07 марта 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д классы
07 марта 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д классы
Литература
Урок в режиме онлайн. Составление конспекта по теме.
Тема.
Жанр, сюжет, композиция поэмы "Василий Теркин"
Жанр
произведения Твардовского нарушал традиционные каноны: не
"поэма", что было бы привычнее, а "книга": "Книга про
бойца". Подзаголовок "поэма" фигурировал только в первых
публикациях отдельных глав в газете "Красноармейская правда".
Некоторых критиков смущала неопределенность, неконкретность жанра. Однако сам
поэт не считал жанровую неопределенность книги недостатком, он писал:
"Летопись не летопись, хроника не хроника, а именно “книга”, живая,
подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела".
Жанровое определение "книга" сложнее, шире, универсальнее, чем
традиционное определение "поэма". Все-таки "поэма"
ассоциируется прежде всего (срабатывает память жанра и законы читательского
восприятия) с классикой, с литературой – с классической, но литературой,
например, с "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, с "Полтавой" А.С.
Пушкина... Твардовский же интуитивно стремился уйти от литературной жанровой
традиции – "литературности", "универсализовать" жанр своего
произведения, быть ближе к жизни, а не к литературе, другими словами, усилить
эффект подлинности литературного вымысла. Пояснения же на сей счет самого
Твардовского, все сводящего к простой оперативности, представляются скорее
лукавыми (как это часто бывает у Твардовского), и мы не вправе возводить их в
ранг литературоведческого абсолюта, как это часто бывает в некоторых работах о
Твардовском: "Я недолго томился сомнениями и опасениями относительно
неопределенности жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего все
произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собой. Не поэма –
ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета – пусть себе нет, не
надо; нет самого начала вещи – некогда его выдумывать; не намечена кульминация
и завершение всего повествования – пусть, надо писать о том, что горит, не
ждет, а там видно будет, разберемся".
Именно
такая жанровая форма – "Книга про бойца" – давала творческую свободу
поэту, частично как бы снимала оттенок литературной условности в произведении
внешне безыскусном ("легком"), увеличивала степень доверия читателя к
произведению, с одной стороны, литературному с его условной действительностью,
а с другой стороны, безусловно жизненному, достоверному, в которой условная
действительность и реальность настолько соединились и казались естественными,
что эта художественная условность не замечалась, о ней читателю не думалось.
Жанровая
память "книги" иная, и ее определяют прежде всего книги Ветхого и
Нового Завета. См., например, Новый Завет (Исход, 32:32–33), где пророк Моисей
просит Бога за народ согрешивший, сделавший себе золотого тельца: "Прости
им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги
Моей". О книге жизни неоднократно говорится также в Откровении Иоанна
Богослова.
Поэма
Твардовского – это книга жизни народа в многообразных, свободных ее проявлениях
в новое время и в новых обстоятельствах. По аналогии с пушкинским романом
"Евгений Онегин" поэму Твардовского можно назвать энциклопедией –
энциклопедией не только фронтовой жизни, но и лучших черт русского человека.
Автор
сближал свою поэму также с летописью и хроникой –
жанрами, имеющими давние традиции на Руси. Твардовский писал о "Василии
Теркине": "...некая летопись – не летопись, хроника – не
хроника", – подчеркивая тем самым добросовестность и точность, гражданский
пафос и ответственность, свойственные русским летописцам и составителям хроник.
Сюжет и
композиция. Поэма (будем употреблять это традиционное жанровое определение
произведения, не забывая о его жанровой уникальности) "Василий
Теркин" состоит из 29 (включая главу "О себе" и четыре главы
"От автора") самостоятельных, внутренне законченных глав, не
связанных строгой последовательностью событий. То есть жесткая сюжетная
заданность отсутствует, и это дает автору возможность сказать об очень многом,
о том, что непосредственно не имеет отношения к развитию сюжета, но способствует
созданию полноты картины, полноты народной жизни на войне. Сюжета в
произведении действительно нет. Есть лишь частные сюжеты внутри каждой главы, а
между главами – только некоторые сюжетные связи. Однако событийное, сюжетное в
этом произведении не так важно: "Книга про бойца" ценна другим. Сюжет
книги складывается по ходу войны, и его стержнем стала судьба всего народа,
судьба Родины в горькую годину.
Создавая окончательный вариант книги, Твардовский оставил за ее пределами многие опубликованные во время войны фрагменты и повороты сюжета.
Книга
построена так, что каждая глава ее может быть прочитана как самостоятельное
произведение. Поэт учитывал, что законченность отдельных глав, внешне сюжетно
не связанных друг с другом, необходима для того, чтобы их могли читать и те,
кто не знал предшествующих глав. "Я должен был иметь в виду читателя,
который хотя бы и незнаком был с предыдущими главами, нашел бы в данной,
напечатанной сегодня в газете главе нечто целое, округленное" (V, 124).
Однако это не значит, что сама книга не является чем-то целым. Композиционное
единство книге придают образ главного героя, который находится всегда в центре
всех событий и к которому тянутся нити людских судеб; автор-повествователь с
его лирическими отступлениями от автора, который подчас ведет прямой диалог со
своим героем и с читателем, рассказывает о себе и т.д.; стиль – почерпнутая у
народа и возвращенная народу живая "русская речь, великое русское
слово" (См. стихотворение А. Ахматовой "Мужество"); неповторимый
сплав торжественного пафоса и лукавой иронии, благодаря чему автору удается
избежать декларативности, упрека в неискренности.
Теркин –
рядовой труженик войны, его фронтовой мир – это конкретный мир, видимый глазом,
непосредственно воспринимаемый чувствами, мир частностей, негромких событий, и
этим определяется композиция, отбор эпизодов для раскрытия образа героя. Отсюда
– узкий охват событий, быстрая смена кадров, безвестные или малозначительные
для хода войны деревушки, населенные пункты...
Домашнее задание. Выучить материал по конспекту.