24 апреля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
24 апреля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Итоговый контрольная работа в формате ЕГЭ (за год).
Писать нужно на отдельных листах в линию. Работы пишутся аккуратным почерком и сдаются в срок. Будьте внимательны при выполнении работы.
Вариант 1
Ответами
к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность
слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем
перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от
номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и
других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной
клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните
задания 1–3.
(1)Сохранение
культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей
природы. (2)Утраты в природе до известных пределов восстановимы, в
отличие от потерь культурных. (3)<...> современные учёные
(археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты
и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных
особенностей народов и наций становятся ключевым моментом
человеческого прогресса и самовыражения.
1. В каких из приведённых ниже предложений
верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Сохранение окружающей среды
— задача не менее важная, чем сохранение культуры народов и наций.
2) Ключевым моментом
человеческого прогресса и самовыражения становится защита и
сохранение культурной специфики народов и наций.
3) Археологи, историки,
этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные
особенности народов и наций.
4) Учёные считают, что
сохранение культурной специфики народов и наций и её защита –это
ключевой момент человеческого прогресса и самовыражения.
5) По мнению современных учёных,
утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от
потерь культурных.
2. Какое из приведённых ниже слов
(сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении
текста? Выпишите это слово.
Однако
Поэтому
Например,
Наоборот
В то же время
3. Прочитайте фрагмент словарной
статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите
значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении
текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в
приведённом фрагменте словарной статьи.
СРЕДА́, -ы, вин. среду,
мн. среды, сред, средам, жен.
1. Вещество, заполняющее
пространство, а также тела, окружающие что-н. Воздушная с.
Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на к-рой
выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия,
благоприятные для существования, порождения чего-н.).
2. ед. Окружение, совокупность
природных условий, в к-рых протекает деятельность человеческого
общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей
среды.
3. ед. Окружающие
социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей,
связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей
среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти,
развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и шутл.).
4. В одном из приведённых ниже слов
допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
крАны
некролОг
экспЕрт
тортОв
Отрочество
5. В одном из приведённых ниже
предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
Мотылёк сейчас только вспомнил, что у
него в кармане всего тридцать копеек, а плата за АБОНЕМЕНТ в месяц с залогом
превышала эту сумму ровно в семь раз.
"До востребования"
означало, что АДРЕСАТ сам должен получить письмо на почтамте.
Он [Мурзик] прыгал в темноту, ляскал
зубами и отскакивал - воевал с НЕПРИГЛЯДНОЙ октябрьской ночью.
Мы должны быть БЛАГОДАРНЫМИ сыновьями
нашей великой матери — Древней Руси.
Под сводами нового храма,
выстроенного лет пять назад, в БУДНИЙ день и в час, свободный от службы, искали
утешения всего несколько человек.
6. В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
спелых АБРИКОСОВ
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
здоровые ДЁСНА
МОКЛА под дождём
7. Установите соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с причастным оборотом |
1).Никто из тех, кто играл в
школьной волейбольной команде, не стал профессиональным
спортсменом. |
Б) ошибка в построении сложноподчиненного предложения |
2). Дорога привела нас к
деревеньке, поразившей всех своим заброшенным видом. |
В) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением |
3). На уроке литературы мы
рассуждали, что в своих рассказах А.П. Чехов по-новому покахал тип
«маленького» человека. |
Г) неправильное построение
предложения с деепричастным оборотом |
4).Осенью колосья пшеницы ждут того
часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны. |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с
предлогом |
5). Изучая растения средней полосы,
используется озеленение участков. |
|
6). Грибники вышли на поляну, где
росла одинокая ёлочка, окружённая хороводом маслят. |
|
7). О пьесе «Вишнёвом саде» А.П.
Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия. |
|
8). Согласно правил вводные слова
выделяются на письме запятыми. |
|
9). Я спрсил нашего провожатого,
кто здесь ловит соболей. |
8. Определите слово, в котором
пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив
пропущенную букву.
огл..шение
б..ланс
р..спублика
к..талог
приск..кать
9. Определите ряд, в котором в обоих
словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив
пропущенную букву.
пр..свистывать, пр..мудрый
в..кружить, бе..корыстный
о..гадать, пре..усмотреть
пр..клеить, пр..неприятный
о..ключить, по..пустить
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
расстра…ваться
овлад..вать
завистл..вый
заканч..вать
доверч..вый
11. Выпишите слово, в котором на
месте пропуска пишется буква И.
постел..шь
движ..мый
уменьш..нный
подкол…шь
обид…вший
12. Определите предложение, в котором
НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Во всем его облике Иван не видел
теперь ни тени былой враждебности, немец был прост, деятелен, по каким-то
признакам в нем чувствовался открытый, (не)злой человек.
«Успокойте друга», - сказал он,
(не)изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало
равнодушие и даже насмешка.
У него глаза потухли, и в них
(не)сверкали отблески вечернего солнца.
Мне вовсе (не)интересно схватить
насморк.
Сам (не)знающий покоя, человек с
осатанелым упорством стремится подчинить, заарканить природу.
13. Определите предложение, в котором
оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите
эти два слова.
Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.
Соседка заметила (ВО)ВСЁМ КАКОЙ(ТО)
беспорядок.
Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье
для тела, ТАК(ЖЕ) жизненно необходима.
Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел
старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.
(ОТ)ТОГО незнакомого и страшного
зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться,
ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.
14. Укажите все цифры, на месте
которых пишется НН.
Над детской кроваткой висел
тка(1)ый коврик, на котором огне(2)ая лиса волочила в зубах
растрепа(3)ого белого петуха, уносила его куда-то за синие лесы, за
высокие горы.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Все сёстры Головина доили коров и
ходили за курами и пряли необыкновенную пряжу.
2) Часто маленький Шопен брал
несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял.
3) В деревне все сельские мальчишки
ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.
4) Гости не видели ни разорванной
тетради ни дрожи рук ни слёз маленького Шопена.
5) Дома не сиделось и мы решили
проведать наших старых знакомых.
16. Расставьте знаки
препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
Ипполит Матвеевич (1) томясь
стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три
заученные фразы.
17. Расставьте знаки
препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
Удивительно приятным
занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть
вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся
перед глазами.
18. Расставьте знаки
препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях
должны стоять запятые.
Большие (1) светлые здания (2)
окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе
стороны дороги.
19. Расставьте знаки
препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны
стоять запятые.
Не бывает скучно в лесу (1) и
(2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую
обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.
Прочитайте
текст и выполните задания 20–24.
(1)В 1969 году в воронежской
«Коммуне» я прочитал заметку «Заживо погребённый» о человеке, который
в сорок втором году дезертировал из армии и в течение двадцати лет
укрывался на чердаке. (2)Он недавно спустился на землю и назвал своё
имя. (3)Тонких Николай. (4)Случай невероятный. (5)Как журналист, я
немедленно выехал в Воронежскую область...
(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на
краю села. (8)Дверь открыла женщина лет семидесяти. (9)Хозяйка не
рада гостю, но голос искательный.
–(10)Сейчас позову Николая...
(11)Николай, как потом оказалось,
первым увидел гостя – и сразу в сарай.
(12) Любому человеку в его
положении всякий разговор неприятен и тягостен.
(13) Но гость сидит на скамейке,
достал сигареты, закурить предлагает – надо поддерживать
разговор.
(14)Слово за словом я узнаю
трагедию человека-труса.
(15)В сорок втором, когда полыхал
Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с холщовыми сумками за
плечами из Битюг-Матрёновки в Липецк шла группа ребят.
(16)Парни спешили к месту, где люди
получали винтовки, потом садились в теплушки и отправлялись к
Волге. (17)Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только крепче
сжимали винтовку.
(18)А он испугался и бросил
друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому.
(19) В подсолнухах дождался
полуночи и, озираясь, постучал в хату у Битюга.
–(20)Мама, открой...
(21)Мать сжала его в объятиях.
–(22) Сынок... (23)Живой, здоровый.
(24)Никому не отдам... (25)Один раз живём...
(26)Так начались страшные
двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы.
(27)Семь тысяч дней, похожих как
близнецы. (28)Наперечёт известные звуки: это мать доит корову, это
сестра повесила на стенку портфель, это скребётся мышь, это червяк точит
стропила... (29)При каждом незнакомом звуке человек у трубы
вздрагивал, сжимался в комок.
(30)Летом, в тёмные часы между
зорями, человек спускался к земле. (31)Озираясь, он обходил вокруг
хаты, трогал руками подсолнухи, прикладывал ладони к остывающим
после дневной жары тыквам. (32)Уснувшие кузнечики шарахались из-под
ног. (33)Человек думал: «Это они меня боятся… (34)Часто думал: спущусь к
людям, расскажу всё. (35)Боялся. (36)Уже не кары за трусость боялся –
боялся жизни. (37)Я завидовал тем ребятам, которые не вернулись.
(38)Я думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят. (39)А
я... (40)Зачем?.. (41)Много раз трогал руками верёвку. (42)Минута, и всё.
(43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз...»
(45)Так через двадцать лет
огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый человек, назвал
себя… (46)Вот и вся трагическая и жалкая судьба дезертира,
променявшего живую жизнь на бесконечные годы страха. (47)Он живёт
теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб. (48)Он устаёт на работе,
избегает людей. (49)Спит он по-прежнему на чердаке. (50)«Никак не
привыкну к избе...» (51)Вечерами, перед тем как полезть на чердак, долго
стоит во дворе, провожает закат.
(52)Трусость в тяжкий для Родины
час требует наказания. (53)Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого
жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека,
пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой
меры! (54)Этот человек и теперь говорит: «Живём один раз». (55)Но он
понимает, как беспощадны для него эти слова. (56)Двадцать золотых лет
зачёркнуто в жизни. (57)Да и теперь что за жизнь? (58)Не всякий подаёт
руку. (59)А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот:
–(60)Дезертир...
(61)Презрение людей – самое тяжкое
наказание для человека. (62)А живём один раз...
(по В.М. Пескову*)
*Василий Михайлович Песков (род. в 1930 году) − русский советский
писатель, журналист, путешественник и телеведущий.
20. Какие из высказываний
соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Дезертир, живя возле печной
трубы, боялся каждого нового звука.
2) Односельчане простили
Николаю его трусость.
3) Мать с радостью встретила
сбежавшего из армии сына.
4) Николай вечерами любит
провожать закат, стоя во дворе.
5) В течение двадцати лет Николай
Тонких ни разу не пожалел о своём поступке, потому что сохранил самое главное -
жизнь.
21. Какие из перечисленных
утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 15-16
представлено повествование.
2) Предложение 12 объясняет
причину того, о чём говорится в предложении 11.
3) В предложениях 30-31
представлено рассуждение.
4) В предложении 53 содержится
описательный фрагмент.
5) В предложениях 61-62 представлено
повествование.
22. Из предложений 53-55 выпишите
фразеологизм.
23. Среди предложений 52-62
найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза,
личного местоимения и указательного местоимения. Напишите номер
этого предложения.
Прочитайте
фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали,
выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности
текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на
места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность
цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от
номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и
других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с
приведёнными в бланке образцами.
24.
Рассказывая о сложной, противоречивой судьбе дезертира, В.М.
Песков использует различные синтаксические средства. Среди них особо
следует отметить _______ (предложения 13, 18, 31), которые делают
повествование более динамичным, а также_________(предложения 35, 39,
40, 42), помогающие передать душевное волнение и скованность
персонажа. Лексика текста проста и незамысловата, как скудная
событиями жизнь главного героя. Ощущение однообразия,
болезненной монотонности помогают передать многочисленные
__________ («думал» в предложениях 33, 34, 38; «боялся» в
предложениях 35, 36). В свою очередь, умелое использование автором
тропов, в частности __________ («жалкая судьба» в предложении 46,
«тяжкий час» в предложении 52), добавляет колорита, оживляет
повествование.
Список терминов:
1) неполные предложения
2) эпитет(-ы)
3) парцелляция
4) гипербола(-ы)
5) риторические вопросы
6) ряды однородных членов
7) сравнение(-я)
8) риторические восклицания
9) лексические повторы
Не
забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Литература
Урок в режиме онлайн
Тема. Внеклассное чтение. Фредерик Стендаль "Красное и черное". Многозначность символического названия романа
1. Становление и развитие французского реализма
Эпоха Реставрации - период вторичного правления династии Бурбонов, свергнутой в конце 18 века в Великой французской революции. Различают
1-ю(1814-1815) и 2-ю(1815-1830). Конец режиму положен июльской революции 1830 года.
О реализме во Франции первый заговорил Анри Мари Бейль (Стендаль), его трактат “Расин и Шекспир” и предисловие “Человеческой комедии” О.Бальзака стали подлинными манифестами критического реализма. Наиболее яркими представителями этого метода являются Стендаль, О.Бальзак, Г.Флобер, П.Мериме, Г.Мопассан.
Особенностью развития французского реализма было то , что он начал формироваться в обстановке острой идеологической и классовой борьбы. Передовые писатели того времени не только критиковали буржуазию и аристократов, они искали положительный идеал, стремились доказать, что все происходящее в буржуазном мире лишено гуманности и является предательством идеалов просветителей и великой французской революции. Герои их произведений боролись за переустройство мира и свое место в нем.
Отличительная черта французской реалистической литературы - ее демократизм. Стендаль писал: “Нам нужна не литература, созданная для дворян, а литература, созданная для народа”.
Художники-реалисты не просто накапливают и обобщают факты, они стремятся установить связь между ними, исследовать социальные корни общественных явлений.
Еще одна отличительная черта критического реализма - расширение тематики произведений, стремление к охвату всех областей жизни, изображение людей всех возрастов, социальных групп. Большое внимание писатели-реалисты уделяют деталям в различных описаниях, добиваясь индивидуализации персонажей и психологической обусловленности действий героев.
2.
Проницательный “наблюдатель
человеческих характеров ”
Жизнь Стендаля была овеяна романтикой и жестокой борьбой за существование, наполнена бурными событиями и насыщена яркими впечатлениями. Будучи политиком и дипломатом, он посетил многие европейские государства, познал большую любовь и разочарование в ней. Страсть к художественному творчеству приносила ему счастье даже в годы одинокой старости Италии, где он жил, отказавшись от французского гражданства, в годы Реставрации.
Тонкий знаток человеческой души, Стендаль создал живые и сложные характеры, открыл новые возможности изображения психологической жизни человека, тончайших изгибов его помыслов и чувств. Извечную борьбу добра и зла в человеке он объяснял конкретными обстоятельствами бытия. Историческая правда — краеугольный камень его произведений. Герои Стендаля связаны неразрывными узами с окружающей их действительностью. Познать личность героя означало для него проникнуть в таинственные законы исторических событий. Не удивительно, что он сравнивал писателя с «зеркалом», которое «отражает то небесную голубизну, то грязные лужи и выбоины». Полемизируя с классицистами и отдавая предпочтение романтизму, Стендаль-художник, по существу, был первым французским романистом-реалистом.
Романы писателя «Красное и черное», «Пармская обитель», новелла «Ванина Ванини» навсегда вошли в сокровищницу всемирной литературы. При жизни Стендаль заслужил признание немногих, но среди них были такие выдающиеся люди, как отец и сын Дюма, Жорж Санд, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, П. Мериме, А. С. Пушкин. Творческая манера писателя, его стилистика опередили свое время и оказались поразительно созвучными началу XXI в.
Андре Моруа в своей лекции о любимом классике XIX ст. писал: «Вот истины, которые находишь у Стендаля и только у него... "Друг читатель,— говорил он,— не проводи свою жизнь в страхе и ненависти". Будем уважать этот совет, слегка видоизменив его формулу. Изложим его так: «Друг читатель, проводи свою жизнь в любви и высоких устремлениях».
3.
Жизнь и творчество Стендаля
Фредерик Стендаль (настоящее имя Анри Мари Бейль) — классик французской литературы, положивший начало реалистическому психологизму и выразивший в своем творчестве героический дух, высвобожденный эпохой Великой французской революции и наполеоновских войн.
23 января 1783 г. — родился в Гренобле в семье адвоката.
1796–1799 гг. — учился в Центральной гренобльской школе, принадлежавшей к числу наиболее прогрессивных элитарных учебных заведений.
1799 г. — отправился в Париж с намерением продолжить образование в столице, но произошедший политический переворот, вследствие которого молодой генерал Наполеон Бонапарт захватил власть в стране, заставил юношу забыть об учебе и вступить в наполеоновскую армию.
1800–1814 г. — годы военной службы. В качестве офицера Стендаль побывал в Италии (где всерьез увлекся изучением итальянской живописи) , участвовал в военных действиях на территории Австрии и Германии (где посетил городок Штендаль, давший ему литературный псевдоним), разделил со своими товарищами тяготы похода в Россию, во время которого стал свидетелем знаменитого пожара в Москве 1812 г. Военная карьера Стендаля завершилась после падения его кумира — Наполеона, к образу которого он неоднократно обращался в своем творчестве , в частности, в книгах «Жизнь Наполеона» (1817) и «Воспоминания о Наполеоне» (1837) , оставшихся неоконченными.
1814 г. — Реставрация режима Бурбонов вынудила Стендаля уехать в Италию, в Милан, где он сблизился с политическим движением карбонариев— борцов за освобождение Италии от власти иностранных государств. Там же Стендаль познакомился с Байроном и итальянскими поэтами.
1821 г. — после разгрома Неаполитанской революции писатель вернулся в Париж, где в качестве журналиста сотрудничал с разными изданиями.
1822 г. — закончил работу над «Трактатом о любви», в котором развил оригинальную теорию любовного чувства.
Эстетические взгляды Стендаля
В 1840 году Бальзак написал статью “Этюд о Бейле”. Называя Стендаля замечательным художником, Бальзак утверждал, что понять его могут только возвышенные умы общества. На Стендаля было обращено внимание. Сам Стендаль часто говорил, что читать его будут или в конце ХIХ века ( в 80-х), или в конце 30-х ХIХ века. Его предсказания сбылись.
Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма.
В своем понимании искусства и роли художника Стендаль во многом идет от просветителей.(Кабаниса, Дидро, Гольбаха)
Положения сводятся к следующему
1. Искусство по своей природе
социально, она служит общественным целям.
2. Художник только тогда выполняет
свое предназначение, если он ведет за
собой общество.
3. Искусство должно быть
правдивым.
4. Необходимость учиться у
Шекспира ( для Стендаля Шекспир есть наиболее законченное воплощение
реалистических тенденций).
5. Свои силы и способности он
должен направлять на благо родины, государства, общества.
В
литературу ХIХ века Стендаль вносит
боевой дух века. Просвещения и революции, веру в разум, в гармоническую
личность , культ сильных страстей.
Эпиграфом
к своему роману Стендаль взял слова Дантона:
“
Правда, суровая правда ”
4. “
Я могу умереть на улице”
Размышляя как-то об искусстве,
Стендаль высказал следующую мысль: «Каждый художник должен смотреть на
природу по-своему. Что может быть нелепее взгляда на природу, заимствованного
у другого человека, и притом иной раз у человека с совершенно противоположным
характером». Писатель до конца жизни следовал этому утверждению, создавая
свои произведения, которые и сегодня являются «письмами в будущее».
После завершения «Пармской
обители» Стендаль полон новых творческих замыслов и идей. Однако незаметно
приближалась старость, и большинство его замыслов остались незавершенными.
Роман «Лумьель» так и остался лежать на рабочем столе писателя незаконченным
и был опубликован лишь много лет спустя. Итальянская хроника «Сестра схоластика»
— последняя рукопись, которую правил Стендаль.
В последние годы жизни писателя
все чаще посещали мрачные мысли. Он рисовал пистолеты на полях своих
бесконечных тетрадей, и только оптимистическое миросознание и его интерес к
различным проявлениям жизни удерживали Стендаля от рокового выстрела.
8 ноября 1841 г. писатель
записал в своем дневнике следующую фразу: «Ничего нет смешного в том, что я
могу умереть на улице». Стендаль действительно умер на улице 23 марта 1842 г.
Во время прогулки он упал, сраженный апоплексическим ударом. На следующий
день французские газеты поместили краткое сообщение о том, что на кладбище
Монмартр погребен... малоизвестный немецкий стихотворец Фридрих Стендаль.
Как-то Стендаль в шутку
заметил: «Меня будут читать в 1935 году». Однако не прошло и десяти лет после
смерти писателя, как его творчество «открыл» для себя и всей читающей
Франции популярный литературовед и философ-позитивист Ипполит Тэн. Он
писал: «Я ищу слова для того, чтобы определить характер ума Стендаля, и мне
кажется, что слова эти "выдающийся ум"». Эмиль Золя, считающий
себя наследником реалистической традиции, вспоминая Стендаля как одного из
своих учителей, подчеркивал: «Никто еще не овладел так механизмом
человеческой души». А в середине XX в. Луи Арагон заявлял: «Стендаль —
писатель будущего. Нам очень хочется надеяться, что вы, вслед за великим
скептиком и гуманистом XX в. Анатолем Франсом, сможете сказать: «Стендаля мы
любим, и нам приятно перечитывать творения этого беспокойнейшего из умов».
5. Теория литературы
Социально психологический
роман- литературный
жанр, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии
личности главного героя в кризисный или нестандартный период его жизни,
раскрывающий его психологические характеристики и взаимоотношения с
окружающими, отображающий актуальные социальные вопросы и проблемы.
Философско-психологический
роман воспитания
6.
История создания романа
"XIX в. будет отличаться от всех ему предшествующих веков точным и пламенным изображением человеческого сердца" , - писал Стендаль. По сути, это была сверхзадача, которую ставил перед собой писатель, приступая к созданию нового романа. К этому времени у Стендаля уже был выработан "жесткий, суховатый, пренебрегающий метафорическими узорами аналитический слог". В общих чертах писателю был ясен и образ современного молодого человека - дерзкого искателя счастья, энергичного и страстного в своих взлетах и падениях, который и был, по мнению Стендаля, героем нового времени.
И Стендаль открыл для себя такой источник - уголовную хронику.
"Судебная газета" сообщала о том, что в декабре 1827 г. Гренобльский суд слушал дело некоего Антуана Берте, девятнадцатилетнего сына сельского кузнеца, воспитанного священником местного прихода. Этот молодой человек, попав в качестве наставника детей в дворянское семейство города Гренобля, спустя несколько лет стреляет во время богослужения в церкви сперва в мать семейства, а потом в себя. Оба они остались живы. Как водится, Антуана Берте судили и безжалостно приговорили к смертной казни. Приговор не замедлили привести в исполнение. Французские газеты на все лады комментировали эту скандальную историю, создавая общественное мнение, против которого и восстал Стендаль. Так родился замысел романа "Красное и черное" , прославившего имя писателя в веках.
Всего три года понадобилось Стендалю, чтобы реализовать свой замысел. Ему блестяще удалось переложить "весьма обыденное уголовное преступление" на язык искусства. При этом писатель достиг значительного успеха в описании социальной картины жизни французского общества начала XIX в. , определившего логику поведения героя в его новом романе.
Действие романа
разворачивается в вымышленном городке Верьере, напоминающем Стендалю
современный Гренобль, а также в Безансоне, где писатель никогда не был, и в
Париже, в котором он подолгу жил и который хорошо знал, но, кажется, никогда
по-настоящему не любил. Условность места действия романа не случайна и легко
объяснима: она способствовала свободному течению повествования, создавая
впечатление всеохватности и всеобщности происходящих событий.
7.
Многозначность
символического названия
“Хроника ХIХ века ”
“Жюльен
Сорель ”
“Красное и черное”
Красное Действие в
романе Черное
Эпоха Реставрации
идеализированная символ эпохи Реставрации
эпоха наполеоновской войны монархия-пережиток
надежда на свободу, права и лицемерие и ханжество
возможности
вера, надежда, любовь
Красное В.И.Реизов Черное
ярость, убийство Полемика
бунт, особое масса
состояние духа истолкований
символическая
неопределенность
емкость
мир противоречивые черты
война
Наполеон Бурбоны
революция Реставрация
жизнь смерть
8. Работа над идейно-тематическим содержанием
Роман
«Красное и черное» увидел свет спустя несколько месяцев после Июльской
революции 1830 года. Действие произведения разворачивается в эпоху правления
Карла X (1824-1830), когда феодально-клерикальная реакция достигла своего апогея;
ультрароялисты пытаются возродить былое величие монархии; огромная армия
иезуитов проникает во все уголки Франции, подчиняя своей власти души людей.
Композиция романа
Происходящие события в романе
описаны в хронологической последовательности, события группируются вокруг
одного героя. Это роман “единого героя
” .При помощи перемещений главного героя, рассказывая о его знакомствах и
наблюдениях, писателю удалось создать широкую картину политической и
социальной жизни Франции. Действие охватывает четыре года (в начале Жюльену
19 лет, в конце 23 года). Роман делится на главы, между которыми различные
временные интервалы. Прерывистость определяет стиль романа- “рубленный
”(Стендаль).
Мотивы важнейшего события - выстрела Ж.- не комментируются автором.
Главная проблема - это проблема лица и маски. Маска выступает как идеальный образец и средство приспособления.
Опорная схема
“Система образов романа ”
Верьер
(провинция)
мэр города господин де Реналь, буржуа Вально,
директор дома призрения,аббат Шелан,
мещане Сореля (стремление к достатку, богатство,
Жюльен зависть, невежество)
Сорель Безансонская семинария (духовенство)
Епископ- ректор духовной семинарии
аббаты Пирар, Кастанед, семинаристы
(подозрительность, наушничество, зависть, подсиживание)
Париж. Высшая аристократия
семья маркиза де ла Моль, посетители его салона
(высокомерие, пресыщенность, скука,
“гнет морального удушья”)
Теория литературы
Психологизм стендалевской прозы – художественное изображение внутреннего мира героев, их мыслей, переживаний, желаний, раскрытие сложных духовных процессов.
Внутренний монолог- диалог с самим собой.
Домашнее задание. Подготовить письменную характеристику Жульена Сореля