13 апреля 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс
13 апреля 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс
Консультация по теме
Тема. В.П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет"
1. Записать в тетрадь основные литературоведческие понятия
Сюжет — система событий и действий, заключенная в
произведении, его событийная цепь в той последовательности, которая дана в
произведении.
(Фабула —
«выпрямленный сюжет».)
Существует два
типа сюжетов:
а) динамический
— развитие действия происходит напряженно, стремительно, в событиях сюжета
заключается основной смысл и интерес для читателей, сюжетные элементы четко
выражены, развязка несет огромную содержательную нагрузку;
б) адинамический
— развитие действия замедленно и не стремится к развязке, события сюжета не
заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко, развязка
отсутствует или является формальной; в общей композиции много внесюжетных элементов, которые
перемещают на себя внимание читателя. В таком сюжете главное — картина
устойчивого бытия, которую рисует автор.
Вывод: сюжет рассказа Астафьева — адинамический; в нем важно не столько то, чем закончится история с фотографией, важен тот уклад сибирской деревни, довоенный, глубоко русский быт, который описывает автор
Внесюжетные
элементы: элементы,
которые не продвигают действие вперед, во время которых ничего в сюжете не
изменяется, герои остаются в прежних положениях: описание, авторские отступления и вставные эпизоды.
Описание — литературное изображение внешнего мира или
устойчивого жизненного уклада.
Авторские
отступления — более или
менее развернутые авторские высказывания философского, лирического или
автобиографического характера, не характеризующие отдельных персонажей или
отношение между ними.
Вставные эпизоды — относительно законченные фрагменты, в которых
действуют другие персонажи, действие переносится в другое место и время и т. п.
— С помощью чего
автор показывает нам жизнь сибирской деревни?
1-й вариант. Описания:
«Деревенское окно, заделанное на зиму, — своего рода произведение искусства»;
«Люблю я смотреть на оживающие цветы».
2-й вариант. Авторские
отступления: «А я таким вот и помню деревенского учителя...»; «Деревенская
фотография своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
3-й вариант. Вставные эпизоды: беседа дяди Левонтия с учителем, помощь деревенских людей учителям («Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»); сбор утильсырья («А в какой школе начали работать наши учителя!»); уроки в лесу, встреча со змеей («Как он много знал!»
— Посчитайте
всех героев рассказа Астафьева. Мы получили почти полное представление о
жителях сибирского села. Кроме главных героев, автор упоминает и выселенцев, и
тетку Авдотью, и «дитенка» учителей, и сплавное начальство, и ямщиков, и
десятника сплавконторы Илью Ивановича Чехова, и дядю Левонтия, и председателя
сельсовета Митроху, и учеников Овсянской начальной школы Ваську Юшкова, Витьку
Касьянова, Кольку-хохла, Ваньку Сидорова, Нинку и Саню Шахматовских. деревня
Овсянка — не абстрактное село. Она живет, смеется, дерется, ругается и
радуется, звучат человеческие голоса, слышится лай собак и стук гостя в
замерзшую дверь. Автор добивается того, что мы начинаем любить не только
главных героев рассказа, но и всю Овсянку, ее глубоко русский уклад жизни,
Енисей, увалы и вместе с ними — всю нашу Родину.
— Как и в других
произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и
красочно описывает жизнь деревни, употребляя диалектные и устаревшие слова, и
от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно.
а) Дайте определение
следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа (по карточкам):
катанки — это …
куть — это …
магарыч — это …
прострел — это …
сарана — это …
талина — это …
туес — это …
увал — это …
швырок — это …
Домашнее задание. Написать отзыв о прочитанном рассказе "Фотография, на которой меня нет"