7 февраля 2023 года - литература - 10-Б класс
7 февраля 2023 года - литература- 10-Б класс
Консультация по теме
Тема. Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского. Составление конспекта.
Добрый день, ребята! Сегодня ваша задача - проследить путь духовно-нравственных исканий князя Андрея Болконского, однако рассматривать героев произведения без анализа произведения и связей их с другими персонажами невозможно, поэтому вам предстоит кропотливый труд: познакомиться с содержанием роман и предлагаемой статьи.
I. Нормы жизни
молодых представителей высшего общества.
— На чем основана дружба Пьера Безухова и А.
Болконского?
(Дружба
героев строится на общности их интересов, поэтому, как более опытный человек,
князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.)
— Каковы же развлечения общества
Курагина, Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?
(Эти
сцены раскрывают новые стороны быта аристократии, вводят новых героев (Долохов,
А. Курагин). Сцены в салоне А. П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых
взглядов) и развлечений светской молодежи (участие Пьера в кутежах)
представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.)
С первых страниц романа обращаем
внимание на противоречивый характер Пьера; какое же начало в нем победит?
Однородной по стилю с описанием салона
Шерер выступает сцена смерти графа Безухова и борьба за мозаиковый портфель —
история борьбы за наследство умирающего графа Безухова. Здесь тот же метод
срывания масок в обществе.
— Коротко расскажите эти сцены и
докажите метод срывания масок.
(События
в доме старого умирающего вельможи графа Безухова раскрывают семейные и бытовые
отношения аристократии 19 века и с новой стороны характеризуют многих героев
произведения. Борьба за наследство имеет большое значение для понимания
морального разложения, охватывающего высшие круги придворной аристократии.
Писатель показывает алчность и жадность князя Василия, добиваясь наследства,
утверждает, что он хочет позаботиться прежде всего о трех княжнах, живущих в
доме, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление
(попытка уничтожить завещание, сцена с мозаиковым портфелем).
Борьба
за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны, союзницы князя Василия.
Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда
узнает, что наследство достанется не ей. Особенно не приглядна ее роль в борьбе
за мозаиковый портфель.
По-новому
характеризует эта сцена княгиню Друбецкую и ее сына Бориса; она раскрывает
ловко маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны и расчетливость Бориса. 
Не
меньшее значение имеет эта сцена и для понимания характера Пьера, его
неопытности, наивности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она
раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии
(отношение окружающих к Пьеру наследнику).
Сцена
борьбы за мозаиковый портфель по контрасту связана и с эпизодом, в котором графиня
Ростова, несмотря на расстроенные финансовые дела, передает А. М. Друбецкой
крупную сумму на обмундирование Бориса.)
I. Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины».
С элементами анализа. Ответить на
вопрос: что различного и общего в поведении гостей и хозяев на именинах у
Ростовых по сравнению с салоном Шерер?
План наблюдений
1. Связь эпизода «Именины у Ростовых» с
предыдущими.
2. Прием хозяевами гостей. Характер их
беседы.
3. Приход молодежи. Ее интересы и
поведение.
4. Подарок графини-матери Анне
Друбецкой. Его значение.
5. Обстановка за обедом. Отношение к
войне гостей и хозяев.
6. Развлечения и обычаи у Ростовых.
Сцены именин даны вперемешку с главами о
смерти графа Безухова (гл. 7-11 — сцены именин; гл. 12-13 — сцены болезни
графа; гл. 14-17 — у Ростовых; гл. 18-21 — смерть Безухова).
Толстой, чередуя эти главы, передает тем
самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно
совершается веселье и горе, радость и смерть.
Эпизод именин следует за сценами вечера
в салоне Шерер. Отметим подчеркнутое сходство: и там и тут гости. Мир Ростовых
— это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и
естественность, чистоту и сердечность, вызывает восхищение и патриотизм
«ростовской породы». При пересказе обратить внимание на описание приема гостей
у Ростовых, цели их приезда, семейный и радостный характер праздника, в
противоположность светской чопорности вечера у Шерер.
Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в
том же возрасте, что и Анна Павловна, — это сорокалетняя женщина. Но та —
«общественная энтузиастка», старая дева, не пустившая никаких корней в жизни
(это важно для Толстого), а эта — глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечаем
сцену приема гостей — «поздравителей» — графом Ильей Ростовым, который всем без
исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень
вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Уже эта сцена контрастирует с
той «иерархией приветствий», которая была заведена у Шерер. Граф говорит с
гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском
языке» Условности светского такта, светские новости — все это наблюдается в
разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы — люди своего
времени и своего класса и несут на себе его черты. И в эту светскую обстановку,
как «луч солнца», врывается молодое поколение Ростовых (внешность, поведение,
интересы, взаимоотношения — эпизод в цветочной или диванной — гл. 10, 11). Даже
шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер. Ссора и примирение
Николая с Соней, «свидание» у кадки с цветами Наташи и Бориса, их общий
разговор с Верой дает представление об интересах и взаимоотношениях молодежи.
Поведение молодых Ростовых контрастно показано Толстым в сравнении с
петербургской молодежью (компания Долохова-Курагина), где время проходит в
кутежах, разврате, нелепых и злых шутках (история с медведем — венчание с куклой).
Вечернее празднование именин. Главный
гость Ростовых — Марья Дмитриевна Ахросимова, без которой не начинали обеда.
Она знаменита прямотой ума и откровенной простотой общения, «все без исключения
уважали ее и боялись» (гл. 15). В обществе же Анны Павловны Шерер главное лицо
— утонченный виконт-эмигрант. Появление фигуры, подобной Марье Дмитриевне,
невозможно в салоне Шерер так же, как невозможны ее разговоры: «... ты, что
старый греховодник,... чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?...»
За столом у Ростовых же, как и у Шерер,
говорят о войне, о политике, но в ином тоне. Старшее поколение этот вопрос
волнует в той связи, что идут на войну сыновья. Для семьи Ростовых характерна
естественность поведения (выходка Наташи за столом, пение молодых Ростовых,
граф-отец танцует Данилу Купора, улыбающиеся лица дворовых, которые любуются
барином).
Итак, в семье Ростовых простота и
радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье,
благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение
ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не
стоят расчет и корысть. Толстой словно подчеркивает: Ростовы и Шерер — люди
одного класса, но разной «породы». Так в сюжетной линии семейства Ростовых
Толстой отражает жизнь и деятельность поместного дворянства. Перед нами
предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный
бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера,
обаятельная Наташа; искренний Николай, осторожный и расчетливый Борис Друбецкой
и др. В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья,
радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.
II.
Из Москвы действие переносится в Лысые Горы, имение генерал-аншефа Николая
Андреевича Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея (гл.
22-25).
— Назовите наиболее запомнившиеся детали
из жизни Болконского.
— В чем сходство и различие Ростовых и
Болконских? На кого больше похожи Болконские — на Ростовых или на Шерер?
(Жизнь
семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых:
та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же
естественность поведения, так же, как и у Ростовых, большая близость к народу в
языке и во взаимоотношениях с простыми людьми. На этом основании обе семьи
одинаково противопоставлены высшему обществу.
Существуют
и различия между этими семьями. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа
мысли, высокий интеллект всех членов семьи и старого князя, и княжны Марьи, и
ее брата, которые склонны к умственной деятельности Кроме того, характерной
чертой породы Болконских является гордость.)
— Зачитайте портрет Болконских и через
внешний облик героев покажите своеобразие их характеров.
(Князь
Андрей — 3 гл., портрет старого князя гл. 22. Портрет княжны Марьи не дан в собранном
виде: отмечены порознь худоба и болезненность ее лица и тела, «тяжелые ступни»,
ее глаза, грустные, но глубокие и лучистые и оттого прекрасные. Во всех
портретах видны черты «породы» Болконских: невысокий рост, определенные и сухие
«черты», маленькие руки и ноги; главное — сходство глаз: как и у княжны Марьи,
такие же «прекрасные глаза» у князя Андрея (гл. 25), они также светились умным
и добрым, «непривычным блеском», умные и блестящие глаза всюду подчеркивает
Толстой у Болконского-отца.)
Итак, аристократизм, гордость, ум и
глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних,
— вот характерные особенности семьи Болконских, видимые через их портреты, В
этом проявляется мастерство толстовских портретов, его умение передать самое
существенное, постоянное в человеке и мимолетные изменения его облика при
изменении настроения.
Домашнее задание. Подготовить письменную характеристику князя Андрея Болконского.