11 ноября 2022 года - русский язык, литература -10-Б класс
11 ноября 2022 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Подготовка к контрольному изложению с творческим заданием
Т ПРИРОДА НЕ ХРАМ, А МАСТЕРСКАЯ, И ЧЕЛОВЕК В НЕЙ РАБОТНИК.
Человек и
природа – два совершенно неразделимых понятия. Что-то заставляет решительно возразить этому
утверждению и без малейшего сомнения громко заявить, чтобы слышали все:
«Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все
от мала до велика!» Наверное, так громко, насколько хватит сил. Почему? Потому
что слишком глобальными и серьезными стали проблемы взаимоотношения человека и
природы. Вспоминаются слова писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной
природе, К. Паустовского: «Любовь к родной природе – один из важнейших
признаков любви к своей стране…» Нельзя любить Родину, не находя в себе отклик
на красоту распускающегося бутона, шелест дождя, восход солнца. То, что мы
порою принимали за «чистую» лирику природы,
пейзажные
зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением
гражданственности, патриотизма. Хочу вспомнить
эпизод из романа Л. Н. Толстого «Война и
мир». Раненый князь Андрей под небом Аустерлица. «Над ним не было ничего уже,
кроме неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем
серыми облаками». Болконский понял свою ничтожность перед вечностью, всю
мелочность своих мечтаний о славе и
честолюбивых порывов, всю бессмысленность этой человеческой войны. В мире есть
что-то, что главнее, важнее и выше всего этого: «Да, все пустое, все обман,
кроме этого бесконечного неба…. И как я счастлив, что узнал его наконец.». В
сущности, этот эпизод отражает переломный момент в жизни князя Болконского. До
этого момента он относился к жизни, как к дорогой игрушке, которую нелегко
потерять. Под небом Аустерлица происходит переоценка ценностей. С ускользающей
жизнью ускользает и весь этот прекрасный и бесконечный мир, и жизнь
превращается в золотой самородок, за который бы отдал все на свете.
В природе
заключена и вечность, и правда жизни, и ответы на вопросы бытия. Самое главное,
чтобы Человек, будучи работником в этом прекрасном храме, действительно сумел
стать мастером; трудился умело, с любовью, заботой, осторожной и особенной
бережностью, сохраняя и преумножая невосполнимые богатства для будущих
поколений. (290 слов).
Дайте
аргументированный ответ на вопрос: «Природа - храм или мастерская? Как человек должен вести себя во взаимоотношениях с природой?»
В до Домашнее задание. Подготовиться к написанию контрольного сочинения
Лит Литература
Урок в режиме онлайн
1.Запись в тетрадь. Гротеск — тип художественной
образности, основанный на фантастике, схеме, гиперболе, причудливом сочетании и
контрасте фантастического и реального, трагического и комического,
правдоподобия и карикатуры.
2. Гротеск — изображение
действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение
реального и фантастического, страшного со смешным.
3. Составление конспекта по теме.
Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно
разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи,
рецензии, сказки.
Форму литературной сказки использовали
до Салтыкова Щедрина многие. Вспомните сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и
работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане» и другие. Сказки
Салтыкова-Щедрина отличаются. Его сказки современные литературоведы называют
«малой энциклопедией его сатиры». Темы, герои, художественные приемы, которые
он накапливал на протяжении сорокалетнего творческого пути, сконцентрировались
на трех пятистраничных сказках.
Сказки это итог многолетних жизненных
наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается
фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется
гротеск, гипербола, эзопов язык. В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев
его эпохи: невежественные правители («Дикий помещик», «Медведь на
воеводстве...»), народ, покорный и талантливый («Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил», «Коняга»).
Беспримерная сатира на русскую
интеллигенцию развернута в сказках о рыбах и зайцах («Самоотверженный заяц»,
«Здравомысленный заяц», «Премудрый пескарь», «Карась идеалист» и другие).
Сказки Салтыкова-Щедрина писались для
широких читательских кругов. Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей из
рядного возраста»; «Для детей от 7 до 70 лет». Писатель хотел издать их в виде
сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить. Цензура
запретила это издание, но все же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются
истиной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов.
Цель их — пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и
перестали быть детьми.
Анализ сказки «Дикий помещик» (1869).
План.
1. Краткий пересказ
2. Элементы народной сказки
3. В чем отличие от сказок народных
4. Какие пороки обличает писатель? Над
чем смеется?
5. Какие эпизоды при чтении вызвали
улыбку?
(Причудливое
соединение фантастического и реального, гротескные формы, зачин «В некотором
царстве...»; типичные присказки: «Сказано — сделано», «По-щучьему велению»;
«Много ли, мало ли времени прошло»; постоянные эпитеты и обычные в фольклоре
изменения порядка слов: «туча черная», «тело, белое, рыхлое, рассыпчатое»;
троекратное повторение однородных действий: «третий человек его дураком
чествует, третий человек посмотрит-посмотрит на него, плюнет и отойдет»,
За
типично сказочным началом следует вдруг неожиданное уточнение, содержащее
конкретно-исторический намек: «И был этот помещик глупый, читал газету «Весть»
и тело имел мягкое». Помещичья глупость, выливающаяся в чтение крайне
реакционной, крепостнической газеты «Весть», и помещичья дебелость — такое
внезапное сближение внешне не соединимого, вызывает комический эффект. Затем в
комическом же и бытовом, драматическом ключе передана история реальных
отношений помещиков и крестьян после отмены крепостного права. Глупый помещик
полон страха, что мужики у него все добро «приедят». «Освобожденные» крестьяне
«куда ни глянут — все нельзя да не позволено, да не ваше». Вконец измученные
крестьяне взмолились: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели
всю жизнь так маяться!» Исполнилось желание мужиков, «услышал милостивый бог
слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений
глупого помещика».
С
этих строк читатели становятся живыми свидетелями фантастического, сказочного
«эксперимента», который предложен писателем-сатириком: что же могло бы статься
с помещиком, если лишить его крестьян, оставить наедине с самим собой, на
полном, так сказать, самообеспечении.
Итак,
главная идея сказки — гротескный, сказочно-сатирический намек очевиден: мужиком
живет Россия, его трудом и заботами; подневольный мужичий труд сохраняет
помещичью дебелость. Народ — создатель материальных и духовных благ, без него
наступит голод и одичание).
Анализ
сказки «Дикий помещик».
Самое начало «Дикого помещика» вводит
нас в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...».
Лексика народных сказок: глядючи,
молвит, кишмя-кишат. Сказочные словосочетания: сказано — сделано, по щучьему велению...
Есть сказочный персонаж — медведь Михайло Иванович, но рядом с ним неожиданно
появляется актер Малого театра Садовский, капитан-исправник, называется
реакционная газета «Весть» и временнообязанные мужики.
В сказке нелепа фигура помещика: жизнь
за счет народа превратила его в паразита. Весь смысл его существования —
«понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое». Живет за счет своих Сенек,
презирает их, ненавидит, боится, не выносит «холопьего духу». При этом считает
себя опорой Российского государства. Он — князь Урсус Кучум-Кильдибаев. Но
фамилия князя напоминает о татарском иге. Потомок татарских ханов, он и теперь
выступает как враг народа, чужеземный захватчик, ненавидящий и презирающий
порабощенный народ.
Подобно сказочной Бабе-Яге, которая говорит:
«Фу-фу, русским духом пахнет», князь не переносит русского духа, холопьего
запаха и радуется, когда мужика не стало в его владениях. Но что важно, с
исчезновением мужика наступают не только голод и всяческие лишения, но и полное
одичание. Российский дворянин превращается в дикого зверя, который ногтями
разрывает добычу, да так со всеми внутренностями со шкурой и ест.
Одичание помещика свидетельствует о том,
что народ — созидатель и материальных и духовных ценностей. Без него не только
мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры. Русский мужик —
кормилец и поилец. Горечью проникнуты слова, посвященные народу. Терпит он
притеснения помещика и только к богу обращается за помощью. В конце сказки
летит отроившийся рой мужиков, «сейчас эту благодать собрали, посадили в
клетушку и послали в уезд». Конечно, это гротескный образ, но в фантастической
форме выражена горькая правда. Мужики уподобляются бессловесным существам,
живущим стадной жизнью. В сказке народу звучит призыв — вопрос Некрасова: «Ты
проснешься ли исполненный сил?..»
Анализ сказки «Премудрый пескарь» (1883).
Историческая справка. После
удавшегося покушения народовольцев на паря Александра II
(01.03.81) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных
его проявлениях от крыто провозглашается «изменой» отечеству. В нравственную
атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально
именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с
изменой».
Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой. Поначалу автор без особого иронического «нажима» именует молодого пескаря умным («И отец, и мать у него были умные...»; «А у молодого пескаря ума палата была...»). Первые шесть абзацев создают иллюзию повествования об «обычных» сказочных (или басенных) рыбах, о рыбьем царстве. Здесь и большие рыбы плавают, и раки обитают, и водяные блохи, и пескари целыми стадами водятся..., упоминается рыбацкая артель с неводом, и, наконец, печальные и угнетающие воспоминания отца-пескаря об ухе, которую он чуть было не отведал. Словом, рыбы и есть рыбы. Только обращаются они друг с другом, как и положено в сказках, на человеческий манер, и даже наказы друг другу дают, как жить: «Смотри, сынок — говорил старый пескарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»
Домашнее задание. Выучить конспект по теме.
Кон