27 февраля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
27 февраля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Правописание наречий.
Учебный материал выборочно записать в тетрадь.
1. Правописание наречий традиционно
вызывает следующие затруднения:
• гласные в суффиксах на конце наречий;
• ь
на конце наречий после шипящих;
• не
и ни в приставках;
• слитное, дефисное и раздельное
написание наречий.
Правила относятся к наречиям,
образованным приставочно-суффиксальным способом. По своему образованию эти
наречия восходят к кратким формам прилагательных.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о. 
В наречиях с приставками из-/ис-, до-, с- на конце пишется буква а.
2. Самостоятельная работа. Употребите суффикс -о или -а.
Изжелт..-бледное
лицо, докрасн.. раскалённый шар, обойти слев.., пойти вправ.., начать сначал..,
закончить работу засветл.., отмыть добел.., поссориться сгоряч.., свернуть
влев.. .
Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
— Выпишите в составе словосочетаний
сначала местоимения, а потом наречия. Объясните правописание этих частей речи.
(Не, ни) где не видно жилья. (Не, ни)
чем не измерить простора полей. (Не, ни) когда не предполагал, что (не, ни) чего
не испугаюсь, (не, ни) с (чем) не соглашусь. (Не, ни) как не удавалось
тронуться с места. Писем ждать было (не, ни) откуда.
Наречия: нигде не видно, никогда не предполагал, никак не удавалось тронуться,
ждать неоткуда.
Местоимения: ничем не измерить, ничего не испугаюсь, ни с чем не соглашусь.
Литература
урок в режиме онлайн
Тема. Философский смысл образов Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Составление конспекта по теме.
1.  Почему народ является ведущей силой
истории.
(В
философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит
только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы,
повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне
проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугам
Бонапарту»). Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося борьбе с
врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на
батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра
Кузьминична и др. — все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с
«миродерами»они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя
жизни и независимости отечества.
То,
что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, есть, скорее, нация. В
единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее
братьев Пети и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова и
Багратиона, Долохова и Денисова, «молоденького офицерика» и саратовской
помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они,
по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый.
Все они включаются в рой людей, делающих историю. Основой национального
единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства.
Герои Толстого только тогда находят свое счастье, когда не отделяют себя от
народа. Поблизости с народом Толстой оценивает своих положительных героев. Но
следует помнить, что в изображении народа сказались противоречия Толстого.
(Сцена бунта богучаровских крестьян). Утверждая мысль о национальном единстве,
Толстой вольно или невольно сделал социальную рознь несвоевременной, хотя и
закономерной.)
2. Почему так стремятся к народу герои
романа? Почему «солдатом, просто солдатом» хочет быть Пьер?
(Народ
есть носитель лучших человеческих качеств. «... Они все время до конца были тверды,
спокойны... Они не говорят, но делают» — думает Пьер.)
3. Какие же качества в народе автор
считает лучшими.
(Это
и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота
патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и
ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом,
в лакее князя Андрея Петре и других (примеры). Однако Толстой считает
положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону
Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость
жизни.)
4. Чем он подействовал на Пьера? Похож ли
он на других мужиков?
(В
Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие,
умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство
о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки (примеры из текста). Но
есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже),
неприхотливость — отсутствием всяческих требований к жизни (везде ему хорошо),
вера в разумность естественного хода событий в жизни — покорностью перед
судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения — абсолютным отсутствием
разума («не своим умом — божьем судом»). Как же оценивать такого человека?
Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому
крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго
и круглого» (т. IV, ч. I, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность
обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом,
Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала.
Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное
— всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой
идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего
героя.)
Домашнее задание. Подготовить характеристику образа Тихона Щербатого.