27 декабря 2022 года - литература - 10-Б класс
27 декабря 2022 года - литература - 10-Б класс
Консультация по теме
Тема. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Творческая история романа. Начало работы над содержанием романа.
1. Творческая история создания романа.
В «Преступлении и наказании» более 90
персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные
характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический,
философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман
«Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел
изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторское
отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный
пьянчуга, жену довел до чахотки, дочь пустил по «желтому билету», сам опустился
ниже некуда, но одновременно автор всем повествованием взывает: «О, люди,
возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со
службы не за пьянство, а по изменению в штатах», т. е. по сокращению. Как
известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ,
ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность,
насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила
очень дешево — на 30 копеек можно было упиться до положения риз.
Роман «Преступление и наказание» —
суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении
человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.
2. Работа с текстом, чтение отрывков, пересказ сцен и комментирование их.
В «Петербурге Достоевского»:
— Кто главный герой романа? Каким мы
видим его?
— Каким запомнился Петербург при чтении
первых страниц романа?
— Какими вы видите улицы, по которым
бродил Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу улицы. 
Роман открывается описанием каморки
Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого
пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... И каждый раз
молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение,
которого стыдился и от которого морщился». Учащиеся отметят удушающую тесноту
помещения и укажут, что каморка Раскольникова — это в миниатюре тот мир, в
котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На
улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса,
кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу...
Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».
Обобщающее значение данного пейзажа, символическое
звучание его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки
зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на
грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось
много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять
жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич
и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные,
чухонцы — разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце
заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного,
зараженного гор воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и
три кустика — кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там
можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление
духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.
Пейзаж в романе прочно связан с образом
Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где
люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего
омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу
Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол
собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже
каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет
Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухим
полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к
природе — его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.
— Расскажите о внешнем облике людей,
которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и
почему?
(Это
сам Раскольников, замечательно хорош собою но опустился и обнеряшился это
пьяные всякого рода промышленники и лохмотники Мармеладов с желтым отекшим,
зеленоватым лицом, красноватыми глазками и руками грязными, жирными, красными с
черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина
Ивановна.)
Итак, от встреч с этими людьми остается
ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.
Теперь перейдем к интерьерам, и мы
увидим в них продолжение основного пейзажного мотива.
— Каково ваше самое сильное впечатление,
когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату
Мармеладовых и др.?
(Вот
комната Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая
самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены
обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней
жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель
соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный
стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».
Комната
Мармеладовых: Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была
отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было
видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское
тряпье…»)
Итак, можем сказать, что изображение
городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить
впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.
Фоном, на котором разворачивается
действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает
свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» — так именуется его конура. Трагедия
Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова.
Грязь, духота, вонь, пьяные крики — типичная трактирная обстановка. И
соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец, «прынцессы» увесели
тельных заведений. Трактирная и уличная стихия — противоестественная,
нечеловеческая — вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете
столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге»,
— заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге
Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в
трактире, «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей
неустроенности, скудности человеческого существования.
Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли:
1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых
в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч. 1, гл. 2)
2. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл.
7)
3. Встреча с пьяной девушкой (ч. 1, гл.
4)
4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.
1, гл. 5)
5. Описание комнаты Сони (ч. 4, гл. 4)
6. Поминки у Мармеладовых. Сцена с
Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)
7. Катерина Ивановна с детьми на улице
(ч. 5, гл. 7)
3. Устный ответ на вопросы.
— Какие эпизоды вас наиболее потрясли?
— Как описаны комнаты Мармеладовых и
Сони?
— Что есть общего между обликом комнат и
судьбой живших в них людей?
— Какие мысли и чувства пробу исповедь
Мармеладова в распивочной?
— Как вы понимаете смысл афоризма
Мармеладова: «Чело веку некуда пойти»?
— В чем убеждает нас история семьи
Мармеладовых?
— Как вы понимаете выражение: «Жизнь на
аршине пространства»?
— Что больше всего поразило вас в
отношениях людей друг к другу?
Цель этой беседы — подвести учащихся к пониманию неразрешимости трех противоречий и тупиков, в которых оказались герои. Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу... Надорвалась!»). Удушливой скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой пес чинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоречия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе.
С первых страниц романа мы попадаем в
мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды,
распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий
проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих
позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить
героя в каморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков
конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.
Домашнее задание. Читать роман "Преступление и наказание", работать над содержанием.