12 января 2023 года - русский язык, литература - 9-В класс

 12 января 2023 года - русский язык, литература -9-В класс

Русский язык

Урок в режиме онлайн

Тема. Аргументирование как прием обоснования собственной позиции

Добрый день, ребята! Материал по этой теме урока вам необходим при подготовке к государственной аттестации. Запишите в тетрадь.

Сочинение — не просто авторское высказывание на какую-либо тему. Это одна из работ, с помощью которой оценивают итоговые знания ученика  по предмету.  Один из таких элементов — аргументация. Если на экзамене будет предложено написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту, то структура вашего сочинения будет иметь ряд особенностей.

                      Структура сочинения-рассуждения по предложенному тексту

1. Определение проблемы (проблема может быть: социальная, политическая, патриотическая, эстетическая, экологическая, здоровьесберегающая и т.д.)

2. Определение позиции автора с приведением двух цитат из текста для подтверждения мысли.

3. Согласие (несогласие) с авторской позицией.

4. Выражение собственной позиции.

5. Обоснование собственной позиции с приведением не менее двух аргументов: 1) из художественной литературы; 2) на примере жизни и деятельности известных личностей.

6. Вывод.

                                                Что такое аргумент в сочинении

Аргумент — это доказательство, которое приводят в поддержку тезиса. Вместо слова «аргумент» также используются такие понятия как объяснение, подтверждение, доказательство и др. К аргументам предъявляются особые требования. В частности:

·         они не должны друг другу противоречить. Здесь я пишу во множественном числе,    потому что по требованиям в сочинении должно быть минимум два аргумента;

·         аргумент должен быть достаточным для тезиса, к которому он относится;

·         аргумент должен быть связан с темой и тезисом, а не быть сам по себе.

Важное условие для любого аргумента — соответствие теме, проблематике и позиции автора

  2. Как написать второй аргумент в сочинении.  Варианты аргументов

Для подтверждения или опровержения какого-либо тезиса, выражения согласия или несогласия с автором, используют следующие виды аргументов:

·         этические. Такая аргументация предполагает опору на культурные, нравственные и общечеловеческие нормы. Во всем этом читатель может увидеть себя и, соответственно, больше проникнуться;

·         логические. Эти аргументы апеллируют к разуму, поэтому важно их строить на причинно-следственной связи;

·         ссылки на авторитетные высказывания. В частности, на слова лидеров мнений и уважаемых в своей области деятельности персон;

·         народная мудрость. Все, что относится к пословицам, поговоркам, устойчивым мотивам и т. п.

Вот 3 совета, которые помогут справиться с формулировкой аргументации:

  1. Избегайте общих формулировок. Продумывая ответ, постарайтесь найти небанальные и интересные примеры. Обязательно, связанные с темой сочинения.
  2. Используйте иллюстрированные примеры. К таким примерам относятся ссылки на известные произведения, фильмы, высказывания знаменитых людей.
  3. Придерживайтесь логических переходов. Абзацы должны плавно перетекать из одного в другой и быть связанными. Так вы продемонстрируете, что умеете мыслить логически и последовательно.
  4. Не допускайте перефразирования. Тезис и аргументы — разные вещи. Поэтому не стоит объяснять тезисы ими же, но в собственной интерпретации.
  5. Убедитесь, что рассуждения не «размыты». Не стоит писать обо всем и ни о чем. Каждое слово должно нести смысл. 

        Пример сочинения.  Задание. Выскажите свое согласие (несогласие) с позицией автора текста "Нужно ли помогать людям"

        Даже самый черствый человек понимает, что мы просто обязаны помогать друг другу. Взаимопомощь и взаимовыручка, человечность и милосердие – самые главные нравственные качества личности.  Каждый может оказаться в ситуации, когда ему будет нужна помощь, когда он сам не сможет справиться со своими проблемами. Тогда очень важно, чтобы рядом оказался неравнодушный человек, способный поддержать в трудную минуту,  почувствовать чужую боль как свою собственную и протянуть руку помощи. Великий ученый, философ Сенека говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно. Наше общество –  свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Именно взаимовыручка и взаимопомощь смогут укрепить наше общество.

         Я согласна с позицией автора, что «мы должны помогать друг другу, если хотим жить все вместе и ни от кого не зависеть».

         Помогая, не нужно ждать благодарности:  помощь должна быть бескорыстной. Недаром шотландский прозаик Вальтер Скотт писал: «Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли».

         Доказательством этого является автобиографический  рассказ Л.Н.  Толстого «Кавказский пленник». Два офицера, Жилин и Костылин, попали в плен к горцам, и каждый из них по-разному вел себя в сложившейся ситуации. Жилин устроил побег, нес на себе тучного, неповоротливого Костылина, который устал и  не мог бежать. Однако Жилин не оставил своего товарища в беде, хотя горцы настигли их и взяли в плен. Он настоящий герой, образец мужества и чести, так как спасал себя и своего товарища. Костылин же - полная противоположность и по внешности, и по характеру. Это довольно подлый, эгоистичный и слабовольный человек, из-за его трусости герои попали в засаду. Взаимовыручка – это нравственная основа жизни, на которой держится мир, считал Л.Н. Толстой, поэтому его герои проходят испытания дружбой.

        Таким образом, в человеческом обществе невозможно прожить в одиночку, и каждый нуждается во внимании, участии и помощи близкого. Важно быть хорошим другом, вовремя прийти на помощь, отдать частицу своего душевного  тепла.

     Домашнее задание. Подберите аргументы собственные аргументы к сочинению на тему: " Нужно ли помогать людям?"



Литература 

Тема. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Обзор. "Мертвые души". История создания, особенности жанра и композиция

Предлагаемый материал по теме законспектировать.

1. «Мертвые души» — вершинное творение Гоголя, выросшее из анекдотического эпизода, рассказанного Пушкиным, — подобно тому, как складывался и замысел «Ревизора».  Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (I том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (II том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (III том) изобразить их в «раю». Однако законченным оказался только I том

Как объяснить, что в творчестве Гоголя столь счастливую роль играл житейский эпизод, граничащий с анекдотом? Можно ли всерьез отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «Мертвые души», - попросту оформляя «купчие» на умерших крестьян? С чего бы Гоголю ухватиться за эти рассказы и создать... «Мертвые души» — роман, названный писателем поэмой? И вновь: с чего бы это? Вот сколько загадок задает нам таинственная книга Гоголя с внушающим ужас заглавием «Мертвые души»!

«Гоголем невозможно начитаться!» признался однажды Ираклий Андроников, посвятив статью одной странице Гоголя.

 2. Чтение  первых страниц поэмы. Работа с текстом.

«В ворота гостиницы губернского города NN...»

— Превратите мысленно страницу Гоголя в рисунок. Как выглядели бы у нас гостинца, да и сам город, но особенно — бричка и ее владелец?

— Почему сравнительно легко и удачно получился ваш «рисунок»? Почему вы столь подробно выписывали каждую гоголевскую мелочь?

— В чем тайна искусства Гоголя?

— И все-таки... самая интригующая деталь, тайна первой страницы? Да, это господин, сидевший в бричке... Почему Гоголь «умолчал» его имя?

— А как вы отнеслись к странному — ни к селу ни к городу разговору двух мужиков о бричке, вернее о ее... колесе? И существенно ли это уточнение?

Отмечаем неторопливое, завораживающее движение гоголевской фразы, искусство детали: подробность, разворачивающаяся в картину; сравнение, становящееся уподоблением, как своеобразие поэтики Гоголя; мастерство «овеществленного» портрета; замедленная «съемка» как гоголевский прием. Указываем на художественный смысл внешне незатейливого и кажущегося «бессмысленным» эпизода, отдаленно намекающего на последующее; прием умолчания; интригующе-детективное начало «Мертвых душ»: «тайна занимательности».

 3. Работа с опорной схемой.    КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗВЕНЬЯ ПОЭМЫ

 

Первое

Второе

Третье

2—6-я главы

7—10-я главы

11-я глава

 

1-я глава — «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город NN, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

2—6-я главы — изображение жизни российских помещиков.

7—10-я главы — изображение губернского города NN; в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место — мир чиновников.

— Как помещики и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине».

11-я глава — повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы — Чичикова.

 4. Аналитический пересказ главы «Чичиков у Манилова».

Отметить построение главы, способы проявления авторской позиции, детали, использованные при описании портрета, пейзажа, интерьера.

 Домашнее задание: подготовить характеристики Коробочки, Ноздрева, Собакевича  по плану:

1) описание деревни;

2) описание господского дома;

3) описание внешнего вида помещика;

4) отношение помещика к предложению Чичикова;

5) отношение Чичикова к каждому из помещиков;

6) купля-продажа мертвых душ.

 


Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс