12 декабря 2022 года - русский язык, литература - 10-Б класс
12 декабря 2022 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Выразительные словообразовательные средства
Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим о выразительности и богатстве речи, к которой нужно стремиться, используя выразительные средства языка. Составьте краткий конспект по теме.
| 
   Выразительные
  средства словообразования Большое количество морфем в русском
  языке является признаком его богатства и источником особой выразительности. Об этом писал В. Г. Белинский: «В
  самом деле, какое богатство для изображения явлений действительности
  заключается только в одних глаголах русских имеющих виды. Плавать, плыть,
  приплывать, приплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать,
  подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться,
  заплаваться: это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и
  того же действия». «Благодаря морфологической природе
  русского языка, имеющего возможность образования основных групп
  знаменательных слов с помощью суффиксов и префиксов, русский язык обладал,
  обладает неиссякаемыми силами роста», – отмечал С. П. Обнорский. Действительно, образование новых слов
  морфологическим способом обогащает русский язык не только лексикой,
  обозначающей новые понятия (река – речной), но и
  оценкой понятия, этому служат слова с суффиксами оценки (река – речушка,
  уменьшительно-ласкательный суффикс). Уменьшительно-ласкательные суффиксы
  могут служить и средством иронии, насмешки; они помогают созданию характера
  литературного персонажа. Например: Слова, различающиеся суффиксами или
  приставками, различаются и смысловой, а иногда и стилистической окраской. Например: Умный – стилистически
  нейтральное, умнейший – книжное, умничать – разговорное.   Словообразование вызывает
  стилистический интерес в следующих случаях: Например:  дочурка (уменьш.-ласк.)
  - дочь; инженерша (прост.) - инженер; 
 Например:  потребовать (общеупотр.)
  – востребовать (офиц.-дел.); шитье – пошив (спец.); гречиха – гречка (разг.); даром - задаром (прост.), задарма (гр.-прост.); 
 Например: земляника – земляница (диал.); свистеть
  – свистать (всех наверх) (проф.); мультфильм - мультик, мультяшка (жарг.); 
 Например: дерзостный (уст.) - дерзкий; грузинец [Армяне, грузинцы, черкесы, персиане
  теснились на площади (П.).] - грузин; 
 Например: широкошумные (дубравы)
  (П.); блиноед (Ч.); прозаседавшиеся (Маяк.). Важно подчеркнуть, что стилистический
  интерес представляет лишь синхроническое словообразование, так как отражает
  соотносительность мотивированных и мотивирующих основ, а стилистическая
  оценка требует четкого восприятия словообразовательной структуры
  интересующего нас слова. Остановимся более подробно на
  стилистических ресурсах словообразования в современном русском языке.   Создание
  оценочных значений средствами словообразования Словообразование в русском языке является ярким
  источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных
  аффиксов. Аффикс (от лат. affixus
  - прикрепленный) - общее название всех значимых частей слова, за
  исключением корня. Аффиксы подразделяются
  на приставки, или префиксы, - части
  слова, стоящие перед корнем, суффиксы - части слова,
  стоящие между корнем и окончанием, и окончания. Выделяются суффиксы книжных стилей: Разговорную окраску придают словам
  суффиксы:   Можно отметить суффиксы,
  характерные для отдельных стилей речи. Например, для научной и
  научно-технической речи свойственны суффиксы: Профессиональную окраску  придают
  словам суффиксы: В публицистической
  речи активно употребляются слова с суффиксами: Экспрессивной и функциональной
  окраской обладают и некоторые приставки. Так, экспрессия высокого
  стиля характерна для приставок: Функционально окрашены многие приставки
  иноязычного происхождения, характерные для научного, официально-делового и публицистического
  стилей:   У разных частей речи оценочность,
  создаваемая аффиксацией, проявляется по-разному. Наиболее сильной экспрессией
  обладают суффиксы субъективной оценки существительных. От существительных, нейтральных в
  эмоционально-экспрессивном отношении, путем аффиксации можно образовать
  такие, которые имеют яркое оценочное значение. Например: дом - домик, домишко; брат - братец, браток, братишка; рука - ручка, рученька. Подобные существительные
  получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной
  оценки. Рядом с такими существительными часто
  используются оценочные прилагательные: одно слово как бы «заражает»
  (по выражению А.А. Потебни) другое. Например: маленький домик, седенький старичок. В составе размерно-оценочных
  суффиксов выделяются и увеличительные: дом - домина, домище; детина, ножища. Они, как правило,
  включают и оттенок негативной оценки.   Выделяются суффиксальные
  образования с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, книженция,
  старушенция; собирательные существительные с
  характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: солдатня, матросня,
  пацаньё; отвлеченные существительные, которые
  благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное
  значение: спанье, суетня, кислятина, пошлятина, галдеж,
  скулеж, скукота, смехота. Разнообразные экспрессивные
  оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: воображала, подпевала,
  гуляка, кривляка, слабак, чужак, вертун ловкач, рвач, разгильдяй, холуй. Правда, у
  некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь
  разговорная окраска: бородач, силач, грамотей, бродяга.   В русском языке исключительным
  богатством экспрессивных оттенков отличаются суффиксальные образования
  существительных, обозначающих лицо. Например: девочка - девчурка - девчушка -
  девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха; старик - старичок - старикан -
  старикашка - старичишка.   Русское словообразование позволяет
  нанизывать аффиксы субъективной оценки, так что «экспрессивное напряжение
  слова может выразиться в удвоении, утроении суффиксов». Например: Дочурочка, бабуленция,
  крохотулечка, духотища, срамотища. Интересна в стилистическом плане
  и префиксация существительных. Ей обязаны своей
  выразительностью такие, например, слова, как раскрасавица,
  сверхчеловек, суперколосс, ультрамода, экстросовершенство. Однако
  префиксальный способ словообразования уступает суффиксальному и по количеству
  продуктивных моделей, и по богатству экспрессивных оттенков. Для словообразования прилагательных
  также в высшей степени характерно выражение различных оценочных значений с
  помощью аффиксации. Разнообразны суффиксы субъективной
  оценки, имеющие положительную эмоциональную окраску: маленький, малюсенький, а также –
  отрицательную: вертлявый, высоченный, завалящий, холоднючий.   Экспрессивны приставочные образования
  прилагательных, указывающие на степень проявления признака. Например: всевластный,
  всесильный, предобрый, прескучный, развеселый, разудалый. Особой выразительностью обладают и
  словообразовательные модели прилагательных типа милый-милый,
  долгий-предолгий, которые указывают на сильное проявление признака. Домашнее задание. Выучить материал по теме.  Литература Урок в режиме онлайн Тема. Н.А. Некрасов. Сатирическое изображение помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо. Народ в споре о счастье Добрый день, ребята! Вы начинаете изучать поэму Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Поэма — путешествие по родной стране позволила автору ввести в поэму самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущаяся панорама жизни. Некрасов сосредоточивает внимание на раскрытии обстановки, обстоятельств, событий, с которыми встречаются 7 мужиков. В центре поэмы не судьбы отдельной личности, а необычайно широкий охват событий народной жизни. И вопрос, по которому разгорается спор, - самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России. Поэма строится по принципу внешней завершенности отдельных частей, но они находятся в диалектическом единстве, спаяны общностью замысла. Проблема поиска счастья выступает как центральный мотив, которому подчинено все. Работа с текстом 1. Анализ начала
«Пролога»
- «...А Пров сказал: царю...» Первые слова - «В каком году...» -
звучат как сказочное вступление. Из семи мужиков только два брата Иван и
Митродор — Губины, а остальные, как в сказке, называются только по именам.
Цифра «семь» — считается народной поэзией магической и тоже вводит нас в мир
сказки. Речь идет о Русской земле, и называет ее Некрасов не Россией, а Русью,
что сразу придает рассказу необычайную широту. Но уже на фоне этой первой
сказочной строфы резким диссонансом звучит: «семь временнообязанных» — и все
приобретает остросовременный смысл. 2.Задание. Проследить, как автор передает динамику
нарастания спора, и на основе наблюдений сделать выводы по проблеме урока.
Отметим прежде всего применяемые автором глаголы. Начало спора: все
«заспорили», и каждый из крестьян — Роман Демьян, Лука, братья Губины, Пров —
свое мнение «сказал», а Пахом ! — «молвил». Продолжал спор, они «упираются,
всяк на своем стоит», а в конце — «...перекоряются! Кричат — не образумятся»!
Спор вспыхивает снова, во 2-ой раз. И каждый из крестьян уже — «кричит» («Роман
кричит...»), а вместо, ругательски ругаются, не мудрено, что вцепятся друг
другу в волоса». (Подбор
глаголов помогает автору создать ощущение спора, глубокой заинтересованности
спорящих. Усиливает это впечатление характер сравнений, используемых автором:
«Мужик, что бык: втемяшится в башку какая блажь, колом ее оттудова не выбьешь»,
«Идут, как будто гонятся за ними волки серые, что доле – то скорей».) — Какие мысли и чувства рождает описание
драки мужиков в сказочном лесу? («Оживление»
природы в этой сцене усиливает общее напряжение, помогает увидеть
«взбаламученное, крестьянское море»: все волнуется, движется, шумит. Но пьяное
побоище в сказочном лесу заставляет задуматься, сколько еще в этом
разбушевавшемся крестьянстве неорганизованного, стихийного, темного: 
 И в правду: сами спорщики Едва ли знали, помнили —  О чем они шумят... 
 И
все же самый спор временнообязанных мужиков говорит о значительных сдвигах в
сознании крестьянства. Пробуждение активности крестьян, их самосознания
ощущается уже в самом начале поэмы. Герои решают вековечный для народной жизни
вопрос: о правде и счастье. Мужики из нищих деревень задумались о том, кому
живется весело, вольготно на Руси?». Эта вековечная мечта о хорошей жизни в
середине прошлого века становится всеобщей, по-особому злободневной. Дорожная
ссора мужиков все менее остается бытовой. Пьяная драка переросла в грандиозное
побоище и стала своеобразным испытанием — очищением. После чуда — явления
самобранной скатерти — мужики решают «дело спорное по разуму, по-божески, на
чести повести», дают обет на подвижничество: 
 В домишки не встречаться, Не видеться ни с женами, Ни с малыми ребятами, Ни с стариками старыми, Покуда не доведают, как ни на есть
доподлинно, Кому живется счастливо, вольготно на
Руси?) 
 Так, к концу «Пролога» семь мужиков уже
становятся семью странниками-правдоискателями. Вопрос о счастье, который они
будут решать, - не личный, а общественный, и обсуждение его обусловлено не
частными интересами, а общественным положением крестьянства. Речь идет о самом
главном в жизни всего народа. Дорожная ссора становится все более великим
спором. Все главные социальные силы русской жизни призваны на мужицкий суд: поп
и помещик, купец и чиновник, и царь. 7 странников-правдоискателей как бы
символизируют собой всю тронувшуюся с места, ждущую перемен пореформенную
народную Россию. Задание. Рассказать о встрече крестьян с попом,
помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же
включает в идеал счастья каждый из них. (Все
они в идеал счастья включают «покой», «богатство», «почет». Первым встретился
странникам поп. На их вопрос: «Ты как вольготно, счастливо живешь, честной
отец?» - Поп ответил прежде всего вопросом же: «В чем счастие по-вашему?».
Вопросы: что такое счастье? Что нужно человеку для счастья? — возникают и в
разговоре с помещиком, и в рассказе об Ермиле Гирине. Выясняется, одинаковый ли
смысл вкладывает помещик и крестьяне в понятие «счастье», «почет». Дворянское
понимание счастья — это: Богатство, владение собственностью:               Бывало, ты в окружности                                                                            
Один, как солнце на небе,                                                                             Твои
деревки скромные,                                                                            
Твои леса дремучие,                                                                          
  Твои поля кругом! 
 Всеобщая покорность:                                       Пойдешь
ли деревенькою —                                                                             
Крестьяне в ноги валятся,                                                                            
Пойдешь лесными дачами —                                                                             
Столетними деревьями                                                         
                   Преклонятся
леса!                                                                            
…………….                                                                            
Все веселило барина,                                                                              Любовно
травка каждая                                                                             
Шептала: «Я твоя!» 
 Неограниченная власть над людьми,                Ни в ком противоречия, ему принадлежащими:                                       Кого хочу —
помилую,                                                                            
Кого хочу — казню.                                                                            
Закон — мое желание!                                                                             Кулак
– моя полиция!                                                                            
Удар искросыпительный,                                                                        
    Удар зубодробительный,                                                                            
Удар скуловорррот!.. 
 В рассказе об Ермиле Гирине                           Почет завидный,
истинный, имеется в виду:                                                   Не купленный ни деньгами,                                                                            
Ни страхом: строгой правдою,                                                                            
Умом и добротой. 
 Народ
единодушен в своем добровольном желании поддержать Гирина в борьбе с купцом
Алтынниковым, как велико доверие крестьян к Ермиле. Это с особой силой передано
в сцене сельского схода, выбирающего бурмистра, когда «шесть тысяч душ всей
вотчиной» кричат: «Ермилу Гирина!» — Как
человек один!» Это почет истинный».) Размышления о счастье попа, помещика и
Ермилы заставляют задуматься, что люди понимают счастье по-разному. Счастье
попа и помещика — это счастье жить чужим трудом. Именно к этому выводу приводят
рассуждения попа о том, «о богачество поповское идет»: «Не брать, так нечем
жить» - и рассказ Оболта Оболдуева о счастье помещика в дореформенное время.
Ермиле мало иметь «спокойствие, и деньги, и почет» - нужно, чтобы каждый имел
это все. — Каким путем идет к счастью Ермила
Гирин? (Крестьянину,
рассказывающему об Ермиле Гирине, странники задают вопрос: 
 Однако знать желательно —  Каким же колдовством Мужик над всей округою Такую силу взял? 
 В
ответ они услышали: «Не колдовством, а правдою».) — В чем же правда Ермилы Гирина? 
 (Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет! Худую совесть надобно —  Крестьянину с крестьянина Копейку вымогать. 
 В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил...) 
 Итак, поистине ответа на вопрос — кто
счастлив? — ставит странников перед решением других вопросов: — Что такое счастье? — Как счастья добиться? — Сознание семи странников не остается
неизменным. В каком же направлении идет это изменение? (В
начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том,
кто из них счастливее. Предмет спора осмыслен ими лишь с одной стороны, и, как
выясняется в дальнейшем, не главной его стороны. Пока
их представление о счастье обязательно связано с богатством. Мужики без всяких
оговорок соглашаются с формулой счастья попа — «покой, богатство, честь». Они
воспринимают его рассказ с полным доверием.) Домашнее задание. Прочитать поэму, проработать материал на стр. 293-304, выучить конспект.  |