04 апреля 2023 года - литература -9-В класс
04 апреля 2023 года - литература -9-В класс
Консультация по теме
Тема. В.В. Маяковский
Тема. В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества
1. Составление конспекта по предложенной статье.
Судьба Маяковского была трагической, как Есенин и Цветаева, он покончил жизнь самоубийством. Трагичной оказалась и судьба его стихов. «Маяковского стали вводить принудительно, как картошку при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он не повинен», – писал Пастернак в 1956 году. Маяковского превращали в певца и пропагандиста тоталитарного режима. Торжествовала официальная трактовка жизни поэта, в основе которой лежал подлог: произведения Маяковского, написанные в 20-е годы и отразившие именно это время, еще не схлынувшую революционную волну, переадресовывались более поздней эпохе. В нашей же истории разница между 20 и 30 годами была весьма существенной. 1929 год действительно знаменовал собой великий трагический перелом всей жизни. Канонизация Маяковского началась после высокой оценки Сталиным в 1936 году, его поэзия использовалась для воспевания сталинского режима, принесшего насильственную коллективизацию, разорение села, голод, массовые репрессии. Его использовали для политической и эстетической демагогии, для создания «нарисованного мира», для этого «выдирали» отдельные строчки из произведений.
2. Самостоятельная работа по учебнику - стр.97-110. Выразительное чтение стихотворений "Прощание", "Люблю".
3.
Анализ стихотворений.
Поэзия Маяковского — ораторская по сути и форме, она предполагает присутствие публики, причем вряд ли благосклонно расположенной к поэту, потому что поэт часто «заводит» ее дерзким вызовом. Уподобление грубо-прозаической водосточной трубы изысканно-поэтической флейте тоже должно шокировать публику, привыкшую отделять язык поэзии от языка «улицы». Своей задачей в поэзии Маяковский считал сближение литературы и жизни
1) Чтение и анализ стихотворения «Нате!»
— В чем вы видите конфликт поэта с
миром? Каковы ценности поэта и ценности толпы?
Перед нами картина выступления поэта в
артистическом кафе «Розовый фонарь» (это улично-дразнящее название, очевидно,
было придумано по контрасту с салонно-манерным «Зеленая лампа», названием
литературного общества пушкинского времени). Поэты-футуристы часто выступали
перед столичной и провинциальной публикой, и одной из форм «привития» ими своих
новаторских идей толпе был скандал, эпатаж. В стихотворении показано именно
такое выступление — вряд ли понравятся публике дерзкие характеристики, портреты
«пошлых» мужчин и женщин, собравшихся развлечься. Но задачу поэзии Маяковский
видел совсем в другом.
Конфликт здесь возникает из резкого
противопоставления «толпы» и поэта (традиционная тема русской поэзии: ее
разрабатывали Пушкин, Лермонтов). Люди, перед которыми должен «кривляться»
поэт, забавляя их, меряются поэтом своеобразной меркой — количеством
«обрюзгшего жира». Не по литру или килограмму, а «по человеку» вытопит он через
час, и «чистый переулок» станет грязным. Возникает характерный для молодого
Маяковского контраст сильного, стройного поэта и жирных, старых его врагов.
Чтобы дать толпе представление о своих
ценностях, поэт упоминает «шкатулки» своих стихов — ведь в шкатулках у этих
буржуа драгоценности, и шкатулки эти не открываются перед людьми, поэт же
«открыл» их. В «шкатулках стихов» лежат более ценные вещи — «бесценные слова»,
которые он, опять же в отличие от накопителей-мещан, мотает и транжирит.
«Стоглавая вошь» — метафора
отвратительного паразитизма, тупого единства этой «толпы», которая хочет смять
«бабочку поэтиного сердца». Но поэт может, если ему надоест «кривляться»,
захохотать и «радостно плюнуть» в лицо лощеной публике. Этим неэстетическим
жестом и завершается стихотворение, озаглавленное «Нате!».
2) Чтение и анализ стихотворения «Послушайте!»
В сравнении с задорным выкриком «А вы
могли бы?», с дерзким вызовом, бравадой стихотворения «Нате!», в «Послушайте!»
совсем другая — проникновенная, исповедальная, даже просительная — интонация.
Мы впервые слышим поэта, который не
боится показаться беззащитным; он обращается к людям, которые его понимают.
Прихотливая строфика этого стихотворения доносит до читателя прерывающийся
голос, волнение лирического героя. В просьбе «чтоб обязательно была звезда» —
детская наивность, максимализм.
Пафос этого стихотворения передает
страстную борьбу человека за идеал. Существование без идеала, без смысла названо
здесь «беззвездной мукой», идеал «звезда». Лирический герой Маяковского активен
в отстаивании своих ценностей и поэтому, несогласный с бессмысленным
существованием, отсутствием звезд на небе, «врывается к Богу» (гиперболизм).
Целуя «жилистую руку» Творца, он верит, что действительно «не перенесет эту
беззвездную муку».
Бог внял его мольбам — на небе появилась
звезда. И только после этого герой «наружно» успокоился, ему стало «не
страшно», хотя он остался «тревожным» — это тревога за свой идеал. Герой стихотворения
противопоставлен людям, для которых звезды — это «плевочки», а не «жемчужины»,
для которых вовсе не обязательно, «чтобы они были».
Домашнее задание. Выучите наизусть стихотворение В. В, Маяковского (на выбор).