12 января 2023 года - русский язык, литература - 9-В класс
12 января 2023 года - русский язык, литература -9-В класс
Русский язык
Урок в режиме онлайн
Тема. Аргументирование как прием обоснования собственной позиции
Добрый день, ребята! Материал по этой теме урока вам необходим при подготовке к государственной аттестации. Запишите в тетрадь.
Сочинение —
не просто авторское высказывание на какую-либо тему. Это одна
из работ, с помощью которой оценивают итоговые знания ученика  по предмету.  Один из таких элементов —
аргументация. Если на экзамене будет предложено написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту, то структура вашего сочинения будет иметь ряд особенностей.
Структура сочинения-рассуждения по предложенному тексту
1. Определение проблемы (проблема может быть: социальная, политическая, патриотическая, эстетическая, экологическая, здоровьесберегающая и т.д.)
2. Определение позиции автора с приведением двух цитат из текста для подтверждения мысли.
3. Согласие (несогласие) с авторской позицией.
4. Выражение собственной позиции.
5. Обоснование собственной позиции с приведением не менее двух аргументов: 1) из художественной литературы; 2) на примере жизни и деятельности известных личностей.
6. Вывод.
                                                Что
такое аргумент в сочинении
Аргумент — это
доказательство, которое приводят в поддержку тезиса. Вместо слова
«аргумент» также используются такие понятия как объяснение, подтверждение,
доказательство и др. К аргументам предъявляются особые требования.
В частности:
·        
они
не должны друг другу противоречить. Здесь я пишу
во множественном числе,    потому
что по требованиям в сочинении должно быть минимум два аргумента;
·        
аргумент
должен быть достаточным для тезиса, к которому он относится;
·        
аргумент
должен быть связан с темой и тезисом, а не быть сам
по себе.
Важное условие для любого аргумента —
соответствие теме, проблематике и позиции автора
  2. Как
написать второй аргумент в сочинении. 
Варианты аргументов
Для подтверждения или
опровержения какого-либо тезиса, выражения согласия или несогласия
с автором, используют следующие виды аргументов:
·        
этические. Такая
аргументация предполагает опору на культурные, нравственные
и общечеловеческие нормы. Во всем этом читатель может увидеть
себя и, соответственно, больше проникнуться;
·        
логические. Эти
аргументы апеллируют к разуму, поэтому важно их строить
на причинно-следственной связи;
·        
ссылки на авторитетные высказывания. В частности, на слова лидеров мнений
и уважаемых в своей области деятельности персон;
·        
народная мудрость. Все, что
относится к пословицам, поговоркам, устойчивым мотивам и т. п.
Вот 3 совета, которые помогут справиться
с формулировкой аргументации:
- Избегайте общих формулировок. Продумывая ответ,
     постарайтесь найти небанальные и интересные примеры. Обязательно,
     связанные с темой сочинения.
 - Используйте иллюстрированные
     примеры.
     К таким примерам относятся ссылки на известные произведения,
     фильмы, высказывания знаменитых людей.
 - Придерживайтесь логических
     переходов.
     Абзацы должны плавно перетекать из одного в другой и быть
     связанными. Так вы продемонстрируете, что умеете мыслить логически
     и последовательно.
 - Не допускайте
     перефразирования. Тезис
     и аргументы — разные вещи. Поэтому не стоит объяснять
     тезисы ими же, но в собственной интерпретации.
 - Убедитесь, что рассуждения не «размыты». Не стоит писать обо всем и ни о чем. Каждое слово должно нести смысл.
 
        Даже
самый черствый человек понимает, что мы просто обязаны помогать друг другу.
Взаимопомощь и взаимовыручка, человечность и милосердие – самые главные
нравственные качества личности.  Каждый
может оказаться в ситуации, когда ему будет нужна помощь, когда он сам не
сможет справиться со своими проблемами. Тогда очень важно, чтобы рядом оказался
неравнодушный человек, способный поддержать в трудную минуту,  почувствовать чужую боль как свою собственную
и протянуть руку помощи. Великий ученый, философ Сенека говорил: «Мы рождены,
чтобы жить совместно. Наше общество – 
свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».
Именно взаимовыручка и взаимопомощь смогут укрепить наше общество. 
         Я
согласна с позицией автора, что «мы должны помогать друг другу, если хотим жить
все вместе и ни от кого не зависеть».
        
Помогая, не нужно ждать благодарности: 
помощь должна быть бескорыстной. Недаром шотландский прозаик Вальтер
Скотт писал: «Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий
исчезнет с лица земли». 
        
Доказательством этого является автобиографический  рассказ Л.Н. 
Толстого «Кавказский пленник». Два офицера, Жилин и Костылин, попали в
плен к горцам, и каждый из них по-разному вел себя в сложившейся ситуации.
Жилин устроил побег, нес на себе тучного, неповоротливого Костылина, который
устал и  не мог бежать. Однако Жилин не
оставил своего товарища в беде, хотя горцы настигли их и взяли в плен. Он
настоящий герой, образец мужества и чести, так как спасал себя и своего
товарища. Костылин же - полная противоположность и по внешности, и по
характеру. Это довольно подлый, эгоистичный и слабовольный человек, из-за его
трусости герои попали в засаду. Взаимовыручка – это нравственная основа жизни,
на которой держится мир, считал Л.Н. Толстой, поэтому его герои проходят
испытания дружбой. 
        Таким
образом, в человеческом обществе невозможно прожить в одиночку, и каждый
нуждается во внимании, участии и помощи близкого. Важно быть хорошим другом,
вовремя прийти на помощь, отдать частицу своего душевного  тепла. 
     Домашнее задание. Подберите аргументы собственные аргументы к сочинению на тему: " Нужно ли помогать людям?"
Литература
Тема. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Обзор. "Мертвые души". История создания, особенности жанра и композиция
Предлагаемый материал по теме законспектировать.
1. «Мертвые души» — вершинное творение Гоголя, выросшее из анекдотического эпизода, рассказанного Пушкиным, — подобно тому, как складывался и замысел «Ревизора». Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (I том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (II том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (III том) изобразить их в «раю». Однако законченным оказался только I том
Как объяснить, что в творчестве Гоголя
столь счастливую роль играл житейский эпизод, граничащий с анекдотом? Можно ли
всерьез отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «Мертвые души», -
попросту оформляя «купчие» на умерших крестьян? С чего бы Гоголю ухватиться за
эти рассказы и создать... «Мертвые души» — роман, названный писателем поэмой? И вновь: с чего бы это? Вот
сколько загадок задает нам таинственная книга Гоголя с внушающим ужас заглавием
«Мертвые души»!
«Гоголем невозможно начитаться!»
признался однажды Ираклий Андроников, посвятив статью одной странице Гоголя.
2. Чтение первых страниц поэмы. Работа с текстом.
«В ворота гостиницы губернского города NN...»
— Превратите мысленно страницу Гоголя в
рисунок. Как выглядели бы у нас гостинца, да и сам город, но особенно — бричка
и ее владелец?
— Почему сравнительно легко и удачно
получился ваш «рисунок»? Почему вы столь подробно выписывали каждую гоголевскую
мелочь?
— В чем тайна искусства Гоголя?
— И все-таки... самая интригующая
деталь, тайна первой страницы? Да, это господин, сидевший в бричке... Почему
Гоголь «умолчал» его имя?
— А как вы отнеслись к странному — ни к
селу ни к городу разговору двух мужиков о бричке, вернее о ее... колесе? И
существенно ли это уточнение?
Отмечаем неторопливое, завораживающее
движение гоголевской фразы, искусство детали: подробность, разворачивающаяся в
картину; сравнение, становящееся уподоблением, как своеобразие поэтики Гоголя;
мастерство «овеществленного» портрета; замедленная «съемка» как гоголевский
прием. Указываем на художественный смысл внешне незатейливого и кажущегося
«бессмысленным» эпизода, отдаленно намекающего на последующее; прием умолчания;
интригующе-детективное начало «Мертвых душ»: «тайна занимательности».
3. Работа с опорной схемой. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗВЕНЬЯ ПОЭМЫ
| 
   Первое  | 
  
   Второе  | 
  
   Третье  | 
 
| 
   2—6-я главы  | 
  
   7—10-я главы  | 
  
   11-я глава  | 
 
1-я глава — «вступление» в поэму,
набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в
губернский город NN, встреча с
чиновниками, подготовка почвы для авантюры).
2—6-я главы — изображение жизни российских
помещиков.
7—10-я главы — изображение губернского
города NN; в его же пределах завершается характеристика
владельцев усадеб, но центральное место — мир чиновников.
— Как помещики и чиновники воплощают
социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане
Копейкине».
11-я глава — повествование о жизненной
судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы — Чичикова.
4. Аналитический пересказ главы «Чичиков у Манилова».
Отметить
построение главы, способы проявления авторской позиции, детали, использованные
при описании портрета, пейзажа, интерьера.
Домашнее задание: подготовить характеристики Коробочки, Ноздрева, Собакевича по плану:
1) описание деревни;
2) описание господского дома;
3) описание внешнего вида помещика;
4) отношение помещика к предложению
Чичикова;
5) отношение Чичикова к каждому из
помещиков;
6) купля-продажа мертвых душ.