16 декабря 2022 года - русский язык - 8-Г, 8-Д классы
16 декабря 2022 года - русский язык - 8-Г, 8-Д классы
Консультация по теме
Тема. Второстепенные члены предложения
Добрый день, ребята! Сегодня вы повторяете теоретический материал по пройденной теме (изучалось в 5 классе), однако его нет в учебниках, поэтому предлагаю вам составить выборочный конспект.
Определение
— это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака,
отвечает на вопросы какой? который? чей? и относится к слову с предметным
значением.
Полная луна плыла по ясному безоблачному небу
(В. Арсеньев).
луна (какая?) полная
по небу (какому?) ясному, безоблачному.
Указанные определения полностью совпадают в
числе, роде и падеже с определяемыми словами, поэтому называются согласованными
определениями.
Несогласованные определения связываются с
главным словом подчинительной связью управления или примыкания. Они выражаются
следующими частями речи и их формами:
1. существительным в косвенном падеже с
предлогом и без него
совет (чей?) учителя; список (какой?) группы; ветка
(чья?) березы; шапка (какая?) с козырьком; платье (какое?) в полоску;
2. притяжательным местоимением 3 лица (его,
её, их)
его лицо — лицо (чье?) его; её радость —
радость (чья?) её; их заботы — заботы (чьи?) их;
3. наречием
взгляд исподлобья; борщ по-украински; парк
напротив; улица наискосок;
4. формой сравнительной степени
прилагательного
чай покрепче; мальчик постарше; девчушка
посмелее;
5. инфинитивом
надежда отдохнуть; желание прилечь; время
действовать;
6. нечленимым словосочетанием
ребенок шести лет; товары повседневного спроса;
дом в трех шагах;
добрейшей души женщина.
Дополнение
принадлежит к составу сказуемого в предложении.
Дополнение
— это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на
вопросы косвенных падежей.
Например:
накормила (кого?) малыша; выпила (чего?) сока;
добавлю (к чему?) к хлебу;
отдам (кому?) товарищу; взялся (за что?) за
перила; горжусь (кем?) дочерью;
озабочен (чем?) препятствиями; думаю (о чём?)
о работе; расскажу (о ком?) о собаке.
От
того, в какой падежной форме находится дополнение и управляет им переходный или
непереходный глагол, различают прямое и косвенное дополнение.
Я лёг на снег и закрыл (что?) глаза (Вениамин
Каверин. Два капитана).
Глаза — прямое дополнение, выраженное
существительным в форме винительного падежа без предлога.
Мы увлекаемся (чем?) катанием на коньках.
Катанием
— косвенное дополнение, выраженное формой творительного падежа
существительного.
                                Обстоятельство. Виды обстоятельств
Обстоятельство
принадлежит к составу сказуемого в предложении. Чаще оно поясняет сказуемое, но
может относиться и к другим второстепенным членам предложения. Обстоятельство —
это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого
признака.
(Где?) На мхах, под деревьями лежала седая
роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И.  Соколов-Микитов).
                               Обстоятельства
делятся на основные виды:
1. образа действия (как? каким образом?)
Ленивые крупные хлопья снега (как?) бесшумно
скользили мимо окна (В. Тендряков).
Шел он (как?) медленно, вперевалку (А.
Гайдар).
2. меры и степени (в какой степени?)
До вечера оставалось не более получаса, а заря
едва-едва (в какой степени?) зажигалась (И. С. Тургенев). В первый раз голос у
неё немного (в какой степени?) дрогнул (В. Каверин).
3. обстоятельства места (где? куда? откуда?)
Снег висел (где?) на деревьях, лежал (где?) на
крыше караульного помещения (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).  Анна Васильевна робко шагнула (куда?) к дубу
(Ю. Нагибин).
Отсюда (откуда?), сверху, открывался
великолепный вид во все стороны (В. Арсеньев).
4. обстоятельства времени (когда? как долго? с
каких пор? до каких пор?)
(Когда?) Сегодня я должен буду дать свое слово
безвозвратно (Ф. М. Достоевский. Идиот). Я всё шел и уже собирался было прилечь
где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).
(С каких пор?) С самого утра небо ясно (И. С.
Тургенев).
5. обстоятельства условия (при каком условии?)
Начнем собрание  (при каком условии?) при
наличии большинства.
Домашнее задание. Выучить конспект.