11 апреля 2023 года - литература - 9-В класс
11 апреля 2023 года - литература - 9-В класс
Консультация по теме
Тема. А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворные произведения из книг "Четки", "Белая стая", "Подорожник".
1. Составление конспекта по материалу учебника на стр. 130-147 и предложенного материала.
Творчество Анны Андреевны Ахматовой — не просто высший образец «женской» поэзии. Оно являет собой исключительный, ставший возможным только в ХХ в. синтез женственности и мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобразительности. Ахматова — литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.
1) Выразительное чтение стихотворения. «Читая «Гамлета».
                       1
У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака...»
Принцы только такое всегда говорят,
Но я эту запомнила речь, —
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.
                   2
И как будто по ошибке
Я сказала: «Ты...»
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор...
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестер.
                                  1909
Комментарии. Эти стихи несут на себе кинематографический отпечаток. Изменение ритма, переход от длинных строк в первой части к коротким, легким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговоренность, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Светлая печаль сквозит во всем стихотворении.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала— их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут своей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой...»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
                                              1911
Комментарии. Стихотворение названо песней, но в нем гораздо больше от новеллы.
Место действия — город.
Время действия — мгновение назад и сейчас. Впереди — бесконечность. Настроение меняется, нарастая от осознания беспомощности, безнадежности, равнодушия любимого — до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание мира живых людей и диалог с миром природы. Отсюда и цветовая гамма: равнодушно-желтый оттенок (шепот осенний, горящие в доме свечи).
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
                                                1912
Комментарии. Это стихотворение похоже на письмо.
Нелегкой науке «просто, мудро жить» она (героиня) учится; учится не ждать, не связывать с приходом любимого свое возрождение — учится жить, увы, без любви. Ее новое умение сказывается на стихах — она начинает слагать «веселые стихи» о жизни, которая одновременно «тленна и прекрасна». Эта мудрость далась ей дорого: героиня пишет «веселые стихи», «когда шуршат в овраге лопухи / И никнет гроздь рябины желто-красной». Дело не только в увядании растений — дело в увядании любви.
Домашнее задание. Выучите наизусть стихотворение Ахматовой (на выбор).