13 февраля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
13 февраля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Н, НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
1. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы.
Кожа..ый
портфель, ветре..ый человек, густой мали..ик, божий посла..ик, говорил
взволнова..о, масля..ая лампа, масле..ые руки, серебря..ая ложка, болезне..ый
вид, явился немедле..о, вошёл степе..о, поселиться в гости..ице, большой
труже..ик, счастливый имени..ик, чугу..ая решётка. (31 слово)
— От каких частей речи образуются
прилагательные? (От существительных и бесприставочных
глаголов несовершенного вида.)
— Сколько букв н пишется в таких прилагательных? (Одна.)
— Приведите примеры. (Варить — варёный, квасит — квашеный.)
| 
   -н-  | 
  
   Примеры  | 
 
| 
   В
  бесприставочных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида.  | 
  
   Красить — крашеный.  Искл.:
  деланный, желанный, неслыханный,
  жеманный, нечаянный, медленный, священный, невиданный, негаданный, чванный, чеканный,
  нежданный, окаянный.  | 
 
| 
   В
  отглагольных прилагательных в составе сложных слов.  | 
  
   Гладкокрашеный, домотканый,
  малоношеный.  | 
 
| 
   В
  кратких страдательных причастиях.  | 
  
   Ошибка
  исправлена, поле не засеяно.  | 
 
| 
   В
  сочетаниях «глаженые-переглаженые
  брюки», «латаная-перелатаная шуба»,
  «ношеный-переношеный костюм», «штопаные-перештопаные носки» и т. п.
  во второй части сложных образований, не смотря на приставку, целесообразно
  писать одно н, так как слово имеет значение прилагательного.  | 
 |
| 
   -нн-  | 
  
   Примеры  | 
 
| 
   Если
  есть приставка, кроме не-.  | 
  
   Несмазанные
  колёса.  Искл.:
  смышлёный пес, названый брат, посажёный
  отец.  | 
 
| 
   В
  бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида.  | 
  
   Брошенный ребенок, купленный дом.  | 
 
| 
   В
  бесприставочных причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида,
  если есть зависимые слова.  | 
  
   Сеянная через сито мука.  | 
 
| 
   В
  прилагательных глагольного происхождения на -ованный, -ёванный.  | 
  
   Балованный, рискованный.  Искл.:
  кованый, жёваный.  | 
 
I. Природа в жизни людей с точки зрения Толстого.
— Зачитайте сцену разговора Наташи и
Сони на окошке и описание дуба (ч. III, гл.1-3).
— Какую роль сыграла природа в жизни
князя Андрея?
(Природа
возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он понял смысл
жизни, ее цель.)
— Чем же природа возрождает князя
Андрея?
(Своей
силой жизни, способностью к обновлению, развитию. В природе все обновляется,
нет ничего мертвого.)
— Почему Толстой неприязненно описывает
ели в лесу, называя их «задавленными», «мертвыми», а зелень их «грубой»? (ч. III, гл. 1)
(Толстой
не признавал жизни застывшей. Одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в
людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед, поэтому он и
выделил на первый план силу жизни, заключенную в природе.)
— Какие качества природы воздействуют на
князя Андрея под Аустерлицем?
(Ход
мыслей князя Андрея меняет величие, вечность и бесконечность природы.)
— Что поразило князя Андрея в Отрадном
ночью?
(Красота,
прелесть, поэзия лунной ночи.)
— Вспомните другие сцены, где автор
также подчеркивал красоту природы. Какую функцию они выполняют?
(Н.
Ростов первый раз в бою остро почувствовал красоту мира. «Как хорошо показалось
небо... — ... залитые до макушек туманом сосновые леса…» (т. I, ч. II, гл.8). Природа в восприятии Толстого несет
в себе мир и жизнь, она никогда не бывает враждебной человеку, наоборот, она
всегда противостоит ужасам, войне.)
— Какие пейзажные сцены еще помнятся из
романа?
(Туман
и солнце под Аустерлицем; небо, увиденное князем Андреем; картины дунайской природы,
замеченные Н. Ростовым, природа в Богучарове; волны и закату парома...)
— Среди всех пейзажей романа нет ни
одного городского, хотя многие герои живут в городе. Почему?
(Толстой
не воспринимал городскую природу видя в ней неестественность, задавленность.)
— Что же в природе, с точки зрения
Толстого, действует на человека?
(Сила
жизни, вечное обновление. Красота, поэтичность, величие, вечность и
бесконечность природы, ее естественность, мир и согласие — вот что видит и
ценит в природе Толстой.)
— Какую роль играет сцена разговора
Наташи и Сони лунной ночью?
(Толстой
показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие
Сони. У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность
чувствовать и любить природу.)
Для всех положительных героев романа
всегда открывается их «небо»: высокое, бесконечное небо князя Андрея под
Аустерлицем; спокойное голубое небо Николая Ростова в первом бою; темное
московское звездное небо, почти в середине которого стояла огромная комета —
открылось Пьеру в 1812 г.; волшебное, черное, чистое небо, до которого можно
достать рукой, небо засыпающего Пети Ростова... Небо открывается героям почти
всегда в момент кризисов, на переломах жизни, когда природа помогает человеку
выйти из тупика. Природа помогает человеку найти свое место в жизни, жить общей
жизнью. Не случайно Толстой считает: «Самая чистая радость — радость природы».
Особое мастерство Толстого проявляется и
в том, что один и тот же человек может ощутить одну и ту же картину природы
по-разному, будучи в разных настроениях.
— Вспомните, с каким настроением князь
Андрей едет в Отрадное? На что бы он тогда обратил внимание, если бы не был
угнетен и печален?
(Вероятно,
ему были бы ближе картины оживающей природы — растущая на глазах трава,
зеленеющие деревья... Сейчас же все весен нее ему чуждо и кажется обманом.
Привлекает его внимание дуб, который «думает мыслями князя Андрея» и говорит об
обмане в жизни, о бесплодности надежд на счастье... Итак, одно и то же явление
природы можно описать по-разному в зависимости от человека и настроения. И
вторая встреча с дубом уже закрепляет в нем мысль, что «жизнь не кончена в 31
год» заставила жить «общей жизнью».)
Самостоятельно записать вывод по
вопросу: «Какую роль играет природа в жизни людей, с точки зрения Толстого?»
Домашнее задание. Выучить отрывок «Описание дуба» т. II, ч. III, гл. 3 «Целый день был жаркий... — и чтобы все они жили со мною вместе» или т. II, ч. III, гл. 1 «На краю дороги стоял дуб... — не тревожась и ничего не желая».