06 марта 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс

 06 марта 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс

Русский язык

Консультация по теме

Тема.   Контрольный диктант с грамматическим заданием

ОСЕННИЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Всп....минается мне ран...яя п...гожая осень.

Воздух так чист... точно его с...всем нет. В пор...девшем саду д...леко видна дорога к б...льшому шалашу... усыпа...ная с...ломой. Около ш...лаша вечером греется сам...вар... и по саду между деревьями ра...стилается длин...ой п...лосой г...лубоватый дым.

Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины... бодро идёшь домой к ужину.

Темнеет. В саду г...рит к...стёр... и крепко тянет душ...стым дымом вишнёвых сучьев. Пылает б...гровое пламя... окружённое мраком... и чьи-то чёрные... точно вырезанные из чёрного дерева...силуэты двигаются вокруг костра... меж тем как гиган...ские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин... то чётко нар...суются две ноги. Вдруг всё это ск...льзнёт с яблони — и тень уп...дёт по всей аллее.

Поз...ней ночью... шурша по сухой листве... как слепой... д...берёш...ся до шалаша. Там на поляне немного светлее... а над г...ловой белеет Млечный Путь. Долго глядиш... в тёмно...синюю глубину неба...переполненную созвездиями. Потом встрепенёшься и... пряча руки в рукава... быстро побежишь по аллее к дому.

Как холодно... росисто и как хорошо жить на свете! (172 слова)

(По И. А. Бунину)

 Грамматические задания:

1. Выпишите из текста диктанта два сложносочинённых предложения: в одном оба простых предложения двусоставные; в другом хотя бы одно из простых предложений односоставное. Составьте их схемы, графически объясните пунктуацию.

2. Выполните синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

3. Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочинённых.


Домашнее задание. Выполнить упражнение 106.


Литература
Урок в режиме онлайн
Тема. Работа над анализом произведения. Семья в понимании Толстого в романе "Война и мир".

I. Работа над анализом произведения (выборочно записать в тетрадь).

— Как решается главная мысль романа —о предназначении человека, о том, как жить? Какие два пути выбирают герои?

(Л. Н. Толстой показывает два пути два основных пути, которые выбирают люди: для одних главное — внешнее благополучие, богатство, карьера; для других — ценности духовные, т. е. жизнь не только для самых себя. Для князя Андрея — это потребность выразить себя, совершить что-то большое; для Пьера, княжны Марьи — делать добро; для Наташи — любить. В эпилоге герои на этом пути обрели истинное счастье. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.)

— Почему приезд Пьера — радостное событие для всех: для жены, детей, стариков, слуг?

— Как по-вашему, семья Пьера и Наташи — хорошая семья?

— Что было главным для графини Марьи в воспитании детей?

— Толстой сумел показать поэзию и прозу семейной жизни в их неразрывной связи. Значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей подчеркнута ссылкой на Платона Каратаева. Почему?

(Пьер говорит Наташе: «Он одобрил бы это, нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас». Счастливая семья осознается Пьером как неотъемлемая составная правильной «благообразной» жизни. Он уверен, что именно так воспринял бы это Каратаев. А ведь Платон по Л. Толстому — выразитель народного духа, народной мудрости.)

— Расскажите эпизод спора Пьера и Николая Ростова. Какие слова Н. Ростова, по-вашему, самые страшные?

(«...начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, ... мой долг повиноваться ему…»)

— Почему же благородный Н. Ростов стоит на такой позиции? Или он не может, не хочет или боится думать?

— Можно ли найти аргументы, подкрепляющие позицию Ростова?

(Вспомните эпизод из войны 1805-1807 гг. С французами заключен мир. Боевым офицерам непонятно это. Если все так просто, если так, почти по-дружески, могут разговаривать оба императора, зачем было воевать, проливать кровь? А если Бонапарт в самом деле враг рода человеческого, зачем мир? Неужели русские войска не одержали бы победу? Об этом и зашел вечером разговор среди офицеров. «...Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, все так же томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною и потому очень удивившего офицеров. — «И как вы можете судить, что было бы лучше!.. Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?!.. Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все, — заключил он».)

— Итак, чего боится Николай? И почему?

(Боится думать, так легче жить; не хочет осложнять себе жизнь. Пока Н. Ростов нам симпатичен, но какое-то предостережение мы уже чувствуем. Словно Толстой ставит вопрос: а всегда ли человек должен слепо следовать общепринятым взглядам?)

— Что может произойти от бездумья и некритического отношения к действительности?

— Можно ли привести исторические примеры, свидетельствующие в пользу Ростова, когда движения против власти и порядка приводили непоправимым последствиям для России и для ее народа?

— Что общего в изображении любимых героев Толстого, что их сближает?

(Главные герои в эпилоге показаны в зрелую пору их жизни, все они самоотверженно служат людям: обществу или семье, близким. Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея — растет достойный отца Николенька Болконский.)

 II. «Изображение мирной жизни в эпилоге и во II томе романа. Их сходство и различие». Пояснение:

В эпилоге показана именно та «настоящая жизнь», о которой мечтали герои. Она включает в себя обычные человеческие интересы: здоровье и болезнь детей, труд взрослых, интересы мысли, отдых, любовь, дружбу, ненависть… т. е. все то же, что было и во II томе. Но отличие этой жизни в том, что герои здесь уже находят удовлетворение, почувствовав себя в результате войны частицей народа. «Сопряжение» с жизнью народа в Бородино в плену изменило Пьера. Ею слуги узнали, что он мною «попростел». «Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около ею рта... — ... довольны ли они так же, как и он?». Главная мудрость, к которой он пришел: «...ежели люди порочные связаны между собою и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто». (Эпилог, ч. I, гл. 16).

К «спряжению» с народной жизнью Толстой приводит и идейного противника Пьера — Николая Ростова, ставшего отличным, с точки зрения Толстого, для «мужика» хозяином (эпилог, ч. I, гл. 7). К найденному месту в жизни — служению семье — приводит Толстой Наташу и княгиню Марью.

Николенька Болконский, чьими размышлениями заканчивается роман, думает жить так, чтобы им был доволен отец и дядя Пьер. Жизнь продолжается, и в ней растут новые герои. Приняв традиции отцов, им предстоит начинать свои поиски смысла жизни.

 

Домашнее задание. Выучить стр. 180-202.


Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс