16 февраля 2023 года - 8-Г, 8-Д классы
16 февраля 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д классы
Консультация по теме
Тема. М. А. Булгаков "Собачье сердце": сатирическая повесть.
Составление конспекта по теме.
В повести мы узнаём, что задумал
Филипп Филиппович и зачем ему понадобился Шарик. Путём пересадки нужных органов
профессор задумал превратить собаку в человека. Операция завершается
блистательным успехом, Шарик трансформируется в человека и берёт себе фамилию
Шариков.
Со времен из-за дурной генетики
донора органов и неспособности профессора интегрировать своего подопытного в
человеческое общество характер Шарикова начинает портиться.
Ответственность за трудоустройство
Шарикова берёт на себя Швондер, оформляя ему документы и устраивая в службу по
отлову кошек. Под влиянием главы домоуправления Шариков начинает видеть в
Преображенском своего прямого врага, начинает шантажировать профессора, угрожая
написать донос. В этот момент ассистент Филиппа Филипповича – Иван Борменталь
выходит из себя и убивает Шарикова.
В конце повести читатель узнаёт, что
Преображенский спас жизнь Шарикова, превратив его обратно в собаку Шарика и
оставив жить у себя.
Темы
Тематика повести «Собачье сердце»
предрешила ее судьбу: автор ходил по краю и затрагивал такие вопросы, которые
демонстративно обходились цензурой:
1.     
Научный
прогресс – на примере профессора
наглядно показано, что зачастую, идя по пути неудержимого прогресса,
человечество сам не до конца осознаёт свои действий и не понимает, к чему они
могут привести. В любом открытии важно не нарушать естественного хода вещей настолько,
чтобы исключать природу из жизни человека и игнорировать ее законы.
2.     
Новая
власть – произведение пропитано
неприязнью к советской власти, в которой Булгаков видел нечто чуждое и опасное.
Всеобщая страсть к равенству и братству убивала в людях индивидуальность и
лишала их возможности мыслить свободно. 
3.     
Создание
типа советского человека –
идеология коммунизма подразумевает изменение сознания человека посредством
изменения бытия. Идеология должна была воспитать людей, из которых можно было
бы делать гвозди, как писал Маяковский. Доброта – мир,
изображённый в повести «Собачье сердце», начисто лишён доброты. Жестокая
действительность озлобляет людей, которые не испытывают жалости даже к собаке,
не говоря уже друг о друге. 
4.     
Культура – квартира профессора Преображенского представлена
одиноким островком культурности и утончённости посреди океана грубости и
невежества. Только там еще можно услышать изысканную речь и правильный русский
язык без брани и вульгарности. 
5.     
Воспитание – Булгаков показал, какую важную роль играет
воспитание в становлении человека. Преображенский и Борменталь не смогли
донести да Шарикова свои ценности, привить ему культуру, в результате, тот
начал учиться у Швондера, противопоставив себя собственным создателям.
Невозможно создать настоящего человека без воспитания и долгого пути
становления, которое протекает в юности.
6.     
Гордость
и смирение – в начале повествования
Филипп Филипович предстаёт перед нами горделивым человеком, который считает
себя способным побороть природу, однако в конце он смиряется с провалом своего
эксперимента, поняв, что лучше вернуть всё так, как оно и было.
Смысл
В произведении отражена неспокойная
и тревожная атмосфера начала двадцатого века. Автор с тревогой смотрит в
будущее, предостерегая человечество от того пути, по которому оно идёт.
Основная идея повести «Собачье сердце» скрыта в символическом значении самого
эксперимента. В послереволюционное время идеологи большевистской партии
озаботились процессом создания нового типа человека — советского. Повсюду
висели мотивационные плакаты, в газетах и журналах описывались исключительно
полезные и правильные новостные поводы,  на собраниях
и митингах звучали лозунги, а в школах образование было полностью подчинено
нуждам и запросам партии. Из народа было решено сделать слаженный механизм,
который осилил бы индустриализацию, необходимую отсталой аграрной стране. То же
самое сделал Преображенский: создал новый тип человека. Но его задумка, как и
инициатива партии, провалена, потому что невозможно пойти против природы и
упростить человека до механизма. Советская власть игнорировала то же, что не
заметил Преображенский — процесс воспитания, длительный и сложный, как и
процесс исторического формирования народа, который нельзя форсировать. Такова
главная мысль повести «Собачье сердце»: нужно признать неудачу советского
эксперимента и вернуть естественный порядок, при котором у каждого человека
было «место по способностям». Всеобщее равенство так же невозможно, как и
создание полноценного человека из собаки.
В произведении ярко проступают
консервативные убеждения Булгакова. Шарик символизирует собой русский народ,
профессор – русскую интеллигенцию, которая, по мнению Булгакова, освободила
народ, а Швондер обозначает собой советскую власть, которая из-за слабости
интеллигенции взяла на себя роль воспитателя народа и повела его против
интеллигенции. Писатель видел спасение страны в упорядоченной и эволюционно
развивающейся системе, которая вернёт крестьян и рабочих на положенное им
место, а не вознесет их туда, где они не справятся со своими обязанностями, как
не справился Шариков с ролью человека.
Чему учит?
В лице Шарикова писатель
демонстрирует нам, что такое бескультурье и невежество. Герой Булгакова
показывает, как не должен вести себя порядочный человек. Автор заставляет нас
задуматься о том, что устаревшая буржуазная мораль значительно выше
пролетарской, потому что она опирается на вечные ценности и многовековый опыт,
которые отрицают новые люди. Мы можем извлечь исторический вывод из повести
«Собачье сердце»: глобальный советский эксперимент изначально был обречен на
провал, ведь искусственно уравнять людей с разными возможностями и склонностями
невозможно.
Так же повесть учит нас благоразумию
и сдержанности в своих желаниях. Говорит о том, как важно уважать окружающих и
отстаивать свободу личности.