

Художники-реалисты не просто накапливают и обобщают факты, они стремятся установить связь между ними, исследовать социальные корни общественных явлений.

Еще одна отличительная черта критического реализма - расширение тематики произведений, стремление к охвату всех областей жизни, изображение людей всех возрастов, социальных групп. Большое внимание писатели-реалисты уделяют деталям в различных описаниях, добиваясь индивидуализации персонажей и психологической обусловленности действий героев.

2.    Проницательный “наблюдатель человеческих характеров ”

Жизнь Стендаля была овеяна романтикой и же­стокой борьбой за существование, наполнена бурны­ми событиями и насыщена яркими впечатлениями. Будучи политиком и дипломатом, он посетил мно­гие европейские государства, познал большую лю­бовь и разочарование в ней. Страсть к художе­ственному творчеству приносила ему счастье даже в годы одинокой старости Италии, где он жил, от­казавшись от французского гражданства, в годы Ре­ставрации.

Тонкий знаток человеческой души, Стендаль создал живые и сложные характеры, открыл новые воз­можности изображения психологической жизни чело­века, тончайших изгибов его помыслов и чувств. Извечную борьбу добра и зла в человеке он объяс­нял конкретными обстоятельствами бытия. Истори­ческая правда — краеугольный камень его произве­дений. Герои Стендаля связаны неразрывными уза­ми с окружающей их действительностью. Познать личность героя означало для него проникнуть в таинственные законы исторических событий. Не уди­вительно, что он сравнивал писателя с «зеркалом», которое «отражает то небесную голубизну, то гряз­ные лужи и выбоины». Полемизируя с класси­цистами и отдавая предпочтение романтизму, Стен­даль-художник, по существу, был первым француз­ским романистом-реалистом.

Романы писателя «Красное и черное», «Пармская обитель», новелла «Ванина Ванини» навсегда вошли в сокровищницу всемирной литературы. При жизни Стендаль заслужил признание немногих, но среди них были такие выдающиеся люди, как отец и сын Дюма, Жорж Санд, Оноре де Бальзак, Гюстав Фло­бер, П. Мериме, А. С. Пушкин. Творческая манера писателя, его стилистика опередили свое время и оказались поразительно созвучными началу XXI в.

Андре Моруа в своей лекции о любимом клас­сике XIX ст. писал: «Вот истины, которые нахо­дишь у Стендаля и только у него... "Друг чита­тель,— говорил он,— не проводи свою жизнь в стра­хе и ненависти". Будем уважать этот совет, слегка видоизменив его формулу. Изложим его так: «Друг читатель, проводи свою жизнь в любви и высоких устремлениях».

 

3.    Жизнь и творчество Стендаля

Фредерик Стендаль (настоящее имя Анри Мари Бейль) — классик французской литературы, положивший начало ре­алис­ти­чес­ко­му пси­хо­ло­гиз­му и выразивший в своем творчестве героический дух, высвобожденный эпохой Великой французской революции и на­по­ле­он­ов­ских войн.

23 января 1783 г. — родился в Гренобле в семье адвоката.

1796–1799 гг. — учился в Центральной гренобльской школе, принадлежавшей к числу наиболее прогрессивных элитарных учебных заведений.

1799 г. — отправился в Париж с намерением продолжить образование в столице, но произошедший политический переворот, вследствие которого молодой генерал Наполеон Бонапарт захватил власть в стране, заставил юношу забыть об учебе и вступить в наполеоновскую армию.

1800–1814 г. — годы военной службы. В качестве офицера Стендаль побывал в Италии (где всерьез увлекся изучением итальянской живописи) , участвовал в военных действиях на территории Австрии и Германии (где посетил городок Штендаль, давший ему литературный псевдоним), разделил со своими товарищами тяготы похода в Россию, во время которого стал свидетелем знаменитого пожара в Москве 1812 г. Военная карьера Стендаля завершилась после падения его кумира — Наполеона, к образу которого он неоднократно обращался в своем творчестве , в частности, в книгах «Жизнь Наполеона» (1817) и «Воспоминания о Наполеоне» (1837) , оставшихся неоконченными.

1814 г. — Реставрация режима Бурбонов вынудила Стендаля уехать в Италию, в Милан, где он сблизился с политическим движением карбонариев— борцов за освобождение Италии от власти иностранных государств. Там же Стендаль познакомился с Байроном и итальянскими поэтами.

1821 г. — после разгрома Неаполитанской революции писатель вернулся в Париж, где в качестве журналиста сотрудничал с разными изданиями.

1822 г. — закончил работу над «Трактатом о любви», в котором развил оригинальную теорию любовного чувства.

 

                     Эстетические взгляды Стендаля

В 1840 году Бальзак написал статью “Этюд о Бейле”. Называя Стендаля замечательным художником, Бальзак утверждал, что понять его могут только возвышенные умы общества. На Стендаля было обращено внимание. Сам Стендаль часто говорил, что читать его будут или в конце ХIХ века ( в 80-х), или в конце 30-х ХIХ века. Его предсказания сбылись.

Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма.

В своем понимании искусства и роли художника Стендаль во многом идет от просветителей.(Кабаниса, Дидро, Гольбаха)

            

                        Положения сводятся к следующему

1.      Искусство по своей природе социально, она служит общественным целям.

2.      Художник только тогда выполняет свое предназначение, если он ведет за  собой общество.

3.      Искусство должно быть правдивым.

4.      Необходимость учиться у Шекспира ( для Стендаля Шекспир есть наиболее законченное воплощение реалистических тенденций).

5.      Свои силы и способности он должен направлять на благо родины, государства, общества.

В литературу  ХIХ века Стендаль вносит боевой дух века. Просвещения и революции, веру в разум, в гармоническую личность , культ сильных страстей.

Эпиграфом к своему роману Стендаль взял слова Дантона:

“ Правда, суровая правда ”

 

4.    “ Я могу умереть на улице”

Размышляя как-то об искусстве, Стендаль высказал следующую мысль: «Каждый художник дол­жен смотреть на природу по-своему. Что может быть нелепее взгляда на природу, заимствованного у другого человека, и притом иной раз у человека с совершенно противоположным характером». Писа­тель до конца жизни следовал этому утверждению, создавая свои произведения, которые и сегодня яв­ляются «письмами в будущее».

После завершения «Пармской обители» Стендаль полон новых творческих замыслов и идей. Однако незаметно приближалась старость, и большинство его замыслов остались незавершенными. Роман «Лумьель» так и остался лежать на рабочем столе писателя незаконченным и был опубликован лишь много лет спустя. Итальянская хроника «Сестра схоластика» — последняя рукопись, которую правил Стендаль.

В последние годы жизни писателя все чаще посещали мрачные мысли. Он рисовал пистолеты на полях своих бесконечных тетрадей, и только опти­мистическое миросознание и его интерес к различ­ным проявлениям жизни удерживали Стендаля от рокового выстрела.

8 ноября 1841 г. писатель записал в своем дневнике следующую фразу: «Ничего нет смешного в том, что я могу умереть на улице». Стендаль действительно умер на улице 23 марта 1842 г. Во время прогулки он упал, сраженный апоплекси­ческим ударом. На следующий день французские газеты поместили краткое сообщение о том, что на кладбище Монмартр погребен... малоизвестный не­мецкий стихотворец Фридрих Стендаль.

Как-то Стендаль в шутку заметил: «Меня будут читать в 1935 году». Однако не прошло и десяти лет после смерти писателя, как его творчество «от­крыл» для себя и всей читающей Франции попу­лярный литературовед и философ-позитивист Иппо­лит Тэн. Он писал: «Я ищу слова для того, чтобы определить характер ума Стендаля, и мне кажется, что слова эти "выдающийся ум"». Эмиль Золя, счи­тающий себя наследником реалистической традиции, вспоминая Стендаля как одного из своих учителей, подчеркивал: «Никто еще не овладел так механиз­мом человеческой души». А в середине XX в. Луи Арагон заявлял: «Стендаль — писатель будущего. Нам очень хочется надеяться, что вы, вслед за великим скептиком и гуманистом XX в. Анатолем Франсом, сможете сказать: «Стендаля мы любим, и нам при­ятно перечитывать творения этого беспокойнейшего из умов».

          

5.   Теория литературы

Социально психологический роман- литературный жанр, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя в кризисный или нестандартный период его жизни, раскрывающий его психологические характеристики и взаимоотношения с окружающими, отображающий актуальные социальные вопросы и проблемы.

Философско-психологический роман воспитания

6.    История создания романа

"XIX в. будет отличаться от всех ему предшествующих веков точным и пламенным изображением человеческого сердца" , - писал Стендаль. По сути, это была сверхзадача, которую ставил перед собой писатель, приступая к созданию нового романа. К этому времени у Стендаля уже был выработан "жесткий, суховатый, пренебрегающий метафорическими узорами аналитический слог". В общих чертах писателю был ясен и образ современного молодого человека - дерзкого искателя счастья, энергичного и страстного в своих взлетах и падениях, который и был, по мнению Стендаля, героем нового времени.

И Стендаль открыл для себя такой источник - уголовную хронику.

"Судебная газета" сообщала о том, что в декабре 1827 г. Гренобльский суд слушал дело некоего Антуана Берте, девятнадцатилетнего сына сельского кузнеца, воспитанного священником местного прихода. Этот молодой человек, попав в качестве наставника детей в дворянское семейство города Гренобля, спустя несколько лет стреляет во время богослужения в церкви сперва в мать семейства, а потом в себя. Оба они остались живы. Как водится, Антуана Берте судили и безжалостно приговорили к смертной казни. Приговор не замедлили привести в исполнение. Французские газеты на все лады комментировали эту скандальную историю, создавая общественное мнение, против которого и восстал Стендаль. Так родился замысел романа "Красное и черное" , прославившего имя писателя в веках.

Всего три года понадобилось Стендалю, чтобы реализовать свой замысел. Ему блестяще удалось переложить "весьма обыденное уголовное преступление" на язык искусства. При этом писатель достиг значительного успеха в описании социальной картины жизни французского общества начала XIX в. , определившего логику поведения героя в его новом романе.

Действие романа разворачивается в вымышленном городке Верьере, напоминающем Стендалю современный Гренобль, а также в Безансоне, где писатель никогда не был, и в Париже, в котором он подолгу жил и который хорошо знал, но, кажется, никогда по-настоящему не любил. Условность места действия романа не случайна и легко объяснима: она способствовала свободному течению повествования, создавая впечатление всеохватности и всеобщности происходящих событий.

 


 

7.    Многозначность символического названия



                                   “Хроника  ХIХ века ”

                                    “Жюльен Сорель ”

                                              “Красное и черное”

Красное                              Действие в романе                               Черное

                                             Эпоха Реставрации

идеализированная                                                                    символ эпохи Реставрации

эпоха наполеоновской войны                                                 монархия-пережиток

надежда на свободу, права и                                                   лицемерие и ханжество

возможности

вера, надежда, любовь

 

Красное                                    В.И.Реизов                                      Черное

ярость, убийство                     Полемика

бунт, особое                                 масса

состояние  духа                      истолкований

                                              символическая

                                             неопределенность

                                                емкость

 


                                мир противоречивые черты война

Наполеон                                                                                            Бурбоны

революция                                                                                          Реставрация

жизнь                                                                                                  смерть

 

 

8.    Работа над идейно-тематическим содержанием

Роман «Красное и черное» увидел свет спустя несколько месяцев после Июльской революции 1830 года. Действие произведения разворачивается в эпоху правления Карла X (1824-1830), когда феодально-клерикальная реакция достигла своего апогея; ультрароялисты пытаются возродить былое величие монархии; огромная армия иезуитов проникает во все уголки Франции, подчиняя своей власти души людей.

Композиция романа

Происходящие события в романе описаны в хронологической последовательности, события группируются вокруг одного героя. Это роман “единого героя ” .При помощи перемещений главного героя, рассказывая о его знакомствах и наблюдениях, писателю удалось создать широкую картину политической и социальной жизни Франции. Действие охватывает четыре года (в начале Жюльену 19 лет, в конце 23 года). Роман делится на главы, между которыми различные временные интервалы. Прерывистость определяет стиль романа-  “рубленный ”(Стендаль).

Мотивы важнейшего события - выстрела Ж.- не комментируются автором.

Главная проблема - это проблема лица и маски. Маска выступает как идеальный образец и средство приспособления.

 

           Опорная схема “Система образов романа ”

                                               Верьер (провинция)

                                     мэр города господин де Реналь, буржуа Вально,

                                           директор дома призрения,аббат Шелан,

                                           мещане Сореля (стремление к достатку, богатство,

 Жюльен                        зависть, невежество)

 Сорель                       Безансонская семинария (духовенство)

                                       Епископ- ректор духовной семинарии

                                            аббаты Пирар, Кастанед, семинаристы

                                            (подозрительность, наушничество, зависть, подсиживание)  

                                       Париж. Высшая аристократия

                                       семья маркиза де ла Моль, посетители его салона

                                       (высокомерие, пресыщенность, скука,

                                      “гнет морального удушья”)

                     Теория литературы

Психологизм стендалевской прозы – художественное изображение внутреннего мира героев, их мыслей, переживаний, желаний, раскрытие сложных духовных процессов.

Внутренний монолог- диалог с самим собой.

 

Домашнее задание. Подготовить письменную характеристику Жульена Сореля

 


Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс