07 апреля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
07 апреля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Урок в режиме онлайн
Тема. Построение текста в зависимости от типа речи.
1.Повторение сведений о типах речи.
Повествование — это тип речи, при котором автор рассказывает читателю о событиях и действиях.
Повествовательные тексты могут рассказывать о том, что происходит с человеком или предметом. А ещё — раскрывать, как именно развиваются события дальше и в какой последовательности. Повествование можно узнать по большому количеству глаголов в предложениях и наречиям, которые помогают раскрыть смену действий: внезапно, резко, сразу, вдруг и т. д.
Пример № 1. Тем вечером я сидел за книгой в гостиной и наслаждался поздним чаем. Вдруг отворилась дверь и в комнату вошёл дворецкий. Он сообщил, что завтра в поместье прибудет королевский посол.
Информационное повествование — это подтип повествования, при котором автор рассказывает о событии без чёткой последовательности и раскрывает дополнительные факты.
Мы постоянно сталкиваемся с этим типом повествования, когда смотрим или читаем новости.
Описание — это тип речи, при котором автор рассказывает о признаках и качествах предмета, места или человека.
Проще говоря, такие тексты раскрывают особенности чего-либо, сообщают, каков этот предмет или человек, о котором мы читаем. Характерный признак описания — это ряд прилагательных.
В тексте автор может описывать конкретное место, предмет, человека или состояние природы. Всё это и есть разновидности описания. В таблице ниже мы разобрали примеры для каждого из них.
Пример № 2. Места. Тот сад был по-настоящему сказочным. Ивовые ветви бахромой свисали так низко, что их можно было коснуться. А пруд был настолько недвижим, что казался порталом в иное измерение.
Человека (состояния, внешности, характера)      Сегодня она была неотразима. И блестящие чёрные локоны, и атласное платье, и блеск в глазах — всё это вызывало восторг.
Предмета       У съедобных сыроежек неприметные шляпки. Обычно они серые, зелёные или коричневые и обязательно бледного оттенка. Гриб с яркими пятнышками — ложный и ядовитый.
Состояния окружающей среды То утро выдалось серым и промозглым. Мелкие капли стучали в окно, а ветер настойчиво забирался под куртку. Было зябко и неприятно.
Рассуждение — это тип речи, при котором автор текста логически размышляет о причинах действий, свойств или явлений.
Иначе говоря, в таком тексте автор выдвигает какой-либо тезис и подробно разбирает его, выражает свои мысли на конкретную тему. У рассуждения есть свои маркеры, по которым его можно узнать. Например, вводные слова ( во-первых, во-вторых и т. д.) и слова-связки (однако, следовательно, вопреки и т. д.).
Подтипы рассуждения
Как и в случае с остальными типами речи, у рассуждения есть разновидности. Всего их 3: доказательство, объяснение и размышление. В школе их тоже не разбирают так подробно, но они помогут хорошо понять тему. А потому давайте немного поговорим о каждом из них.
Доказательство — это подтип рассуждения, при котором автор ставит тезис и приводит аргументы, чтобы подтвердить его и убедить читателя.
Пример № 3.
Удобнее всего ездить в университет на метро, а не на машине. Во-первых, так вы избежите пробок. Во-вторых, проездной гораздо дешевле бензина.
Объяснение — это подтип рассуждения, при котором автор рассказывает о природе предмета или явления: что это такое, как оно появилось и т. д.
Пример № 4.
Биология — это наука о живых существах и том, как они взаимодействуют со средой обитания. Это название произошло от греческих слов βίος и λόγος. Дословно биология означает «наука о жизни».
2. Домашнее задание. Записать план построения рассказа.
Литература
Урок в режиме онлайн
Тема. А.П. Чехов "Вишневый сад". Образ Лопахина
1. План характеристики Лопахина
1. Рассказ о судьбе Лопахина. Как его
развенчивает автор.
2. Каков смысл сопоставления хозяев
вишневого сада и Лопахина.
3. Можно ли считать Лопахина человеком
будущего.
Пояснения:
При характеристике Лопахина нужно раскрыть его сложность и противоречивость, объективность и всесторонний подход к его изображению. Лопахин отличается от Гаева и Раневской своей энергией, активностью, деловой хваткой. Его деятельность знаменует собой, несомненно, прогрессивные сдвиги. В то же время автор заставляет нас не соглашаться с мыслью, что прогрессивные замыслы должны приводить к опустошению землю, уничтожению прекрасного. Не случайно ликование нового хозяина сменяется печалью и горечью: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилось как-нибудь нескладная, несчастливая жизнь». В нем постоянно борются противоречивые чувства. Нельзя упустить такой многозначительной детали, как эпизод в финале пьесы, когда слышится стук топора по вишневым деревьям. По просьбе Раневской Лопахин приказывает прервать рубку сада. Но едва старые владельцы покинули имение, топоры снова стучат. Новый владелец спешит... Но и на Лопахина Чехов смотрит как бы из «исторического далека», поэтому видит за его субъективно добрыми намерениями всего лишь хищную и ограниченную деятельность. И имение, и вишневый сад он купил как-то «невзначай». Лишь рядом с Раневскими, Гаевыми Лопахин может произвести впечатление деятеля, но Трофимову планы Лопахина «настроить дачи» «представляются несостоятельными, узкими».
1. Работа над анализом произведения.
Особенности сюжета.
Сюжет настоящего времени ведет один
персонаж — Лопахин. С его реплики: «Который час?» — начинается действие. Он
контролирует время, о чем свидетельствует постоянная авторская ремарка» (Смотрит на часы), и не опоздает на
поезд: «Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать». Лопахин поставлен в жесткие
рамки настоящего, и, возможно, поэтому он наиболее чутко улавливает ход
времени. В I действии Лопахин дважды повторит реплику: «Время
идет», — прежде чем назовет роковую дату ближайшего будущего — 22 августа.
Практически все персонажи в I действии
пребывают в некоем пограничном состоянии сна и яви. Они вспоминают прошлое,
которое для них оказывается большей духовной реальностью, нежели настоящее. Их
мир — мир призрачных грез, чуждый действительности. «Посмотрите, покойная мама
идет по саду...» — радостно восклицает Раневская.
Элегически-лирический тон I действия, опрокинутого в прошлое, сменяет
философский диспут о «гордом человеке» в поле у заброшенной часовни перед
заходом солнца. Бегство от настоящего в будущее чревато не менее страшными
последствиями, нежели погружение в прошлое. Внимая Пете Трофимову, пророчествующему
о будущих путях человечества, герои не слышат предупреждения Лопахина,
развивающего заявленную в I действии тему
времени: «Надо окончательно решить, — время не ждет». Настоящее время требует
не восклицаний, но поступков и решений, однако чеховские герои на них не
способны. В этом смысле Петя Трофимов сущностно близок Гаеву и Раневской.
Абсурдность их в том, что они утратили чувство настоящего. Неспособность к
сильному чувству ставится у Чехова в прямую зависимость от отношений персонажа
со временем. Привязанность одних осталась в прошлом (сюжетная линия Раневская —
парижский любовник), другие по пути в будущее растеряли свои человеческие
качества («Мы выше любви» — Петя Трофимов). Практически все чеховские герои не
подвластны чувству любви, ибо оно требует душевных затрат и живет только в
настоящем.
III акт — встреча с настоящим, сопротивляться
которому бессмысленно. Нервный эмоциональный тон «бала некстати» — ритм текущей
жизни и стремительная скорость, с которой она неизбежно уходит. В этом
контексте победный возглас нового хозяина: «Вишневый сад теперь мой!» — обнажает
комичность притязаний человека остановить время и ограничить его рамками
«теперь». Впрочем, в монологе Лопахина зазвучала неожиданная для него тема: «Я
сплю, это только мерещится мне, это только кажется...» Интуитивно он чувствует
иллюзорность победы: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась бы наша
нескладная, несчастливая жизнь».
Дом пока еще стоит, но предчувствие
Раневской, высказанное во II действии, оправдалось: «Я все жду чего-то, как
будто над нами должен обвалиться дом».
Он и правда «обвалится» под бравурные
напевы лезгинки и «топотанье» Лопахина.
IV
действие в пьесе наиболее динамично. Авторская ремарка «пустота» — нейтральный
фон ускорившемуся, почти осязаемому ходу времени: счет идет на минуты. Лопахин
объявляет: «На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как летом. Строиться хорошо. (Поглядев на часы в дверь.) Господа,
имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит, через
двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь».
Раневская предстает в ином временном
измерении: «Минут через десять давайте уже в экипажи садиться...»; «Еще минут
пять можно»; «Ведь одна минута нужна только»; «Я посижу еще одну минутку». Изменяется
ритмический рисунок образа. В этой «минутке» — вся прошлая жизнь: «Моя жизнь,
моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»
Конкретика минут оборачивается иной
гранью проблемы: «А жизнь знай себе проходит» (Лопахин); 
«Да, жизнь в этом доме кончилась...» (Варя);
«Жизнь-то прошла, словно не жил...» (Фирс).
Внутренний сюжет пьесы — то, что не
случилось, не произошло. Что значит утрата имения по сравнению с прожитой
жизнью, которую и не заметил, словно не жил! Ситуация встреч в доме и прощаний
в беспредельности отражается в глубинном конфликте пьесы — человек в уходящем
времени, — превращая комедию «Вишневый сад» в пьесу о жизни и смерти. Конфликт
со временем неизбежен, и перед ним равны все — и побежденные, и победители.
II.
Беседа с учениками.
— Какой тип конфликтов преобладал в
дочеховской драматургии?
— В чем своеобразие конфликта в
чеховской драме?
— Определите внешний сюжет пьесы
«Вишневый сад».
— Обозначьте этапы развития
драматургического конфликта.
— Как разрабатывается в комедии внутренний
сюжет?
— Какие временные рамки определяют
внешнее действие пьесы?
— Найдите в пьесе указания на временную
протяженность действия. Какое значение они имеют?
— Какие персонажи ведут сюжет настоящего
времени?
— Как соотнесено в пьесе прошлое и
настоящее время?
— Как соотнесено в пьесе настоящее и
будущее время?
III. Выводы по уроку.
Единое сюжетное движение синтезирует
внешнее действие (событийный ряд) и внутреннее его проявление (эмоционально
смысловой ряд). В центре внимания Чехова — повседневное течение жизни, течение
времени. Внешний сюжет пьесы — имение идет с молотка — рифмуется с внутренним
сюжетом — человек в потоке времени, «время идет» — и обозначает
важнейший философский конфликт пьесы. В своей последней пьесе Чехов размышляет
о том, что делает с человеком время и в какие отношения вступает он с этой
неуловимой и беспощадной силой.
Время, таким образом, в пьесе Чехова
становится не только сюжетообразующим фактором, но и главным действующим лицом
«Вишневого сада», создающим его глубинный философский подтекст.
Домашнее
задание. Подготовить характеристику образа Лопахина.