19 января 2023 года - русский язык, литература - 9-В класс
19 января 2023 года - русский язык, литература - 9-В класс
Русский язык
Урок в режиме онлайн
Тема. Развитие речи. Литературные аргументы в сочинении
Добрый день, ребята! Вам уже известна композиция сочинения-рассуждения, в котором обязательно нужно будет привести пример из художественной литературы. Вашему вниманию предлагаются некоторые аргументы. Целесообразно будет записать их в тетрадь.
Аргументы «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
«Обломов», автор И.А. Гончаров. Размышления о счастье (каждый
человек кузнец – своего счастья)
В романе И. А. Гончарова
«Обломов» описана судьба И. И. Обломова, помещика, который действиям
предпочитает размышления о них. Несмотря на комфортную и не обремененную
заботами жизнь, Обломов не чувствует себя счастливым. Он постоянно пребывает в
сомнении, страхе и волнении, которые отбирают у него последние силы. Но здесь
же мы наблюдаем судьбу другого человека – друга главного героя Андрея Штольца.
Тот является полной противоположностью Обломова. Трудолюбивый и деятельный
Штольц не только устраивает собственную жизнь, но и помогает незадачливому
другу, который без его помощи пропал бы совсем.
Андрей считает, что
«человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу», а потому всю
жизнь трудится, не покладая рук, являясь лучшим примером подражания для каждого
из нас. Даже главный герой называет своего единственного сына в честь
единственного друга, понимая его правоту перед жизнью и, в глубине души
осознавая свою малодушность и трусость.
Так можно ли сказать,
что счастье зависит от места, где родился? Только для тех, кто верит, что
хорошо там, где нас нет. Честный и трудолюбивый человек, который рассчитывает
на себя и чтит традиции своих предков, найдет счастье, где бы ни находился. В
то же время, слабый и безвольный человек, склонный к порокам и пеняющий на
судьбу, будет несчастен даже в самом изобильном краю.
«Мастер и Маргарита», автор М.А. Булгаков. Размышления о добре и
зле  
Носителем идеи
безоговорочного добра является Иешуа Га-Ноцри, герой романа М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита». Бродячий философ был уверен в том, что все люди на земле
рождаются добрыми, лишь жестокое отношение может сделать человека жестоким. Он
говорит так даже о тех, кто избил его, кто предал его, для него все люди добры,
и предатель Иуда, и палач Крысолов. Булгаковский герой был готов пойти на самую
жестокую казнь, но не отказаться от веры в человека и в его добро. Понтий Пилат
— полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный
преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор
стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь
доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом,
можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа
становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за
смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени
ответственности - не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние
может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что
только добро порождает добро.
«Мертвые души», автор Н.В. Гоголь. Размышления о приобретении жизненного
опыта (Зачем человеку развиваться?)
Зачем человеку
развиваться? Ответ простой – чтобы не деградировать, как, например, Коробочка
из данной поэмы. Женщина была хозяйкой поместья, умела принимать гостей, но она
остановилась в собственном развитии. В ходе беседы с Чичиковым героиня
интересовалась только своими владениями и получением прибыли. Помещицу
совершенно не беспокоил внешний мир, поэтому во многих серьезных вопросах она
являлась «дубинноголовой». После предложения сделки Чичиковым, Коробочка
всерьез решила, что мертвые души нынче ходовой товар, поэтому так боялась
продешевить с ценой на них. Женщину интересовало лишь накопление материальных
ценностей, и это привело героиню к деградации и невежеству.
«Преступление и наказание», автор Ф.М. Достоевский. Размышления об
ошибках и их исправлении (Что мы понимаем под самосовершенствованием?)
Что мы понимаем под
самосовершенствованием? Для каждого этот процесс выглядит по-своему. Например,
для героя романа изначально самосовершенствование заключалось в достижении
превосходства над другими. По пути к своей цели Родион убил
старуху-процентщицу. После этой расправы Раскольников заболел, он страдал, и
его грызли муки совести. Герой осознал, что совершил ужасную ошибку. Свой новый
идеал парень нашел в православной вере. Он приступил к самосовершенствованию
через искупление греха, любовь к ближнему. Родион начал изучать Библию. Можно
отметить, что совершенствовался Раскольников путем удовлетворения собственных
духовных нужд.
«Старуха Изергиль», автор М. Горький. Свобода и её ограничения
Ларра не связан никакими нравственными ограничениями, поэтому он убивает девушку лишь за то, что она ему отказала. Сын орла и земной женщины не видит своей вины. Он считает, что может делать все, на что способна его сила. Но соплеменники не разделили его взглядов на мир. Они изгнали Ларру. Бог покарал его сильнее: он дал юноше бессмертие, чтобы тот понял, как тяжело находиться в изоляции. Через какое-то время Ларра и сам захотел смерти, потому что осознал тяжесть одиночества. К этому трагическому финалу его привела неограниченная свобода. Он делал все, что хотел, не спрашивая мнения других, поэтому остался один и разочаровался.
Домашнее задание. Повторить параграфы 26-28.
Литература
Тема. Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души". Составление конспекта по теме.
Замысел произведения был чрезвычайно сложен. Он не укладывался в рамки общепринятых в литературе того времени жанров и требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей. Необходимо было найти и новые способы художественного воплощения идеи. Привычные рамки жанров для воплощения авторской мысли были тесны, потому Н.В. Гоголь искал новые формы для завязки сюжета и его развития.
В начале работы над произведением в письмах Н.В. Гоголя часто встречается слово «роман». В 1836 году Гоголь пишет: «...вещь, над которой я сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная...» И все же впоследствии замысел своего нового произведения Н.В. Гоголь решил воплотить в жанре поэмы. Современники писателя недоуменно восприняли его решение, так как в то время, в литературе XIX века, большим успехом пользовались поэма, написанная в стихотворной форме. Основное внимание в ней сосредотачивалось на сильной и гордой личности, которую в условиях современного общества ожидала трагическая участь.
Решение Гоголя имело более глубокий смысл. Замыслив создать собирательный образ родины, он сумел выделить свойства, присущие разным жанрам, и гармонично соединить их под одним определением «поэма». В "Мертвых душах" присутствуют черты и плутовского романа, и лирической поэмы, и социально-психологического романа, и повести, и сатирического произведения. По первому впечатлению, "Мертвые души" – скорее роман. Об этом говорит система ярко и подробно обрисованных характеров. Но Лев Толстой, ознакомившись с произведением, говорил: «Возьмите “Мертвые души” Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».
В основе поэмы повествование о русской жизни, в центре внимания – личность России, охваченная со всех сторон. Чичиков, герой "Мертвых душ", ничем не выдающееся лицо, и именно такой человек, по мысли Гоголя, был героем своего времени, приобретатель, сумевший опошлить все, даже саму идею зла. Разъезды Чичикова по Руси оказались наиболее удобной формой для оформления художественного материала. Эта форма оригинальна и интересна главным образом потому, что в произведении путешествует не только Чичиков, похождения которого являются связующим элементом сюжета. Вместе со своим героем разъезжает по России автор. Он встречается с представителями различных социальных слоев и, соединяя их в одно целое, создает богатую галерею портретов-характеров.
Зарисовки дорожных пейзажей, путевые сценки, различные исторические, географические и другие сведения помогают Гоголю представить на суд читателя полную картину русской жизни тех лет. Проводя Чичикова по русским дорогам, автор показывает читателю огромный диапазон русской жизни во всех ее проявлениях: помещиков, чиновников, крестьян, усадьбы, трактиры, природу и многое другое. Исследуя частное, Гоголь делает выводы о целом, рисует страшную картину нравов современной ему России и, что особенно важно, исследует душу народа.
Жизнь России того времени, знакомая писателю действительность изображена в поэме с «сатирической стороны», что было ново и необычно для русской литературы XIX века. А потому, начав с жанра традиционного авантюрного романа, Н.В. Гоголь, следуя все более и более расширяющемуся замыслу, выходит за рамки и романа, и традиционной повести, и поэмы, и в результате создает масштабное лиро-эпическое произведение. Эпическое начало в нем представлено похождениями Чичикова и связано с сюжетом. Лирическое начало, присутствие которого становится все более и более значимым по мере развертывания событий, выражено в лирических авторских отступлениях. В целом, "Мертвые души" – это масштабное эпическое произведение, которое еще долгое время будет поражать читателей глубиной анализа русского характера и удивительно точным предсказанием будущего России.
Домашнее задание. Читать повесть Н.В. Гоголя "Шинель"