25 января 2023 года - русский язык, литература - 9-В класс
25 января 2023 года - русский язык, литература - 9-В класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения
1. Схема синтаксического разбора предложения:
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное
4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое предложение: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.  | Если сложное предложение: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.  | 
2.Пример синтаксического разбора сложного предложения. Запись в тетрадь.
Сад, который мы построили в детстве, очень изменился.
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи - союзное слово(относительное местоимение) который, сложноподчиненное предложение с придаточным определительным .
Письменный разбор:
1. Повеств., невоскл., сложн., сложнопочиненное предложение с придаточным определительным, состоит из двух частей.
2. Схема предложения.
3. Разбор предложения по членам предложения.
4. Определение частей речи.
Далее разбирается каждое простое предложение по известной схеме.
Схема письменного разбора простого предложения
1. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное (или чем осложнено).
2. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное (или чем осложнено).
Пунктуационный разбор предложения
Схема пунктуационного разбора предложения:
1) Пронумеровать знаки препинания. 2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков). 3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного). 4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.  | 
Образец устного пунктуационного разбора предложения:
[Спросив,1 (которая посмирнее),2 Пьер влез на лошадь,3 схватился за гриву,4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя,6 (что очки его спадают)7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев),8 поскакал за генералом,9 возбуждая улыбки штабных,10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)
Объяснение знаков препинания:
1) Точка в конце предложения.
В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2) Знаки препинания между частями сложного предложения.
Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
- 1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;
- 6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;
- 7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».
3) Знаки препинания между однородными членами предложения.
Обособление обстоятельств и определений:
- 3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
- 5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
- 9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
- 10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
Домашнее задание. Выучить параграф 30, выполнить упражнение 179.
Литература
Консультация по теме
Тема. Н.В. Гоголь "Мертвые души". Поэма о величии России.
Не секрет, что Н.В.Гоголь
горячо любил свою родину. Размышляя над созданием поэмы "Мёртвые
души", он желал «показать хотя с одного боку всю Русь…». Обличая людские
пороки, создавая яркие лирические отступления писатель раскрывает образ России
в поэме. Изначально автор указывает на величие и прелесть своей родины,
стремление молодых людей к наукам, красоту её природы и архитектуры.
Но сложно было бы описать
страну, не затронув её населения. Н.В.Гоголь уделяет большое внимание характеру
и нравам помещиков, которых посещает Чичиков. Благодаря этому мы понимаем, что
на момент создания произведения Россия переживает не лучший период: страну
населяет множество несправедливых, эгоистичных и лицемерных людей.
Так, в образе Манилова нам
изначально предстаёт радушный и гостеприимный помещик. Однако он совершенно
равнодушен к своему хозяйству и крестьянам, погружён в собственные мечты, для
осуществления которых не предпринимает никаких действий, лишь ожидая их
внезапного исполнения.
Собакевич - также человек, не
лишённый радушия. Внешне он похож на медведя - зверя, символизирующего Россию.
В то время как Собакевич заботится о собственной сытости, лишения терпят его
крепостные и даже приятели. Собакевич неуступчив и упёрт.
Коробочка - образ самой
настоящей русской женщины. Её бережливость, грамотное ведение хозяйства
вызывают уважение, но привычка прибедняться и отсутствие образования совсем не
красят помещицу.
Ноздрёв - кутила и пьяница. Он
так же легко расстаётся с людьми, как и сходится с ними. Предательство друзей и
даже собственных детей ничего для него не значит. Ноздрёвы - одно из самых
печальных, и, увы, распространённых явлений на Руси.
Плюшкин - персонаж, вызывающий
сочувствие. Потеря того, что было дорого помещику, вызывает в нём желание любой
ценой удержать при себе то, что осталось, нажить ещё больше. Хозяйственность
была положительной чертой Плюшкина, но она же и убила в нём человеческий
облик.Образ самого города N, в котором автор отражает всякий уездный город
России, пестрит серыми и жёлтыми оттенками, бедностью и воровством. Н.В. Гоголь
иронично описывает городские пейзажи, но от этого не становится менее печально.
Итак, к концу произведения автор, создав удивительный
образ тройки, мчащейся в светлое будущее, передает в нём свои надежды на
спасение России. Его родина сильна и непоколебима и не может, несмотря на все
испытания, не воспрянуть однажды и не переменить настоящего положения дел к
лучшему.
2 сообщение
Н. В. Гоголь в своей поэме
«Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека.
Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел
только первый том, в котором изображенная Россия полна пороков, особенно среди
господ.
Автор показывает частое
невежество господствующих сословий на примере поместного дворянства. Гоголь
описал целую галерею образов, полных пороков и невежества. Здесь расточитель
Манилов и бережливая Коробочка, пройдоха Ноздрев и хозяйственный Собакевич.
Особняком стоит скряга Плюшкин, до уровня ничтожности которого не смог
опуститься еще никто из помещиков. Несмотря на все недостатки этих героев,
каждый из них у автора – индивидуальность, неповторимая личность. Но у всех много
общего: культурная необразованность, низкий интеллект, страсть к деньгам,
жестокость к крепостным, безнравственность. В поэме автор характеризует не
только отдельных помещиков, то и чиновников города в целом. Все они нечисты на
руку, стремятся обогатиться за счет народа. Они не боятся наказания за свои
деяния, потому что во всю силу работает круговая порука, потому что вся страна
– подобие города N. На примере чиновников этой провинции Гоголь изображает
пороки всего самодержавно-крепостнического строя.
В поэме автор не ограничивается
обличением господствующих сословий. Он затрагивает тему путей исторического
развития России. Становится понятно, что к середине XIX столетия деньги в
стране встают для всех на первый план. Предприимчивые люди готовы на любые уловки
ради материального блага. Примером такого предпринимателя становится главный
герой поэмы – Чичиков. Он относится к сословию поместных дворян, но доход от
усадьбы ему неинтересен. Главное его стремление – собрать капитал, причем
делает он это незаурядными способами, удивляя своей изобретательностью. Но
автор не восторгается своим героем, а высмеивает его пороки, как недостатки
других помещиков.
Ничтожность высших сословий не
может не отражаться на жизни простого народа. Это хорошо показано в «Повести о
капитане Копейкине», на примере истории раненого офицера, который не мог
добиться от чиновничества ответа на прошение. Ожидание хоть какой-нибудь помощи
оборачивается для капитана высылкой из столицы.
Деградация, которой
способствовало крепостное право, коснулась и крестьян. В поэме показаны люди из
народа, крепостные мужики, уровень духовности которых совершенно ничтожен,
развитие которых пало жертвой многовекового гнета. Автор иронизирует над ними,
рассказывая о крепостном Петрушке, что любил читать книги, о содержании которых
даже не задумывался. Однако крепостничество не смогло затоптать свободолюбие
русского народа, его богатырский дух, талантливость и трудолюбие. Гоголь
восхваляет русских мастеров, восхищается «живым и бойким русским умом». Именно
эти качества помогают еще верить в будущее страны.
Подводя итоги, автор рассуждает о судьбе России, утверждает, что есть в ней еще нерастраченные силы, которые смогут удержать ее на плаву. Несмотря ни на что, Гоголь верит в Русь, сравнивает ее с тройкой, которой уступают дорогу другие страны.
Домашнее задание. Читать пьесу А.Н. Островского "Бедность не порок".