20 февраля 2023 года - русский язык - 9-В класс
20 февраля 2023 года - русский язык - 9-В класс
Онлайн-урок по теме по теме
Тема. Выразительные средства языка и речевые ошибки
1.Изучение нового учебного материала. Выразительные средства языка
 Средства речевой выразительности используются
в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они
помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на
самые выразительные черты предмета, события или явления
Тропы — языковые
средства в русском языке, которые используются автором в переносном,
иносказательном значении. Широко применяются в художественных произведениях.
Тропы служат для создания зрительных, слуховых, обонятельных образов. Помогают
создать определенную атмосферу, произвести на читателя желаемый эффект. В
основе лексических средств выразительности лежит скрытое или явное сравнение.
Оно может базироваться на внешнем сходстве, личных ассоциациях автора или
желании описать объект определенным образом. 
                                     Основные
языковые средства: тропы
     Эпитет — это красочное, выразительное
определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого
объекта, его самые выразительные черты. Примеры: «румяная заря», «легкий
характер», «золотые руки», «серебряный голос». 
       Сравнение — слово или выражение, в
основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим. Чаще всего оформляется оно в виде
сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого
приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что. Рассмотрим примеры:
«прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка». 
        Метафора — средство выразительности, в
основе которого лежит скрытое сравнение. Но, в отличие от сравнительного оборота, оно не оформляется
союзами. Метафора строится, полагаясь на сходство двух предметов речи.
Например: «луковки церквей», «шепот травы», «слезы неба».
      Синонимы — слова близкие по значению, но
отличающиеся в написании. Помимо классических синонимов, существуют
контекстуальные. Они
принимают определенное значение в рамках конкретного текста. Познакомимся с
примерами: «прыгать – скакать», «смотреть – видеть». 
      Антонимы – слова, имеющие прямо противоположное
друг другу значение. Как и синонимы, бывают контекстуальными. Пример: «белый – черный», «кричать –
шептать», «спокойствие – волнение». 
        Олицетворение — передача
неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленному. Для примера: «ива качала ветками»,
«солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал
радиоприемник». 
        Метонимия — замена одного слова на
другое, имеющее схожее или такое же значение. Познакомимся с примерами: «эй, синяя
куртка (обращение к человеку в синей куртке)», «весь класс выступил против
(имеются в виду все ученики класса)». 
        Синекдоха — перенос сравнения с части
на целое, и наоборот. Пример:
«было слышно, как ликовал француз (автор говорит о французской армии)», «насекомое
залетело», «в стаде было сто голов». 
        Аллегория — выразительное сравнение
идей или понятий с использованием художественного образа. Чаще всего встречается в сказках, баснях
и притчах. Например, лиса символизирует хитрость, заяц — трусливость, волк —
злобу. 
       Гипербола — намеренное преувеличение. Служит для придания тексту большей
выразительности. Ставит акцент на определенном качестве предмета, человека или
явления. Познакомимся с примерами: «слова губят надежду», «его поступок —
высшее зло», «он стал красивее в сорок раз». 
       Литота — специальное преуменьшение реальных
фактов. Например: «он был тоньше тростинки», «он был не выше
наперстка». 
       Перифраз — замена слова, выражения
синонимичным сочетанием. Используется для того, чтобы избежать лексических
повторов в одном или соседних предложениях. Пример: «лиса — хитрая плутовка», «текст
— детище автора».
2. Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
 
  
  | 
 
 
          Домашнее задание. Составить выборочный конспект по предложенному материалу.