10 мая 2023 года - русский язык, литература - 9-В класс
10 мая 2023 года - русский язык, литература - 9-В класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с разными видами связи
1. Схема синтаксического разбора предложения:
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное
4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое предложение: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.  | Если сложное предложение: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.  | 
2.Пример синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи:
Уже вся река ясно обозначилась под снегом, пропитавшимся насквозь водой, уже грядки под окном совсем обнажились, а снег потемнел.
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь бессоюзная и союзная, средство связи на письме между первым и вторым предложениями отсутствует, между вторым и третьим - сочинительная (противительный союз а), предложение с разными видами связи.
Письменный разбор:
1. Повеств., невоскл., сложн. с бессоюзной и сочинительной связью, состоит из трех частей
2. Схема предложения.
3. Разбор предложения по членам предложения.
4. Определение частей речи.
Далее разбирается каждое простое предложение по известной схеме.
Схема письменного разбора простого предложения
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное (или чем осложнено).
Пунктуационный разбор предложения
Схема пунктуационного разбора предложения:
1) Пронумеровать знаки препинания. 2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков). 3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного). 4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.  | 
Домашнее задание. Выполнить упражнение 215.
Литература
Консультация по теме
Тема. М. Л. Матусовский Жизнь и литературная деятельность. Обзор творчества. Тема Родины в стихотворениях
1. Сведения о поэте. составление краткого конспекта
Будущий поэт появился на свет в 1915 году в украинском
городе Луганск. Первое стихотворение было написано Михаилом в возрасте 12 лет.
Получив среднее образование, он поступает в
строительный техникум, по окончанию которого работает на заводе. Но в глубине
души Михаил чувствует, что трудовые достижения отнюдь не для него. Его больше
волнуют стихи, которые он писал и публиковал в местных изданиях.  Однажды на завод, где работал Михаил
Матусовский, с концертом приехали Евгений Долматовский и Ярослав Смеляков. Он
показал поэтам свою тетрадку со стихами. Прочитав ее, они порекомендовали
Матусовскому поступить в Литературный институт. 
Матусовский в 1935 году поступает в Литературный институт им. Горького
на факультет филологии. Учеба для него была увлекательной, подарив ему новую
жизнь и друзей. В 1939 году Михаила Львовича приняли в члены писательского
Союза СССР. Во время Великой Отечественной войны он работает на должности
корреспондента фронтовых газет, в которых печатались его частушки, стихи и
фельетоны. После войны известный уже поэт плодотворно работает с такими
композиторами как, Александра Пахмутова, Вениамин Баснер, Владимир Шаинский,
Тихон Хренников. Его тексты с музыкальным сопровождением звучали в советских
кинолентах. Михаил Львович Матусовский умер в 1990 году. Известные песни
Матусовского — «Подмосковные вечера», «Берёзовый сок», «Московские окна», «На
безымянной высоте» и «Старый клён».
                                                Интересные факты
У Матусовского было очень  плохое зрение. Однажды
он впритык подошел к немцам. Они ранили его в ногу и оставили лежать на
ничейной полосе. Его не могли никак вытащить. Один санитар сделал попытку доползти
к раненому, но его убили. Второму санитару удалось вытащить раненого. В память
этого события он написал стих «Памяти санитара».
Был женат на Евгении Акимовне Матусовской. У пары в 1945 году родилась дочь Елена с врожденным пороком сердца. Но девочка росла очень талантливым ребенком. Позже она стала американским специалистом  по живописи. В возрасте 32 лет она умерла от рака легких. Поэт тяжело переживал смерить дочери. Они с женой усыновили ее ребенка Гошу. Песенник обожал цирк и фасолевый суп. Домой Михаил Львович постоянно приходил нагруженный книгами. Он мог потратить все семейные деньги на литературу. Огромную популярность Михаилу Матусовскому принесла песня «Подмосковные вечера», которая прозвучала в 1957 году в документальном фильме «Ко дню спартакиады»                                                                                                          
«Пока живут на свете люди,   встречающие
 ранние                      рассветы,
                                                              
                                          собирающие
в поле цветы,
 влюбляющиеся и
назначающие друг другу свидания,
склоняющиеся над колыбелью и отмечающие серебряные свадьбы,
— будут на земле существовать и песни».
Михаил Матусовский
 
  Михаил Матусовский – знаменитый поэт-песенник. Песни, написанные на
его стихи, звучат во многих кинофильмах, их знают и любят простые люди, они
знакомы каждому из вас. Это ли не свидетельство таланта этого удивительного
человека, которого мы с гордостью называем своим земляком?
 Действительно, в творчестве почти всех поэтов и писателей Донбасса
звучит тема Родины, родного дома, семьи. Особо пронзительно звучит эта тема в
творчестве Михаила Матусовского.
 Сегодня на уроке мы с вами
постараемся глубже проанализировать творчество Михаила Матусовского в единстве
поэзии и музыки, будем работать над навыками выразительного чтения, узнаем,
каким же изображал свой родной Луганский край луганчанин Михаил Матусовский.
 Песня – это душа народа, глубина его чувств и переживаний. В ней находят
отображение все события человеческой жизни, радости и горести, успехи и
неудачи.
 Михаил Львович Матусовский родился в г. Луганске 10 (23) июля 1915
года. «Донецкая земля с ее недремлющими ночными огнями, город на Лугани,
одуряющее цветение белых акаций, ставших символом весны в наших краях, отчий
дом, тринадцатая школа в Полтавском переулке, где ничего не изменилось с
годами, - только сильно повзрослели деревья, мои первые учителя и школьные
товарищи – все это много значит в моей жизни. Странное это чувство родного
угла, твоей малой родины. Куда бы ты ни забрался, какой долгой ни была бы
разлука, — это остается в твоей памяти, в твоем сердце, в твоей крови», — писал
позднее поэт о своем родном крае. [2]
  Семья жила на Ленинской, улице, которая находится в самом центре
города Луганска. Тогда улица называлась Петербургской. Отца Льва Матусовского в
городе ценили как талантливого фотографа, ведь он имел собственное ателье, и
даже когда Михаил Матусовский стал известным на всю страну поэтом, в родном городе
его продолжали называть просто Миша и знать не только как поэта, но и как сына
фотографа Льва Матусовского.
  Вот что говорил о своем отце Михаил Львович: «Перед объективом отца
проходил весь город: старые и юные, учащиеся и военные, местные и приезжие,
женатые и холостые, толстые и тощие, подвыпившие и трезвые, спешащие оставить
память о себе на листках удостоверений личности или в семейном альбоме. Мой
отец был своеобразным летописцем города, ему были известны самые заветные
тайны.
Проходя по улице, он едва успевал отвечать на поклоны знакомых и
незнакомых. Вот уже столько лет прошло, а в городе до сих пор принято говорить:
«Сфотографировался у Матусовского» [2].
 
А затем была школа №13 в Каменнобродском районе. И любимая, дорогая сердцу учительница Мария Семеновна Тодорова, которая первая заметила и оценила великий талант своего ученика. Именно ей Михаил Матусовский позднее посвятил песню «Школьный вальс». Давайте же вслушаемся в это прекрасное произведение, полное любви и уважения к своей школе, своему учителю. Больше всего на свете Михаил Львович любил родной Луганск. Недаром первая песня, которая принесла ему известность, была посвящена именно родному краю. Это песня «Вернулся я на Родину"
Какие воспоминания связаны у поэта с родным краем? Какие чувства он испытывает, возвращаясь домой после долгого отсутствия? Что тревожит его душу? А о чем думаете вы, если долго не были дома и возвращаетесь обратно? Почему для вас так важен родной край?
  Луганск был для поэта местом особой духовной силы. Сюда они часто
приезжали с Константином Симоновым, чтобы просто «подышать Луганским воздухом»
[1], проникнуться духом города. По материалам этих поездок позднее была
написана соавторская книга Симонова и Матусовского «Луганчане».
 Когда на Родину напала фашистская
Германия, Михаил Львович не смог остаться в стороне. В качестве военного
корреспондента он прошел по боевым дорогам, был ранен, снова вернулся на фронт.
Он воевал на том участке фронта, где героически сражались 18 сибиряков,
удерживая высоту и ведя неравный бой против врага. Позднее эти впечатления
легли в основу песни к кинофильму «Тишина». Увы, вопреки песне на стихи
Матусовского, лишь двое солдат вышли живыми из кровопролитного боя.
«Это был бой, — писал впоследствии Михаил Матусовский, — не за крупный населенный пункт и не за стратегически важный водный рубеж... Схватка шла за маленькую высоту, которая на карте была отмечена только цифрой. Но для людей, которые здесь дрались и умирали, это было сражение и за Москву, и за Сталинград, и даже за Берлин»[1]. Именно эти чувства Михаил Матусовский и воплотил в песне, ставшей воистину бессмертной.
 Скажите, ребята, какие чувства
вызывает у вас эта песня? Как музыка помогает понять замысел поэта? Какие
строки поразили вас больше всего?
  Последние годы жизни Матусовский провел в Подмосковье, но его сердце
всегда было с родным Луганском, Михаил Львович был рад получить звание
почетного гражданина города в 1987 году, когда прибыл по приглашению на
празднование Дня Победы. «Я снова шёл привычной дорогой в школу, мимо
ж/д переезда, где давным-давно бабы торговали баранками с маком и самодельными
разноцветными конфетами» [1]. Эти воспоминания детства будили в его
душе нечто теплое, светлое, то, что нельзя забыть и оставить в прошлом.  И в бессмертных, пронзительных строчках песни
«Белой акации гроздья душистые», написанной к фильму «Дни Турбиных»,
угадываются образы родного для Матусовского Луганска, его тоска по Родине, по
её воздуху, природе, родным местам. Вслушайтесь в эти строки, ощутите, как от
созданных образов веет памятью, нежностью, любовью.
Песня из х/ф "След на земле" (1978 - 1979). Реж. Наум Бирман.
Где б ни плыл ты, где
б ни странствовал, 
Где бы ты ни
находился, 
Всех милей тебе
покажется 
Та река, где ты
родился. 
Здесь знакомы все
излучины, 
Все затоны и болотца. 
Только стоит нам
аукнуться - 
Сразу детство
отзовется. 
И следили мы, как
трепетно 
В ней огни дрожат
речные. 
То ли это просто
бакены, 
То ли звездочки
ночные. 
Ты любил ее течение, 
В нем была такая сила,
Что любые наши горести
Эта речка уносила. 
Пусть она не схожа с
Волгою - 
Ею ты всегда гордился,
Ведь она совсем
особая, 
Та река, где ты
родился.
Моя родимая земля (Музыка Вениамина Баснера)
Тебя кирками и лопатами 
С зари копали дотемна, 
И всю горячими осколками 
Тебя засеяла война. 
Не раз тебя глушили взрывами, 
Не раз вздымали до небес. 
Из тех осколков мог бы вырасти 
Давным-давно железный лес. 
Твоих
друзей – моих товарищей 
Ты
укрывала, словно мать. 
И
столько их на землю падало, 
Чтоб
никогда с неё не встать. 
И
бесконечными дорогами 
Мы
шли, невесело пыля. 
А ты
им вслед глядела горестно, 
Моя
родимая земля! 
За
всё, что в жизни ты изведала, 
Что
пронести смогла сквозь дым. 
Тебе
я низко по обычаю 
Поклоном
кланяюсь земным. 
Опять,
из пепла возрождённые, 
Твои
поднимутся поля, 
Моя
судьба непобеждённая, 
Моя
родимая земля!                                     1973–1977
ПЕСНЯ О ГУДКЕ
Музыка Э. Колмановского
Слова М. Матусовского
И теперь умолкли поезда
И не кричат автомобили,
И, между прочим, навсегда
Гудок рабочий отменили.
Такая тишь над городком,
Таким покоем дышат дали.
А мы не время с тем гудком,
Мы всю судьбу свою сверяли.
Ты это в памяти храни,
Как вместе с ним мы отмечали
И наши праздничные дни,
И наши общие печали.
Он звал меня издалека,
Когда порой бывало туго.
И голос этого гудка
Я узнавал, как голос друга.
Как будто где-то там, вдали,
Пылают грозные пожары.
И у печей, что мы зажгли,
Встают другие сталевары.
И в приоткрытое окно
К нам тишина приходит снова.
А все же жаль, что я давно
Гудка не слышал заводского.
Домашнее задание. Выучить стихотворение М.Л. Матусовского наизусть (на выбор).