10 февраля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
10 февраля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Урок в режиме онлайн
Тема. Правописание мягкого знака и суффиксов глаголов
| 
   Разде Ь, Ъ знаки.  | 
  
   Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок перед е, ё, ю, я: подъезд, подъём, объявление, предъюбилейный. Разделительный мягкий знак пишется во всех остальных
  случаях:   вьюга, платье, соловьи, семья  | 
 
| 
   | 
  
   | 
 
| 
   Упот Ь на конце слов  | 
  
   Мягкий знак на конце существительных
  после шипящих пишется у существительных 3-его склонения: рожь, ночь; В остальных случаях мягкий знак после шипящих на конце
  слов не пишется: шалаш, нет туч (множественное число сущ. 1-го скл)  | 
 
| 
   Упот Ь для обозн.мягкости согла  | 
  
   Мягкий знак в середине слов не пишется в сочетаниях букв ч и щ со всеми согласными (чн, нч, чк, чт, щн, нщ, рщ), кроме л: банщик, фонарщик, ночной, но пильщик.  | 
 
2. Составление конспекта по теме урока. В учебнике материала нет. Суффиксы глаголов в русском языке
В морфемном составе глаголов суффиксы бывают словообразовательные и формообразующие. Словообразовательные суффиксы образуют глаголы совершенного и несовершенного вида. Узнаем, какое правило применить в написании безударных гласных в словообразовательных суффиксах.
Словообразовательные суффиксы глаголов
Суффиксы
-ова-/ева-, -ыва-/-ива-
Суффиксы
-ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:
(что сделать?) осво́ить → (что делать?) осва́ивать;
(что
сделать?) разма́зать → (что делать?) разма́зывать.
Поставив
ударение, убедимся, что гласные в глагольных суффиксах являются безударными,
из-за чего возникает затруднение в их написании. Чтобы не ошибиться в выборе
букв «о», «е» или «ы», «и» в суффиксах, применим правило  орфографии.
ПРАВИЛО
Если в форме
1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол заканчивается
на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется
суффикс -ова- или -ева-. Если в форме 1 лица глагол заканчивается на
неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего
времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.
Понаблюдаем, как применить это правило:
я распробую — распро́бовать, распро́бовал;
я облицую —
облицева́ть, облицева́л;
запаздываю —
запа́здывать, запа́здывал;
подмешиваю —
подме́шивать, подме́шивал.
Слова с
этимологическим корнем -вед- («знать») пишутся по-разному. Часть этих глаголов
имеет суффикс -ова-:
заведую — заведовать, заведовал;
исповедую —
исповедовать, исповедовал;
проповедую —
проповедовать, проповедовал.
А другая
часть глаголов сохраняет суффикс -ыва- во всех грамматических формах:
проведываю — проведывать, проведывал;
выведываю —
выведывать, выведывал;
отведываю —
отведывать, отведывал;
разведываю —
разведывать, разведывал.
Суффикс -ва-
Отличаем эти
глаголы от слов с ударным суффиксом -ва-:
разбить → разбива́ть;
созреть →
созрева́ть.
Гласный
корня, обозначенный буквами «е», «и», оказался в безударной позиции. Чтобы
правильно написать такое слово, воспользуемся правилом орфографии.
Домашнее задание. Выполнить упражнение 102.
Литература
Урок в режиме онлайн
Тема. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.
Выделенный материал записать в тетрадь.
Портрет Наташи Ростовой: Черноглазая с большим ртом, некрасивая но живая девочка, с своими детскими, открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими, быстрыми ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она, быстрая, грациозная, и, видимо, не привыкшая к гостиной, подбежала к матери и, не обращая внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся личико в кружевах материной мантильи и засмеялась Все черты ее были неправильны, глаза узки, лоб мал, нос хорош, но нижняя часть лица, подбородок и рот так велики и губы так несоразмерны толсты, что, рассмотрев ее, нельзя было понять, почему она так нравится. Она еще носила открытые лифы и коротенькие юбки. Детские ножки ее в кружевных панталончиках и открытых башмачках содрогнулись, она, как козочка, легкая, тоненькая, грациозная, подскочила к матери, обняла ее, спрятала лицо в ее кружевах и разразилась таким смехом, что все захохотали.
Портрет княжны Марьи. Глаза
Марьи лучатся, прекрасным становится лицо: «как будто лучи теплого света выходили»
из глаз, «глаза эти делались привлекательнее красоты». В минуты глубокого
волнения лицо озаряется у любимых героев Толстого светом глаз: Марья «всегда
хорошела, когда плакала». Лучатся глаза, оживляется лицо Андрея в салоне Шерер
при виде Пьера, сияющими глазами смотрит Наташа на мир, сияют восторгом глаза
Николая, когда поет Наташа. Бездуховность, пустота жизни, по Толстому,
напротив, гасят блеск глаз, делают лицо безжизненной маской: бездушная
красавица Элен — «красивая статуя» с застывшей улыбкой — блестит и сияет всем,
кроме глаз: «блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов», «успокаивалась
в сияющей улыбке». У красивой Веры — холодное лицо, спокойное, которое улыбка
делает неприятным». «Спокойное и красивое лицо у Бориса Друбецкого, в красавце
Берге все «как-то уж очень правильно», а глаз — словно нет.)
Красота Наташи и Марьи — от душевной переполненности, которую вполне поймут Андрей, Пьер, Николай.
В день своих именин и ее матери Наташа, «смеясь и краснея»,
приглашает Пьера на танец; «Смотрите на папа, — закричала на всю залу Наташа
(совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленям головку и
заливаясь своим звонким смехом по всей зале», «расхохоталась так громко и
звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». Петя,
«зажмурившись, трясся от беззвучного смеха». У Николая «во всем лице выражались
стремительность и восторженность». За именинным столом «Соня и толстый Петя
прятались от смеха». Наташа громко спрашивает о мороженом, «вперед уверенная,
что ее выходка будет принята хорошо», «кричит смело и капризно — весело».
Увидев плачущую Соню, «Наташа заревела, как ребенок, не зная причины и только
оттого, что Соня плакала». Эпитеты, данные Наташе, подтверждаются: «казак
девка», «зелье», «порох».
Удивительно
тонко, поэтично воспринимает Наташа красоту летней ночи в Отрадном, поэтому так
естественно ее стремление летать в такую волшебную лунную ночь.
И
даже знакомый зимний лес становится для нее фантастическим, сказочным, таинственным
в святочную ночь... Богат человек с таким душевным миром, не замкнутым на
обыденном. Счастливым даром «читать тайное» людей и природы наделяет автор
любимую героиню: «Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью
чувствовать оттенки интонаций, взглядов, выражений лиц», «Наташа со своею
чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата».
Ростовым свойственно располагать к себе хороших (в высоком, толстовском понимании этого слова) людей. Наташин чистый, светлый, поэтический мир души почувствуют не только домашние, но и дядя, и тетка Ахросимова (они тоже — из Ростовых), и Аксинья, и Пьер, и Андрей, и Денисов. Ее не примет только старшая сестра Вера. Но родители и сами чувствуют ее чужеродство: «Со старшей мы перемудрили и не любят «правильную» Веру... даже шестнадцатилетний Петя, уйдя добровольно на войну, вызовет ответную любовь у Денисова и офицеров. Совсем еще мальчик, этот сын добряка и хлебосола Ростова найдет семью в офицерском кружке и всех захочет обогреть детской любовью. Он не может сдержать восторга перед отзывчивостью Денисова: «Позвольте вас поцеловать, голубчик. Ах, как отлично! Как хорошо!» — И, поцеловав Денисова, он побежал на двор» (Денисов разрешает позвать к офицерскому столу пленного мальчика — барабанщика)...
Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, соучаствовать. И все это — на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Петя пожалеет французского барабанщика и пригласит его на обед: «...покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал: «А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? Дать ему что-нибудь поесть…»
Наташа-девочка
поймет чувство Сони и брата и устроит им свидание; в знак любви и преданности
Соне Наташа обожжет себе руку раскаленной линейкой. Восторженной любовью к жизни
Наташа оживит сердце Андрея после поездки в Отрадное: «Нет, жизнь не кончена в
31 год». Наташа разделит горе матери после гибели Пети; Наташа упросит своих
родителей дать подводы для раненых; «Наташа не отходила от раненого Андрея, и
доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такого твердости,
ни такого искусства ходить за раненым». Николай защитит княжну Марью в имении
брата от бунта мужиков.
Открытость души Ростовых — это и способность жить одной жизнью с народом, разделить его участь; уходят на войну Николай и Петя, Ростовы оставляют имение под госпиталь, а подводы — для раненых. И вечер в честь Денисова, и праздник в честь героя войны Багратиона — все это действия одного нравственного порядка. Наташа поверит в искренность чувств Анатоля и согласится на побег, Николай превратится в нерассуждающего рубаку, поверив ложному представлению об офицерской чести.
Ростовы
не способны на ложь, скрытность претит их честным натурам: Николай сообщит отцу
о проигрыше Долохову 43 тысяч, Наташа расскажет Соне о предстоящем побеге с Анатолем.
А потом напишет княжне Марье о разрыве с Андреем, искренно раскается, не
простит себя, отравится.
Сила
Наташи — в умении жить дальше. Ее душа способна обновляться. Одухотворенность
Наташи проявляется даже в том, как она поет и танцует, обнаруживая и здесь
редкий дар родства, душевного единения с народной стихией, гармонию звука и
движения.
Но
главный талант ее души — любить — откроется позже. И Наташа возьмет нелегкий
семейный груз на свои хрупкие плечи.
В Наташе — девочке — постоянно горит огонь оживления, составляющий ее прелесть. Она переполнена жизненной энергией, наделена многими талантами: поет, танцует, врачует души, дарит дружбой. В Наташе — матери «очень редко зажигался... теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, кода, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок...» «И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде».
«Толстому
важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в
семье. Наташа — мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и
способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному
в жизни таланту — таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывал
порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме
ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми
людьми: матерью и отцом. И в этом — настоящее счастье семьи, потому что каждый
из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У
Пьера эта мечта сбылась…»)
Семья в понимании Толстого. Чем похожи дом Ростовых и Болконских?
(Прежде
всего чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом (общими
чувствами горя или радости охвачены не только члены семьи, но даже их слуги:
«Лакеи Ростовых радостно бросились снимать с него (Пьера) плащ и принимать
палку и шляпу», «Николай занимает денег у Гаврилы на извозчика»; камердинер
Ростовых так же предан дому Ростовых, как и Алпатыч — дому Болконских.
«Семейство Ростовых», «Болконские», «Дом Ростовых»; «усадьба Болконских» — уже
в этих определениях чувство соединенности очевидно: «В Николин день, в именины
князя, вся Москва была у подъезда его (Болконского) дома...». «Дом князя был не
то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и
не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым…».)
Домашнее задание. Подобрать понравившиеся отрывки из романа, составить план "Мои любимые эпизоды в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".