12 апреля 2023 года - русский язык - 8-Г, 8-Д классы

 12 апреля 2023 года - русский язык - 8-Г, 8-Д классы

Урок в режиме онлайн

Тема.  Присоединительные обособленные  конструкции. Типы присоединительных конструкций. Знаки препинания при них.

 Составление конспекта по теме. Основные правила записать в тетрадь ( в учебнике материала нет)

Это члены предложения, которые содержат различного рода дополнительные замечания, разъясняют, развивают основное высказывание, содержат добавочную информацию, относящуюся ко всему предложению или к отдельным его членам.

Присоединительные члены предложения передают добавочные сведения, возникающие попутно, как правило, уже после оформления основного высказывания. Например: Я пишу, но пустячки (А. Чехов)

Присоединение выражается различными способами: интонацией и паузами (которым на письме соответствуют определённые знаки препинания), с помощью сочинительных союзов, сочетанием союзов с частицами, наречиями, вводными словами, а также при помощи довольно большого числа слов и сочетаний, которые свидетельствуют о добавочном характере присоединяемого компонента (вдобавок, при всём том, к тому же и др.).

Типы присоединительных конструкций:

1) конструкции с присоединительными союзами и союзными словами,

2) конструкции с сочинительными союзами в присоединительном значении,

3) конструкции с подчинительными союзами в присоединительном значении,

4) бессоюзные конструкции

Обособляются присоединительные конструкции, которые содержат дополнительные замечания или разъяснения, вводимые в середину или в конец предложения. Присоединительные конструкции могут включаться без союзов. Например: Видел я на днях «Крокодиловы слёзы» – бездарнейшая пятиактная белиберда (Чехов); Я опять промолчал, должно быть от изумления (Паустовский).  Перед присоединительной конструкцией могут стоять следующие знаки:  1) запятая, например: Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо (Пушкин);  2) тире, например: Дело мы делаем великое и сделали уже немало, а недостатки есть – и серьёзные (Чаковский);  3) точка, например: Я совсем замёрзла. У меня замёрзли ноги. И лицо (Ю. Казаков);  4) многоточие, например: Страшно признаться, но я хочу, чтоб этот человек знал, что она мне как песня… И, должно быть, последняя (Н. Погодин).

 Вводные конструкции. Пунктуация при вводных конструкциях.

I. Вводные слова, словосочетания и предложения — синтаксические конструкции, кот. включаются в предложение для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания: уверенности/неуверенности в достоверности сообщаемого; эмоциональной оценки; указания на логические отношения между частями высказывания; на источник сообщения; характеристики способа и приёмов оформления мыслей; оценки меры или степени обычности того, о чём говорится; выражения отношения к собеседнику. На письме вводные конструкции выделяются или отделяются запятыми или (реже) тире (с помощью тире выделяются значительно распространённые вводные предложения). Например: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... (А. Пушкин). Вот у меня, я думаю,  получше глаза  (И.  Тургенев). Вечер я провёл, по обыкновению своему, у коменданта (А. Пушкин).

II. При встрече двух вводных слов между ними ставится запятая: 1) Так, например, я не постиг уже поэзии моря, может быть, впрочем, и оттого, что я ещё не видел ни «безмолвного», ни «лазурного» моря (И. Гончаров).

III. Находясь рядом с сочинительными союзами, вводные конструкции отделяются или не отделяются от них запятыми в зависимости от контекста. Напр.: Плавание становилось однообразно и, признаюсь, скучновато (И. Гончаров); Я помещу в газетах объявление, и, поверьте, я вам найду комнату (М. Булгаков);

Не отделяются запятой вводные слова после союзов, употребляемых в абсолютном начале предложения: 1) И в самом деле, послышались голоса внизу (А. Чехов). 2) И действительно, всё у него получалось вовремя.

IV. В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения. Ср.: 1) Всё казалось прочно слаженным (М. Горький). Она, казалось, ждала вопроса

V. Не являются вводными и не выделяются запятыми: будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счёте, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, именно, как раз, к тому же, при­близительно, примерно, притом, причём, поэтому, якобы и др. под. (частицы, наречия).

Домашнее задание. Выполнить упражнение 325,

 

Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс