28 февраля 2023 года - литература - 10-Б класс

 28 февраля 2023 года - литература - 10-Б класс

Консультация по теме

Тема. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона

1.Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

Один из них, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл. 35), т. к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. Стройные массы французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки падает бессильно. А Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении и т. д.

 2.Ранение князя Андрея, его мужество (гл.36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого с нравственной победе русских. Зачитать (гл. 39).

 3. Анализ эпизода  «Бородинское сражение», (ч. II, гл. 19-39).

— Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя в восприятии Пьера?

— Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят...» гл. 20?

— Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в центральной сцене — описании Бородинского боя?

— Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?

— Объясните слова князя Андрея: «пока Россия была здорова, ей мог служить чужой» гл. 25.

— Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма гл. 25?

— Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра» гл. 26, 29?

— Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)?

— С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком гл. 29?

— В чем видит автор силу и мудрость Кутузова гл. 35?

— Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска гл. 39?

 

4. План  к образу Кутузова (записать в тетрадь).

1.Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе1

2. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову.

3. Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои.

4. Почему Кутузов в 1805 г. уклоняется от сражений, но дает Шенграбенское сражение.

5. Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?

6.  Кутузов — это «свой, родной человек» для народа.

7. Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению.

8. Роль героя в истории.

 

5. План  к образу Наполеона (записать в тетрадь).

1.Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа. Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя.

2. Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона.

3. Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему исключает это из образа своего героя? Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?

4. Почему не исполняются «разумные» приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все ли приказы его разумны?

5. Замечает ли Наполеон других людей? Каково его отношение к самому себе?

6.Актерство и лицемерие.

Домашнее задание. Написать краткую характеристику образов Наполеона и Кутузова в тетрадь.


Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс