06 марта 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
06 марта 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Контрольный диктант с грамматическим заданием
ОСЕННИЕ ВОСПОМИНАНИЯ
Всп....минается мне ран...яя п...гожая осень.
Воздух так чист... точно его с...всем нет. В пор...девшем саду д...леко видна дорога к б...льшому шалашу... усыпа...ная с...ломой. Около ш...лаша вечером греется сам...вар... и по саду между деревьями ра...стилается длин...ой п...лосой г...лубоватый дым.
Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины... бодро идёшь домой к ужину.
Темнеет. В саду г...рит к...стёр... и крепко тянет душ...стым дымом вишнёвых сучьев. Пылает б...гровое пламя... окружённое мраком... и чьи-то чёрные... точно вырезанные из чёрного дерева...силуэты двигаются вокруг костра... меж тем как гиган...ские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин... то чётко нар...суются две ноги. Вдруг всё это ск...льзнёт с яблони — и тень уп...дёт по всей аллее.
Поз...ней ночью... шурша по сухой листве... как слепой... д...берёш...ся до шалаша. Там на поляне немного светлее... а над г...ловой белеет Млечный Путь. Долго глядиш... в тёмно...синюю глубину неба...переполненную созвездиями. Потом встрепенёшься и... пряча руки в рукава... быстро побежишь по аллее к дому.
Как холодно... росисто и как хорошо жить на свете! (172 слова)
(По И. А. Бунину)
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста диктанта два сложносочинённых предложения: в одном оба простых предложения двусоставные; в другом хотя бы одно из простых предложений односоставное. Составьте их схемы, графически объясните пунктуацию.
2. Выполните синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
3. Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочинённых.
Домашнее задание. Выполнить упражнение 106.
I. Работа над анализом произведения (выборочно записать в тетрадь).
— Как решается главная мысль романа —о
предназначении человека, о том, как жить? Какие два пути выбирают герои?
(Л.
Н. Толстой показывает два пути два основных пути, которые выбирают люди: для одних
главное — внешнее благополучие, богатство, карьера; для других — ценности
духовные, т. е. жизнь не только для самых себя. Для князя Андрея — это
потребность выразить себя, совершить что-то большое; для Пьера, княжны Марьи —
делать добро; для Наташи — любить. В эпилоге герои на этом пути обрели истинное
счастье. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в слиянии
общественной деятельности и счастливой семейной жизни.)
— Почему приезд Пьера — радостное
событие для всех: для жены, детей, стариков, слуг?
— Как по-вашему, семья Пьера и Наташи —
хорошая семья?
— Что было главным для графини Марьи в
воспитании детей?
— Толстой сумел показать поэзию и прозу
семейной жизни в их неразрывной связи. Значимость счастливой семейной жизни в
системе главных человеческих ценностей подчеркнута ссылкой на Платона
Каратаева. Почему?
(Пьер
говорит Наташе: «Он одобрил бы это, нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во
всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас».
Счастливая семья осознается Пьером как неотъемлемая составная правильной
«благообразной» жизни. Он уверен, что именно так воспринял бы это Каратаев. А
ведь Платон по Л. Толстому — выразитель народного духа, народной мудрости.)
— Расскажите эпизод спора Пьера и
Николая Ростова. Какие слова Н. Ростова, по-вашему, самые страшные?
(«...начни
вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, ... мой долг повиноваться
ему…»)
— Почему же благородный Н. Ростов стоит
на такой позиции? Или он не может, не хочет или боится думать?
— Можно ли найти аргументы,
подкрепляющие позицию Ростова?
(Вспомните
эпизод из войны 1805-1807 гг. С французами заключен мир. Боевым офицерам
непонятно это. Если все так просто, если так, почти по-дружески, могут
разговаривать оба императора, зачем было воевать, проливать кровь? А если
Бонапарт в самом деле враг рода человеческого, зачем мир? Неужели русские
войска не одержали бы победу? Об этом и зашел вечером разговор среди офицеров.
«...Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина.
Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, все так же томила его. Он
боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного
из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с
горячностью, ничем не оправданною и потому очень удивившего офицеров. — «И как
вы можете судить, что было бы лучше!.. Как вы можете судить о поступках
государя, какое мы имеем право рассуждать?!.. Наше дело исполнять свой долг,
рубиться и не думать, вот и все, — заключил он».)
— Итак, чего боится Николай? И почему?
(Боится
думать, так легче жить; не хочет осложнять себе жизнь. Пока Н. Ростов нам
симпатичен, но какое-то предостережение мы уже чувствуем. Словно Толстой ставит
вопрос: а всегда ли человек должен слепо следовать общепринятым взглядам?)
— Что может произойти от бездумья и
некритического отношения к действительности?
— Можно ли привести исторические
примеры, свидетельствующие в пользу Ростова, когда движения против власти и
порядка приводили непоправимым последствиям для России и для ее народа?
— Что общего в изображении любимых
героев Толстого, что их сближает?
(Главные
герои в эпилоге показаны в зрелую пору их жизни, все они самоотверженно служат
людям: обществу или семье, близким. Толстой описывает их с любовью. Не пропала
и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея — растет достойный отца
Николенька Болконский.)
В эпилоге показана именно та «настоящая
жизнь», о которой мечтали герои. Она включает в себя обычные человеческие
интересы: здоровье и болезнь детей, труд взрослых, интересы мысли, отдых,
любовь, дружбу, ненависть… т. е. все то же, что было и во II томе. Но отличие
этой жизни в том, что герои здесь уже находят удовлетворение, почувствовав себя
в результате войны частицей народа. «Сопряжение» с жизнью народа в Бородино в
плену изменило Пьера. Ею слуги узнали, что он мною «попростел». «Теперь улыбка
радости жизни постоянно играла около ею рта... — ... довольны ли они так же,
как и он?». Главная мудрость, к которой он пришел: «...ежели люди порочные связаны
между собою и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же
самое. Ведь как просто». (Эпилог, ч. I, гл. 16).
К «спряжению» с народной жизнью Толстой
приводит и идейного противника Пьера — Николая Ростова, ставшего отличным, с
точки зрения Толстого, для «мужика» хозяином (эпилог, ч. I, гл. 7). К найденному месту в жизни — служению
семье — приводит Толстой Наташу и княгиню Марью.
Николенька Болконский, чьими
размышлениями заканчивается роман, думает жить так, чтобы им был доволен отец и
дядя Пьер. Жизнь продолжается, и в ней растут новые герои. Приняв традиции
отцов, им предстоит начинать свои поиски смысла жизни.
Домашнее
задание. Выучить стр. 180-202.