16 декабря 2022 года - русский язык - 8-Г, 8-Д классы

 16 декабря 2022 года - русский язык - 8-Г, 8-Д классы 

Консультация по теме

Тема. Второстепенные члены предложения

Добрый день, ребята! Сегодня вы повторяете теоретический материал по пройденной теме (изучалось в 5 классе), однако его нет в учебниках, поэтому предлагаю вам составить выборочный конспект.

Определение — это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой? который? чей? и относится к слову с предметным значением.

Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев).

луна (какая?) полная

по небу (какому?) ясному, безоблачному.

Указанные определения полностью совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами, поэтому называются согласованными определениями.

Несогласованные определения связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания. Они выражаются следующими частями речи и их формами:

1. существительным в косвенном падеже с предлогом и без него

совет (чей?) учителя; список (какой?) группы; ветка (чья?) березы; шапка (какая?) с козырьком; платье (какое?) в полоску;

2. притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)

его лицо — лицо (чье?) его; её радость — радость (чья?) её; их заботы — заботы (чьи?) их;

3. наречием

взгляд исподлобья; борщ по-украински; парк напротив; улица наискосок;

4. формой сравнительной степени прилагательного

чай покрепче; мальчик постарше; девчушка посмелее;

5. инфинитивом

надежда отдохнуть; желание прилечь; время действовать;

6. нечленимым словосочетанием

ребенок шести лет; товары повседневного спроса; дом в трех шагах;

добрейшей души женщина.

Дополнение принадлежит к составу сказуемого в предложении.

Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей.

Например:

накормила (кого?) малыша; выпила (чего?) сока; добавлю (к чему?) к хлебу;

отдам (кому?) товарищу; взялся (за что?) за перила; горжусь (кем?) дочерью;

озабочен (чем?) препятствиями; думаю (о чём?) о работе; расскажу (о ком?) о собаке.

От того, в какой падежной форме находится дополнение и управляет им переходный или непереходный глагол, различают прямое и косвенное дополнение.

Я лёг на снег и закрыл (что?) глаза (Вениамин Каверин. Два капитана).

Глаза — прямое дополнение, выраженное существительным в форме винительного падежа без предлога.

Мы увлекаемся (чем?) катанием на коньках.

Катанием — косвенное дополнение, выраженное формой творительного падежа существительного.

                                Обстоятельство. Виды обстоятельств

Обстоятельство принадлежит к составу сказуемого в предложении. Чаще оно поясняет сказуемое, но может относиться и к другим второстепенным членам предложения. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

(Где?) На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И.  Соколов-Микитов).

                               Обстоятельства делятся на основные виды:

1. образа действия (как? каким образом?)

Ленивые крупные хлопья снега (как?) бесшумно скользили мимо окна (В. Тендряков).

Шел он (как?) медленно, вперевалку (А. Гайдар).

2. меры и степени (в какой степени?)

До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва (в какой степени?) зажигалась (И. С. Тургенев). В первый раз голос у неё немного (в какой степени?) дрогнул (В. Каверин).

3. обстоятельства места (где? куда? откуда?)

Снег висел (где?) на деревьях, лежал (где?) на крыше караульного помещения (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).  Анна Васильевна робко шагнула (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).

Отсюда (откуда?), сверху, открывался великолепный вид во все стороны (В. Арсеньев).

4. обстоятельства времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)

(Когда?) Сегодня я должен буду дать свое слово безвозвратно (Ф. М. Достоевский. Идиот). Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).

(С каких пор?) С самого утра небо ясно (И. С. Тургенев).

5. обстоятельства условия (при каком условии?)

Начнем собрание  (при каком условии?) при наличии большинства.

Домашнее задание. Выучить конспект.



Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс