31 марта 2023 года - руский язык, литература - 10-Б класс
31 марта 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Урок в режиме онлайн
Тема. Текст, его строение
1. Словарная работа. Запишите слова в тетрадь, запомните правописание.
выпечка                                                      одарить периферия                                                  тростинка звезда                                                           укоротить кашевар                                                      единичный    зачастить                                                 просвещение молодежь                                                   размягчить нарядиться                                                родословная старожил                                                  священник ополчение                                                  хвастунишка  | 
2. Устная работа.
• Прочитайте  отрывок и определите, является ли он текстом. Устно обоснуйте свое мнение.
Первый российский букварь был издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания.
Несколько позже, в 1596 году была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, которая в 1648 году почти без изменений была переиздана в Москве. По ней учился впоследствии М. В. Ломоносов. Грамматику Смотрицкого и арифметику Магницкого Михаил Васильевич Ломоносов назвал «вратами своей учёности.
Домашнее задание. Выполнить упражнение 130 (устно).
Литература
Урок в режиме онлайн
Тема. Роль художественной детали, пейзажа, подтекста в расказе А.П. Чехова "Ионыч"
1. Внимательно прочитайте предложенный материал. Составьте выборочный конспект по теме урока.
Анализ 1 главы.
Итак, о Старцеве известно пока, что он
совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. его считали интеллигентным
и трудолюбивым человеком.
Обратите внимание на такую
художественную деталь (чтение последнего предложения 3-го абзаца рассказа).
Наверное, герой здоров, ходьба
доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил,
жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на таких
художественных деталях: «своих лошадей у него не было». Замечание это
специально для читателя (вводное предложение выделено скобками), а сам автор
знает, что будет дальше.
Очень важно научиться «чувствовать»
автора, видеть его точку зрения на описываемые события. Чтобы читатель
почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его
внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: «Вера Иосифовна читала о
том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы,
библиотеки и как она полюбила странствующего художника, — читала о том, чего
никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову
шли все такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать».
— Какую оценку дают содержанию романа
Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?
(Автор
считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что
читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжелой работы дня можно
слушать все, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.)
— А как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили.
(Старцев
впервые видит таланты Ивана Петровича. И снова мы видим глазами автора: «Он,
смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные
задачи и сам решал же их, и все время говорил на свое необыкновенном языке,
выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у
него в привычку: большинский, недурственный, покорчило вас благодарю…».)
— Какой вывод можно сделать поэтому
эпизоду?
(Чехов
дает понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь
привычкой.)
Вывод:
Мы видим через основные художественные
детали, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье —
люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера
Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не
вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она
имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется
давно заученным набором острот и анекдотов.
Старцев почти того же мнения о
творчестве Веры Иосифовны, но... на кухне уже стучали ножами и доносился запах
жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная,
надоедливая, бездарная, но... все же это культурные звуки.
Итак, Старцев доволен вечером,
проведенным у Туркиных, все было «недурственно», не считая маленьких
компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.
Анализ 2 главы.
Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Время здесь — важная художественная деталь. Что же изменилось за этот год?
(Старцев
пребывал в трудах и одиночестве. И вот его снова пригласили к Туркиным, где он
влюбился в Екатерину Ивановну. Ее образ воспринимается читателем с двух точек
зрения — Старцева и самого автора.)
— Какой видели Екатерину Ивановну автор
и его герой? 
— Может быть, Котик — редкое исключение
из читателей города С., и чтение свидетельствует о ее духовности?
(В качестве примера можно привести
эпизод одного из разговоров молодых влюбленных: «— Что вы читали на этой
неделе? — спросил он теперь. — Говорите, прошу вас. — Я читала Писемского... и
т. д.»)
— Что вынесла Котик из знакомства с
Писемским?
(Только
одно — смешное, с ее точки зрения отчество писателя. Это не случайная деталь.
Чехов использует ее еще раз, чтобы показать легкомысленность этой героини
(недаром ее называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в
литературе, так и в жизни, в сцене отказа Дмитрию Ионычу в 3 главе: «Я хочу
быть артисткой, я хочу славы, успеха, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала
жить в этом городе, продолжала эту пустую бесполезную жизнь, которая стала для
меня невыносима. Сделаться женой — о, нет, прости же! ...».)
Как и многие писатели А. П. Чехов
испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс
остаться человеком.
Получив записку о свидании, Дмитрий
Ионыч ни минуты не сомневался, что на кладбище ее не будет, что он сам уже не
способен на такие глупости: «Так думал Старцев, бродя, в клубе около столов, а
в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище». Историю этого
романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью:
«У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».
Когда Старцев оказался на кладбище, его
душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия,
казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским
настроением, над вечными проблемами жизни и смерти...
Итак, вся третья глава повествует о
неудачном визите Старцева с официальным предложением.
Читатель к такому концу уже внутренне
готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены
объяснения: «У Старцева перестало беспокойно биться сердце...» и т. д.).
Исследователи творчества Чехова
отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что
подтверждается повторением художественный деталей.
Анализ 4 главы.
Как всегда, эстетически насыщен первый
абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов
повторяет: «Но вот прошло 4 года».
— Какие изменения произошли в семье
Туркиных?
(Вера
Иосифовна встретила Старцева старой шуткой. У Котика уже не было прежней
свежести и выражения детской наивности. И во взгляде, и в манерах было что-то
новое — несмелое и виноватое, точно здесь, в доме Туркиных, она уже не
чувствовала себя дома».
Иван
Петрович, Пава не изменили своему «репертуару». И мы вслед за автором делаем вывод:
если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен
быть город!)
— Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча
к ним?
(Иным
стало и отношение Старцева к Туркиным. Однажды, проезжая мимо их дома, он
подумал, что надо бы заехать, но почему-то не заехал и больше уже никогда и не
бывал у Туркиных в доме.)
Итак, отрезав последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.
5 глава — итог всей жизни Старцева,
Туркиных, города С.
Вспомним начало рассказа. Обывательский
город С. и Старцев — два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой,
такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем.
Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя
человеком. Эту мысль подчеркивает как бы вскользь замеченное автором «За все
время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и,
вероятно, последней».
В конце рассказа от этого светлого,
человеческого чувства не остается и следа. Вот и все, что можно сказать про
него.
А что же с Туркиными? У них все
по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски «не закончен». Это как бы кусок,
выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего
времени, как во всем рассказе, а в форме настоящего, так называемого
абстрактного: «Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд,
утирает слезы и кричит:
— Прощайте, пожалуйста! И машет
платком».
IV. Вывод.
(Для
описания медленного прижизненного умирания человека в человеке Чехов использует
оригинальный прием — расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева.
Они идут по разным направлениям, жизненная карьера, эволюция вкусов, развитие и
финал его романа Екатериной Ивановной, наконец, жизненный путь тех людей,
которые окружают Старцева. В результате сжатости композиции образуется между
этими вехами как бы пространство, которое автор оставляет читателю для
заполнения в процессе сотворчества.)
Внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная
мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева,
превратившегося в Ионыча, — проявление общей неустроенности. Писатель
показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения
проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека.
А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя:
стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность,
непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и
нежелание бороться с пошлостью.
Бездуховная жизнь, на которую
сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила
способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек
подменяется сила обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к
сопротивлению, происходит омертвление человеческой души — самое страшное
возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от
активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступал перед
действительностью, он всем свои существом врастает в зло, приходит к тем, от
кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины
откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково
не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных,
безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.
Домашнее задание. Читать повесть А.П. Чехова "Степь" (обзор).