03 февраля 2023 года - русский язык, литература - 10-Б класс
03 февраля 2023 года
Русский язык
Урок в режиме онлайн
Тема. Местоимение как часть речи. Правописание и употребление местоимений
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Прим-рять соперников, зап-х, прим-рять платье, прор-дить всходы, ударился оз-мь, скр-пить подписью, созревает оз-мь, выт-снить из вагона, осн-щение, зав-зать бант, р-птать на судьбу, пос-деть на скамейке, в-пиющий произвол, ст-рожка лесника, препод-ватель, ост-новка, разд-вать, осв-тить храм, хорошее осв-щение, объед-нение, снежная л-вина, поставить подп-сь, об-татель, исп-сать страницу, земля об-тованная, м-ловые глыбы, м-ловидный юноша, ст-рожил деревни, ос-нила внезапная догадка.
2. Повторение. Осложненное списывание. Под облаками... заливая воздух серебря...ыми звуками... дрожали жаворонки... а над зеленеющими пашнями... солидно и чинно взмахивая крыльями... носились грачи.
3. Работа по теме урока. Кратко записать в тетрадь. В учебнике материала нет.
Правописание неопределенных местоимений
ПРАВИЛО
Неопределенные
местоимения «не́кто», «не́что», «не́который», «не́кий» пишутся слитно с ударной
приставкой не-.
ПРАВИЛО
В русском
языке неопределенные местоимения с частицами кое-, -то, -либо, -нибудь следует
писать с дефисом.
кое-кто,
кое-что, кое-какой;
кто-то,
что-то, чей-то, столько-то;
кто-нибудь,
что-нибудь, какой-нибудь;
кто-либо,
что-либо, сколько-либо.
ПРАВИЛО
Частица кое-
пишется раздельно, если отделена от местоимения предлогом.
Сравним:
дам кое-кому
— стремимся кое к кому;
любуюсь
кое-кем — подружусь кое с кем;
напишу кое о
ком.
ПРАВИЛО
В составе
отрицательных местоимений пишется ударная приставка не-, а приставка ни- — без
ударения.
не́чего —
ничего́;
не́кому —
никому́;
не́чему —
ничему́.
ПРАВИЛО
Если между
«не» и «ни» и местоимением появляется предлог, то все сочетание пишется
раздельно в виде трех слов.
нечего — не
у чего;
некому —
не  к кому;
никакая — ни
у какой;
ничьё — ни
при чьём.
Правописание
сочетаний «не кто иной, как» и «не что иное, как», «никто иной» и «ничто иное»
ПРАВИЛО
В сочетаниях «не кто иной, как» и «не что иное, как» элемент «не» является отрицательной частицей, которая пишется только раздельно.
Не кто иной, как И. Левитан смог мастерски передать игру полутени в своей картине «Березовая роща».
В устойчивых
сочетаниях «не кто иной, как» и «не что иное, как» отрицательная частица «не»
пишется раздельно.
Частица «не»
в состав местоимения не включается и может быть отделена от него.
В оборотах
«никто иной (другой)», «ничто иное (другое)» приставка ни- пишется слитно с местоимениями.
Домашнее задание. Выполнить упражнение 97.
Роман «Война и мир» — одно из самых
патриотических произведений в русской литературе 19 века. К. Симонов вспоминал:
«Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда,
чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением
не только эстетическим, но и нравственным...» Именно «Война и мир» стала в годы
войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления,
охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой
книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».
1. История создания романа.
Над романом «Война и мир» Толстой
работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от писателя максимальной
творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель
говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
Первоначально была задумана повесть на
современную тему «Декабристы» от нее осталось всего три главы. С. А. Толстая
замечает в своих дневниках, что сначала Л. Н. Толстой собирался писать о
вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в
1856 г. (амнистия декабристов, Александр II) накануне отмены крепостного права.
В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем
отодвинул начало действия к 1812 г. — времени детства и юности декабристов. Но
так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807
гг. Толстой решил начать роман с этого времени.
По мере продвижения замысла шли
напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре
перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все
дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора — 1812
год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале
«Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант,
уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо
кончается». И, наконец, в 1867 г. — еще одно название, где историческое и
философское образовали некое равновесие, — «Война и мир».
Написанию романа предшествовала огромная
работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и
иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее
архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары
современников , фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку
эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с
ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле,
он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель
признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе
говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался
материалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая
библиотека книг» (см. схему в Приложении 1).
2. Историческая основа и проблематика романа.
В романе «Война и мир» рассказывается о
событиях, происходивших на трех этапах борьбы России с бонапартистской
Францией. В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе
с Австрией на ее территории; во 2-м томе — 1806-1811 гг., когда русские войска
находились в Пруссии; 3-й том — 1812 г., 4-й том — 1812-1813 гг. Оба посвящены
широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной
земле. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие в романе охватывает
пятнадцать лет.
Основу романа составляют исторические
военные события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805
г. против Наполеона, где русская армия действовала в союзе с Австрией, о
Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 г. и
Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 г.: переход
французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу
Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в
Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о
несокрушимой мощи национального духа русского народа, подавившего французское
нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения,
распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.
Круг проблем романа очень широк. В нем
раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг.; на примере Кутузова и Наполеона
показан роль отдельных личностей в военных событиях и в истории; с
необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской
войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной
войны 1812 г.
Одновременно с историческими проблемами
эпохи Отечественной войны 1812 г. в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х
гг. 19 века о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина
Родины, об эмансипации женщин и др. Поэтому в романе отражены наиболее значительные
явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство,
законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского
движения). Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской
молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых.
Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских
крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников раскрывают характер
социальных отношений, деревенской жизни и жизни города.
Действие происходит то в Петербурге, то
в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события — в Австрии и
России.
Общественные проблемы разрешаются в
связи с той или иной группой действующих лиц: образами представителей народной
массы, спасших родину от французского нашествия, а также образами Кутузова и
Наполеона Толстой ставит проблему народных масс и личности в истории; образами
Пьера Безухова и Андрея Болконского — вопрос о передовых деятелях эпохи;
образами Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен — затрагивает женский вопрос;
образами представителей придворной бюрократической орды — проблему критики
правителей.
3. Смысл названия романа, герои и композиция.
Были ли прототипы у героев романа? Сам
Толстой, когда об этом его спрашивали, отвечал отрицательно. Однако
исследователи позднее установили, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с
учетом семейных преданий о деде писателя. Характер Наташи Ростовой создавался
на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс
(Кузминской).
Позднее, уже много лет спустя после
смерти Толстого, Татьяна Андреевна написала интересные воспоминания о своей
молодости «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Эту книгу справедливо называют
«мемуарами Наташи Ростовой».
Всего в романе свыше 550 лиц. Без такого
количества героев не возможно было решить ту задачу, которую сам Толстой
сформулировал следующим образом: «Захватить все», т. е. дать широчайшую
панораму русской жизни начала 19 века (сравните с романами «Отцы и дети»
Тургенева, «Что делать?» Чернышевского и др.). Сама сфера общения героев в
романе исключительно широка. Если мы вспомним Базарова, то в основном он дан в
общении с братьями Кирсановыми, Одинцовой. Герои же Толстого, будь то А.
Болконский или П. Безухов, даны в общении с десятками людей.
Заглавие романа образно передает его
смысл.
«Мир» — это не только мирная жизнь без
войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.
«Война» — не только кровопролитные битвы
и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия
романа вытекает его основная идея, которую удачно определили Луначарский:
«Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И
все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой
правды».
Заложенная в названии антитеза
определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы,
Безухов, Кутузов) — это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом
смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие
герои (Курагин, Наполеон, Александр I) — «люди войны»
(независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее
разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).
В романе обилие глав и частей,
большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество
частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и
благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.
Если в романах других писателей большую
роль в композиции образов играли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории
персонажей, то герой Толстого предстает всегда в настоящем времени. История их
жизни дается вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге
романа обрывается на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов
оказывается участником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов — его
политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об
этих героях.
4. Жанр.
Долго не могли определить жанр «Войны и
мира». Известно, что сам Толстой отказывался определить жанр своего создания и
возражал против названия его романом. Просто книга — как Библия.
Домашнее задание. Прочитать 1, 2 том романа "Война и мир".