06 февраля 2023 года - русский язык - 9-В класс
06 февраля 2023 года - русский язык - 9- класс
Урок в режиме онлайн
Добрый день, ребята! 30 января по плану вы должны были написать контрольное сочинение на тему: "Что такое героизм?", однако на сайте не было, поэтому прошу вас написать контрольное сочинение отдельно на листах в линию и принести в пятницу. Спасибо!
Тема. Подготовка к ГИА. Элементы тестирования. Выполните тестирование в тетрадях.
Часть 2.
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько
слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа.
2
(1)Слон африканский – самое крупное из
современных наземных животных. (2)Однако, несмотря на большой вес и рост, слон
очень подвижен, ходит легко и быстро. (3)Слоны прекрасно плавают, причем над
поверхностью воды остается только лоб и кончик хобота. (4)Эти животные без
видимых усилий преодолевают крутой подъем, свободно чувствуют себя среди скал.
(5)Интересно, что ходят слоны почти бесшумно. (6)Поразительное зрелище – стадо
слонов в лесу. (7)Совершенно бесшумно животные буквально прорезают густые
заросли. (8)Кажется, что они легкие и прозрачные, как будто ненастоящие. (9)В
лесу не слышно ни треска, ни шороха, ни движения ветвей и листвы.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена
грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного
предложения текста. Запишите номера ответов.
1) слон самое крупное (предложение 1)
2) слон подвижен (предложение 2)
3) животные преодолевают (предложение 4)
4) они легкие, прозрачные (предложение 8)
5) не слышно ни треска, ни шороха, ни движения
(предложение 9)
3
Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Обреченная остаться старой девой (1)дочь избрала
этот удел (2)ведь тетка не нашла следов ни беды (3)ни скорби (4)а всего лишь
спокойное (5)совершенно непроницаемое лицо  женщины в домотканом платье (6)и широкополой
шляпе. 
4
Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «изделие из
войлока», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со
связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5
Выполните орфографический анализ слов. Укажите
варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.
Запишите номера этих ответов.
1) ЛАЮЩИЙ — в суффиксе действительного причастия
прошедшего времени пишется буква Ю, потому что причастие образовано от глагола
II спряжения держать.
2) РАСТЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной
в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.
3) ПРИБЕЖАЛ — пишется приставка ПРИ, потому что слово
имеет значение «неполнота действия».
4) ИССЛЕДОВАТЬ — на конце приставки перед буквой,
обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) КЛЮЧИК — в суффиксе существительного пишется буква
И, потому что при склонении гласный не выпадает.
Прочитайте текст и выполните задания 6—9.
(1)Тетя Оля заглянула в мою
комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:
   (2) - Будет писать-то!
(3)Поди проветрись, клумбу помоги разделать. (4)Тетя Оля достала из чулана
берестяной короб. (5)Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями
влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и
узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.
   (6) - Ольга Петровна, а
что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?
   (7) - Ну, какой из маков
цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. (8)Его на грядках вместе с луком и
огурцами сеют.
   (9) - Что вы! -
рассмеялся я. - Еще в какой-то старинной песенке поется:
    (10)А лоб у нее, точно
мрамор, бел. (11)А щеки горят, будто маков цвет.
   (12) - Цветом он всего
два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не
подходит, пыхнул и сразу сгорел. (13)А потом все лето торчит эта самая
колотушка и только вид портит.
    (14)Но я все-таки
сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. (15)Через несколько дней
она зазеленела.
   (16) - Ты маков посеял? -
подступилась ко мне тетя Оля. - Ах озорник ты этакий! (17)Так уж и быть, тройку
оставить, тебя пожалела. (18)А остальные все выполола.
    (19)Неожиданно я уехал
по делам и вернулся только через две недели. (20)После жаркой, утомительной дороги
было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. (21)От свежевымытого пола
тянуло прохладой. (22)Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный
стол кружевную тень.
   (23) - Квасу налить? -
предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алешка очень
любил квас. (24)Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.
   (25) Когда я снимал эту
комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что
висит над письменным столом, спросила:
   (26) - Не помешает?
   (27) - Что вы!
   (28) - Это мой сын
Алексей. (29)И комната была его. (30)Ну, ты располагайся, живи на здоровье.
   (31) Подавая мне тяжелую
медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:
    - А маки твои поднялись,
уже бутоны выбросили. (32) Я вышел посмотреть на цветы - клумба стояла
неузнаваемой. (33)По самому краю расстилался коврик, который своим густым
покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. (34)Потом
клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе
не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. (35)Пестрели
куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках
пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. (36)Было много и других знакомых
и незнакомых цветов. (37) В центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой,
поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.
    (38)Распустились они на
другой день.
    (39)Тетя Оля вышла
поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.
    (40)- Ну, иди, смотри,
зацвели.
   (41) Издали маки походили
на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. (42)Казалось,
что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!
    (43)Маки слепили своей
озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти
парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.
    (44)Два дня буйно
пламенели маки. (45)А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. (46)И
сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
    (47)Я поднял с земли еще
совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
   (48) - Вот и все, -
сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.
   (49) - Да, сгорел... -
вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без
внимания к маку-то этому(50) Короткая у него жизнь. (51)Зато без оглядки, в
полную силу прожита. (52)И у людей так бывает...
    (53)Тетя Оля, как-то
сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
   (54) Мне уже рассказывали
о ее сыне. (55)Алексей погиб, спикировав на своем крошечном
"ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...
    (56)Я теперь живу в
другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. (57)Недавно я снова побывал у
нее. (58)Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. (59)А
рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. (60)Одни осыпались, роняя на землю
лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. (61) А
снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые
туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.
(По Е.И. Носову*)
*Евге́ний Ива́нович Но́сов — русский и
советский писатель.
6
Проанализируйте содержание текста. Какие из
высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Сын Ольги Петровны погиб на войне.
2) Маки очень выделялись среди других цветов, росших
на клумбе.
3) Через неделю маки осыпались и
погасли.
4) Тетя Оля не хотела садить маки, потому что они
напоминали ей о сыне.
5) Повествователь часто заезжал к тете Оле.
7
Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
метафора.
1) Тетя Оля достала из чулана
берестяной короб.
2) Одни осыпались, роняя на землю
лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. 
 3) А
потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.
4) Но я все-таки сыпанул тайком
щепотку мака на самую середину клумбы.
5) А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались
все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.
8
Выполните лексический анализ слова.  Найдите
в тексте контекстный антоним к слову ПОЛЫХАЛ (предложение 59). Напишите этот антоним.
Домашнее задание. Выполнить упражнение 192 (на повторение).