06 февраля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
06 февраля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Правописание глаголов. составление конспекта.
1. Повторение правописания глаголов
1. В глаголах прошедшего времени перед
суффиксом -л- пишется та же гласная,
что и в неопределённой форме: 
2. Если в первом лице ед. числа глагол
оканчивается -ую(-юю), пишется -ова-(-ева-): 
3. Суффикс -ва- всегда ударный: 
4. Суффиксы -е-, -и- в глаголах с приставкой обез- (обес-).
Переходные глаголы с приставкой обез- (обес-) имеют в неопределённой
форме и в прошедшем времени суффикс -и-,
а непереходные — суффикс -е-: 
Глаголы обеспамятеть, обезголосеть, обеззубеть являются только непереходными
и всегда пишутся с суффиксом -е-.
Глаголы обезжирить, обездушить, обеззаразить, обезобразить, обезвредить, обезглавить,
обесславить, обессмертить, обесценить, обессолить являются только переходными
и всегда пишутся с суффиксом -и-.
5. В глаголах с приставкой о- пишется составной суффикс -енеть: 
6. В глаголах повелительного наклонения
независимо от спряжения пишется суффикс -и-:
Личные окончания глаголов
1. Глаголы хотеть, бежать, брезжить — разноспрягаемые, то есть имеют окончания
I и II спряжений:
глагол хотеть в ед. числе изменяется по I
спр. (
2. Необходимо различать в написании
близкие по звучанию безударные окончания будущего времени -ете и повелительного наклонения -ите:
3.Правописание глаголов на -ться, -тся. 
2.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
       
виде..камера                                 мног..образие                   пр..лес(?)ный
в..трина                                        м..н..лог                             пр..порц..я
вит..зь                                           мультимед..а                   пр..св..щение
вп..пыхах                                      ..фицер                              р..комендац..я
пе(р/рр)он                                     р..монт                             ед..номышле(н/нн)ик
за(ж/жж)ё(н/нн)ый                   р..ком..ндац..я                  изя(щ/щь)ный
заже(ч/чь)                                    ..ксплуатац..я                  мо(ч/чь)
иску(с/сс)ный                              эл..мент                             тра(с/сс)а
иску(с/сс)тво                              совер..менник                    те(р/рр)аса
совреме(н/нн)ики                       сожж..нный                      осл..пительный
ар..мат соотеч..ственник пр..порц..я
Доманшее задание. Выполнить упражнение 101.
Литература
Урок в режиме онлайн
Тема. Л.Н. Толстой "Война и мир". Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции
Были ли прототипы у героев романа? Сам
Толстой, когда об этом его спрашивали, отвечал отрицательно. Однако
исследователи позднее установили, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с
учетом семейных преданий о деде писателя. Характер Наташи Ростовой создавался
на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс
(Кузминской).
Позднее, уже много лет спустя после
смерти Толстого, Татьяна Андреевна написала интересные воспоминания о своей
молодости «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Эту книгу справедливо называют
«мемуарами Наташи Ростовой».
Всего в романе свыше 550 лиц. Без такого
количества героев не возможно было решить ту задачу, которую сам Толстой
сформулировал следующим образом: «Захватить все», т. е. дать широчайшую
панораму русской жизни начала 19 века (сравните с романами «Отцы и дети»
Тургенева, «Что делать?» Чернышевского и др.). Сама сфера общения героев в
романе исключительно широка. Если мы вспомним Базарова, то в основном он дан в
общении с братьями Кирсановыми, Одинцовой. Герои же Толстого, будь то А. Болконский
или П. Безухов, даны в общении с десятками людей.
Заглавие романа образно передает его
смысл.
«Мир» — это не только мирная жизнь без
войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.
«Война» — не только кровопролитные битвы
и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа
вытекает его основная идея, которую удачно определили Луначарский: «Правда
заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все
действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».
Заложенная в названии антитеза
определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы,
Безухов, Кутузов) — это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом
смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои
(Курагин, Наполеон, Александр I) — «люди войны»
(независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее
разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).
В романе обилие глав и частей, большинство
которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют
Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому
уместить в одном романе сотни эпизодов.
Если в романах других писателей большую
роль в композиции образов играли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории
персонажей, то герой Толстого предстает всегда в настоящем времени. История их
жизни дается вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге романа
обрывается на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается
участником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов — его политическим
антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих героях.
4. Жанр.
Долго не могли определить жанр «Войны и мира». Известно, что сам Толстой отказывался определить жанр своего создания и возражал против названия его романом. Просто книга — как Библия. В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».
«Романные» признаки: развитие сюжета, в
котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка — для всего
повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с
характером героя, развитие этого характера.
Признаки эпопеи — тема (эпоха больших
исторических событий); идейное содержание — «моральное единение повествователя
с народом в его героической деятельности, патриотизм... прославление жизни,
оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому
обобщению».
Некоторые литературоведы определяют
«Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и
философия в романе — только составные части. Роман создавался не для
воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная
правда. Следовательно, это роман-эпопея.
Л.Н. Толстой: «Я старался писать историю народа».
1857 г. — после встречи с декабристами
Л. Н. Толстой задумал роман об одном из них.
1825 — «Невольно от настоящего я перешел
к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».
1812 — «Чтобы понять моего героя, мне
нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой
1812 г.»
1805 — «Мне совестно было писать о нашем
торжестве, не описав не удач и нашего срама».
Вывод: Накопился
огромный материал об исторических событиях 1805-1856 гг. и замысел романа
изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский
народ.