13 марта 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
13 марта 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Правописание предлогов
1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про, с(со), у, через(чрез), которые не образованы от других частей речи, называются непроизводными, или первообразными, первичными: остановиться у магазина, прибыть для переговоров, остаться на корабле, выйти к школе, встать до рассвета и т.п.
1. Предлог по при глаголах чувства употребляется с существительным в дательном падеже, например: страдать по любимому.
Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах употребляются в предложном падеже: плачет по вас, скучает по нас (но: по ним)
Неправильно употреблять после вышеуказанных глаголов предлог за: он скучает за тобой.
2. Предлог по в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом: по завершении, по приезде, по прилете, по возвращении, по прибытии.
- Домашние проблемы мы решим по приезде (то есть после приезда).
 - По возвращении в село, мы пошли на озеро купаться (после возвращения).
 - По прибытии автобуса, пассажиры торопились отправиться домой(после прибытия).
 
Предлоги, как известно, пишутся раздельно с теми словами, к которым они относятся.
2. Из сочетания двух первичных предлогов образуются сложные: из-за, из-под, по-за, по-над. Они пишутся через дефис.
- Из-под молодой ветки выглядывали набухшие бутоны цветов.
 - Из-за поворота выбежала маленькая девочка.
 - По-за тыном что-то зашевелилось.
 - По-над городом заря встает.
 - Производные предлоги. Наиболее трудными для понимания и написания являются так называемые производные предлоги, то есть предлоги, образованные от других частей речи (согласно, благодаря, спустя, исключая и др.) и путем соединения двух частей речи (ввиду, вроде, невзирая, наподобие и др.).
 
1. Производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вследствие, наперекор, вслед, напротив, навстречу, наподобие, невзирая (на), несмотря (на), насчет пишутся слитно.
- Вследствие продолжительных дождей на улице заметно похолодало.
 - Ввиду плохой видимости водитель остановил машину.
 - Насчет меня не беспокойтесь!
 - Вместо пяти часов утра мы выехали в десять.
 
2. Производные предлоги в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение, во избежание, в отличие пишутся раздельно. (Предлог в отношении пишется с и на конце).
- В течение мая дули холодные ветры.
 - В продолжение двух часов мы наблюдали игру футболистов.
 - В заключение доклада были приведены убедительные доказательства.
 - Несмотря на усталость Вера продолжала работать.
 - Домашнее задание. Составить конспект по теме (материала в учебнике нет).
 
Краткий анализ повести «Очарованный странник»
Год
написания – 1872–1873
гг., впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.
История
создания – к
созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру,
удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.
Тема – праведничество, поиск своего
предназначения, вера и патриотизм.
Композиция – 20 глав, связанных между собой
наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные
компоненты автономны.
Жанр – повесть. Произведение имеет ярко
выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.
Направление – романтизм.
История создания
Анализ
“Очарованого странника” не будет полным без предыстории написания. Идея
написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном,
появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места
выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.
Взявшись за
работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году
он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор
посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил
название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и
передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же
году.
Лесков
посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе),
у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия
заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и
восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи
уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском
характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть
“на одном дыхании”, легко и быстро.
Тема
Повесть
затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820–30-х
годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный
странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в
произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках.
Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и
правдоподобный.
Автор
обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве
и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов,
а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь
праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно
человеческое существование.
Тема
ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в
плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим
некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в
войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и
удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах,
главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами
печален: судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем.
Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё
предназначение, вся его жизнь есть движение в этом направлении. 
Композиция
“Очарованный
странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу
воспоминаний и ассоциаций главного героя-рассказчика. Присутствует некоторое
подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на
пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени
он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку
зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.
Кульминацией
произведения можно
считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и
испытания тёмных сил. Развязка впереди: герою предстоит ещё только сражаться за
русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою
родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует
различную лексику при передаче определённой истории (татары, жизнь у князя,
любовь к цыганке Груше). 
Жанр
Традиционно
принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых
публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения
выходит далеко за грань простого повествования.
Исследователи
творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты
жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в XIX веке.
С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка:
скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и
терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения,
мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские
жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй
из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в
этом жанре соблюдается далеко не всегда.
С жанром
приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста:
динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный
герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе,
работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного
простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой
напоминает персонажа русских былин – богатыря.
Домашнее задание. Подготовить характеристику образа Флягина