20 марта 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
20 марта 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Частица как служебная часть речи. Правописание частиц.
1. Работа с таблицей. Запись в тетрадь.
| 
   смысловые  | 
  
   формообразующие  | 
 
| 
   | 
  
   1. Служат для образования форм
  условного наклонения (б, бы). 2. Служат для образования форм
  повелительного наклонения (пускай,
  пусть, да, давай, давайте).  | 
 
Задание 1. Придумайте и запишите предложения по следующим схемам:
1. Да ...,
пусть...  2. Давай..., если ...!  3. ... бы, если бы...
*— Какие частицы произошли от форм повелительного наклонения глаголов? (Давай, пускай).
Предварительный.
— Перепишите это
слово себе в тетрадь. . Поставьте в нём ударение.
— Объясните
лексическое значение данного слова (предшествующий чему-либо).
— Разберите
данное слово по составу (пред-вар-и-тельн-ый).
— Подберите к слову
предварительный синоним
(заблаговременный).
4. Работа с таблицей. Запись в тетрадь.
| 
   Смысловые (модальные)  | 
  
   Формообразующие  | 
 
| 
   Вопросительные: ли, разве, неужели Восклицательные: что за, как, куда как Указательные: вот, вон Сомнение: вряд ли, едва ли Выделение, ограничение: только, исключительно, лишь, почти Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то Отрицательные: не, ни, вовсе не, отнюдь не  | 
  
   | 
 
Домашнее задание. Выполнить упражнение 117.
Литература
Консультация по теме
Тема. А.П. Чехов "Человек в футляре". Футлярное существование в рассказе.
1. Самостоятельное чтение рассказа "Человек в футляре".
2. Изучение предложенного материала.
3. Составление плана по теме урока.
4. Домашнее задание. Выучить стр.282-298. Читать рассказ "Ионыч".
Рассказ «Человек в футляре», как и два
последующих рассказа этого цикла имеет своеобразную конструкцию: это рассказ в
рассказе; повествование о центральном событии ведется не автором, а
рассказчиком, причем каждый из трех персонажей (ветеринарный врач Иван Иванович,
учитель гимназии Буркин, помещик Алехин) попеременно являются то слушателем, то
рассказчиком, то действующим лицом. Таким образом, в рассказах дан как бы обмен
жизненным опытом.
В центре каждого рассказа один случай,
но раскрытие его дает возможность проследить целую историю жизни человека, эти
жизненные истории создают обобщающее представление о характере современной
жизни.
В центре рассказа «Человек в футляре» —
история учителя Беликова. Он прячет в футляр не только часы и перочинный нож,
но и свои мысли, чувства, свое отношение к людям и жизни. Беликов проходит мимо
богатой красками и звуками жизни (его глаза за темными очками и уши, заложенные
ватой, не способны воспринимать ее), он изолирует себя от живых впечатлений,
вполне удовлетворяется готовыми, раз и навсегда установленными формулами
(циркулярами, запрещениями). Не изучая, не зная и не понимая жизни, он боится
ее, инстинктивно хоронится от нее, подозревая, что его повсюду стерегут
опасности. Вся его немудрая философия укладывается в формулу: «Как бы чего не
вышло».
Но жизнь все же «достает» Беликова,
помимо его воли «добирается и до него через все задвижки и футляры. Она
заставляет Беликова влюбиться.
Выбитый из привычной колеи, ... он,
казалось, еще глубже ушел в свой футляр. Жизнь требовала активного шага, а он,
привыкнув к извне данным распоряжениям, боялся нового движения даже в своей
личной жизни. На стороженный, возбужденный почти принятым решением — с одной
стороны, и страхом перед неизвестным будущим, — с другой, с большей
мнительностью и растерянностью воспринимает всякое отступление от «нормы».
Полученная анонимная карикатура, катанье Вареньки и ее брата на велосипеде,
объяснение с вольнодумцем Коваленко — все это вырастает в его сознании в
приближающуюся катастрофу. Потрясенный Беликов не пытается бороться, а покорно
уходит из пугавшей его жизни.
Роль разоблачителя Беликова играет
Коваленко. Его здоровой, сильной, жизнерадостной натуре органически претит
футлярная сущность Беликова.
Но таких людей, как Коваленко, пока еще
единицы. Большинство же не только не противодействует футлярной жизни и людям,
но впитывает в себя их пагубное влияние. В Беликове, в сущности оказываются
только ярче, обнажение выраженным то, что присуще в более скрытой форме другим
учителям и обитателям города.
Когда Иван Иванович рассказанную историю обобщает и поднимает отношение к ней до уровня протеста против современной социальной действительности («Нет, больше так жить невозможно!»), Буркин отвечает «отрезвляющими словами»: «Ну, уж это вы из другой оперы, Иван Иванович».
Два приятеля-охотника, расположившись на
ночлег в сарае, рассказывают друг другу разные истории. И, между прочим, — о
Мавре, жене старосты: «... женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде
не была дальше своего села... а в последние десять лет все сидит за печью и
только по ночам выходит на улицу».
Один из собеседников — учитель гимназии
Буркин — считает, что таких людей, «одиноких по натуре», которые, как рак
отшельник, стараются уйти в свою скорлупу «на этом свете немало». И далее он
рассказывает об учителе греческого Беликове.
Устные ответы на вопросы..
— Каким предстает перед нами Беликов
(внешний вид; обстановка в его квартире; вещи, окружающие его, речь...).
— Что можно сказать о жизненных
принципах Беликова? Что, по вашему мнению, составляет основу его характера?
— Почему ничтожный Беликов «держал в
руках» весь город?
(«Мы,
учителя, боялись его и даже директор боялся, — рассказывает далее Буркин ...
этот человек... держал в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь
город!»)
В гимназию приезжает работать новый учитель истории и географии. Его сестра Варенька, «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая» очаровала всех и даже произвела впечатление на Беликова. А когда окружающие стали внушать ему мысль о браке, «он решил, что ему в самом деле нужно жениться.