19 января 2023 года - литература -8-Г, 8-Д классы
19 января - литература - 8-Г, 8-Д классы
Консультация по теме
Тема. Л.Н. Толстой "Отрочество". Тема, идея, проблематика повести
Задание. составить конспект по теме.
Тема – Отражение процесса развития и взросления
главного героя.
Индивидуальность человека раскрывается уже в детском возрасте. В подростковый
период она проявляется наиболее резко и ярко;
Проблема – Внутренний
конфликт ребенка, его отношение к себе, к своим мыслям, чувствам и к
происходящим событиям;
Композиция – Простая,
повесть описывает череду последовательных событий из жизни главного героя и его
окружения;
п.1. Тематика и проблематика
Тема:
1. Развитие личности, ее становление
Толстой описывает этапы
взросления человека. Автор передает не сухие факты, а мысли и чувства
14-летнего подростка. И процесс взросления очень хорошо понимаешь и чувствуешь.
Проблема
- противоречивость человека
Толстой описывает
реального мальчика, не идеализирует его. Он показывает, что мысли и чувства
главного героя бывают разными. В одних ситуациях Николенька добрый и
отзывчивый, в других – завистливый и злой. Мальчик дважды наступает на платье
своей гувернантки, чтобы развеселить детей на празднике и обратить на себя
внимание. Или он переворачивает стол старшего брата, разозлившись на него. Но
тот же Николенька очень помогает горничной Маше, которой удается выйти замуж за
Василия. Николенька может быть и добрым, и злым, и Толстой не осуждает его.
Тема: 2. Отношение к себе
Николенька чувствует
себя ненужным, неспособным, одиноким. Он думает, что никто не любит его.
Проблема - внутренний конфликт,
негативное отношение к себе
Николенька видит себя
неспособным к обучению, уродливым. Он чувствует зависть к брату. Раньше братья
были дружны, но потом отдалились друг от друга. Возможно, здесь сыграла роль
успешность Володи и «никчемность» Николеньки. Его стеснительность не позволяет
оказывать знаки внимания противоположному полу. Николенька не смог на себя
обратить внимание Сони. А чувства к горничной Маше так и останутся
невыраженными. Но Николенька сделал для нее очень много, уговорив отца дать
разрешение на брак.
Тема: 3. Взаимоотношения со
взрослыми и их воспитание. Роль учителя
События детских лет
закладывают основу человека и влияет на его судьбу. В эти годы наиболее важна
помощь со стороны взрослых, их поддержка, понимание, любовь.
Проблема - непонимание и
отгороженность взрослых
Николенька любит своих
близких: отца и бабушку, но скрыто или явно конфликтует с ними. Мальчик растет
без матери, и ему важно иметь рядом взрослого, который любит его всей душой.
Карл Иванович гувернер, который искренне привязан к ребенку, но именно его
бабушка увольняет, что усилит внутренний конфликт ребенка. Нового гувернера
мальчик ненавидит всем сердцем, но, по мере взросления ребенка, эта ненависть
уходит. Гувернер будет хвалить своего ученика, а Николенька станет относиться к
нему с теплотой и даже любовью.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Читая повесть, мы
чувствуем, как для Николеньки значимы его подростковые переживания. Вмести с
ним мы проживаем его впечатления по поводу произошедших событий.
Толстой описывает всю
гамму переживаний Николеньки к происходящему. Автор, как бы говорит в своем
произведении, насколько сильны и важны чувства и эмоции этого 14-летнего
мальчика. И как важно со стороны взрослых бережно и с пониманием относиться к
его мыслям и желаниям. Автор показывает, как несладко бывает ребенку, который
только формируется, приобретает первый опыт жизни. Он еще не знает, как
поступать, удивляется своим противоречивым чувствам. Читая о внутреннем
конфликте ребенка, проникаешься состраданием к мальчику, когда взрослые не
понимают и не чувствуют его.
Основной
идейно-эмоциональный акцент Толстой делает не на нравственности подростка, а на
«движении сердца», которые при удачном формировании личности переходят в
«огненный восторг» души.
Эмоционально и с
интересом Толстой описывает тот самоанализ, который присущ мальчику и видит в
нем большие перспективы для развития. Это созвучно с концепцией автора, что
проблема зла решается не через изменение внешней среды, а через самоанализ и
внутренний духовный поиск. Я считаю, что именно в этом пафос и идея
произведения.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образ Николеньки
противоречив, его ощущаешь живым и реальным. Он находится в конфликте с образом
старшего брата Володи. Николенька завидует его успехам, но, эти образы
находятся и в единстве, поскольку они – родные братья, и в детстве были дружны.
Хоть мальчик любит близких, но и конфликтует с ними. Противодействие
чувствуется в отношении с бабушкой, а также с отцом, которого больше интересуют
карты, чем собственные дети.
Николенька находится в
единении с образом первого гувернера, Карла Ивановича, но их разлучают. Добрый
и значимый человек навсегда уходит из жизни мальчика.
Николенька
противопоставлен всем женским образам, к которым он испытывает влечение. Таковы
Маша и «изменница» Сонечка. Впоследствии, главный герой, как бы, соединяется с
образом Маши, помогая ей осуществить ее большую мечту – выйти за Василия замуж.
Толстой отмечает, что после этого подросток освободился от чувства влюбленности.
Он понял то, что Маша любит Василия. Мальчик помог им пожениться, совершив
благородный поступок и поставив для себя точку во всей этой истории.
По мере взросления
подростка большинство конфликтующих образов начинает ощущаться в единстве.
Ситуации меняются, стираются противоречия.
п.4. Литературные приёмы
В повести символичен
переезд семьи главного героя в Москву. Символ переезда, как бы, проводит черту,
разграничивая основные этапы жизни Николеньки – переход от детства к
отрочеству. В его жизни появляется много новых людей, с которыми ему важно
научиться создавать отношения.
Смерть бабушки, о
которой практически никто не плакал, можно представить, как смерть догм и
незыблемых устоев семьи. Многое, что ребенок впитывает в детстве, умирает по
мере взросления человека.
п.5. Конфликт произведения
Я думаю, что основной
конфликт повести – это внутренний конфликт главного героя. Мальчик теперь живет
в Москве, он дружит, учится, интересуется противоположным полом. Внутренний мир
Николеньки конфликтен. Он – стеснителен, считает себя некрасивым, думает, что
его нельзя любить. Этот комплекс неполноценности усиливается на фоне красивого
и успешного старшего брата.
Мальчик взрослеет, и его
представления о мире меняются. К примеру, он видит слабости отца, и какая может
быть любовь на примере отношений Василия и Маши. Этот непростой процесс
вызывает в нем множество противоречивых чувств. Мальчик расстается с иллюзиями,
видит мир более реалистично.
Научившись рассуждать
еще с детских лет, он еще больше анализирует себя, свое поведение, события
жизни. Чувствуется, что Толстой сопереживает своему герою, и видит в его
самоанализе большие возможности.
Домашнее задание. Выучить материала по теме урока.