12 декабря 2022 года - русский язык, литература - 10-Б класс

 12 декабря 2022 года - русский язык, литература - 10-Б класс

Русский язык

Консультация по теме

Тема. Выразительные словообразовательные средства

Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим о выразительности и богатстве речи, к которой нужно стремиться, используя выразительные средства языка. Составьте краткий конспект по теме.

Выразительные средства словообразования

Большое количество морфем в русском языке является признаком его богатства и источником особой выразительности.

Об этом писал В. Г. Белинский: «В самом деле, какое богатство для изображения явлений действительности заключается только в одних глаголах русских имеющих виды. Плавать, плыть, приплывать, приплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться: это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия».

«Благодаря морфологической природе русского языка, имеющего возможность образования основных групп знаменательных слов с помощью суффиксов и префиксов, русский язык обладал, обладает неиссякаемыми силами роста», – отмечал С. П. Обнорский.

Действительно, образование новых слов морфологическим способом обогащает русский язык не только лексикой, обозначающей новые понятия (река – речной), но и оценкой понятия, этому служат слова с суффиксами оценки (река – речушка, уменьшительно-ласкательный суффикс). Уменьшительно-ласкательные суффиксы могут служить и средством иронии, насмешки; они помогают созданию характера литературного персонажа.

Например:
Помещик был 
румяненький,
Осанистый, присадистый
Шестидесяти лет;
Он 
пистолетик выхватил,
Как сам, такой же 
толстенький
   (Н. Некрасов)

Слова, различающиеся суффиксами или приставками, различаются и смысловой, а иногда и стилистической окраской.

Например:

Умный – стилистически нейтральное, умнейший – книжное, умничать – разговорное.

 

Словообразование вызывает стилистический интерес в следующих случаях:

1) если мотивированное слово приобретает стилистическую окраску, несвойственную мотивирующему.

Например:  дочурка (уменьш.-ласк.) - дочьинженерша (прост.) - инженер;


2) если аффиксация способствует функционально-стилевой закрепленности слова.

Например:  потребовать (общеупотр.) – востребовать (офиц.-дел.); шитье – пошив (спец.); гречиха – гречка (разг.); даром задаром (прост.), задарма (гр.-прост.);


3) если особенности словообразования ограничивают сферу использования слов, которые употребляются лишь в диалектах или получают профессиональный либо жаргонный оттенок.

Например: земляника – земляница (диал.); свистеть – свистать (всех наверх) (проф.); мультфильм - мультик, мультяшка (жарг.);


4) если особенности словообразования становятся причиной архаизации слова, уступающего свое место в активном лексическом запасе синониму с иными аффиксами.

Например: дерзостный (уст.) - дерзкийгрузинец [Армяне, грузинцы, черкесы, персиане теснились на площади (П.).] - грузин;


5) если словообразование используется как источник речевой экспрессии при создании окказионализмов.

Например: широкошумные (дубравы) (П.); блиноед (Ч.); прозаседавшиеся (Маяк.).

Важно подчеркнуть, что стилистический интерес представляет лишь синхроническое словообразование, так как отражает соотносительность мотивированных и мотивирующих основ, а стилистическая оценка требует четкого восприятия словообразовательной структуры интересующего нас слова.

Остановимся более подробно на стилистических ресурсах словообразования в современном русском языке.

 

Создание оценочных значений средствами словообразования

Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных аффиксов.

Аффикс (от лат. affixus - прикрепленный) - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня.

Аффиксы подразделяются на приставки, или префиксы, - части слова, стоящие перед корнем, суффиксы - части слова, стоящие между корнем и окончанием, и окончания.

Выделяются суффиксы книжных стилей:
-ств- – авторство, достоинство;
-ость- – сущность, точность;
-изм – эгоизм, символизм;
-ур-  – скульптура, архитектура;
-ени(е) – снисхождение, утверждение;
-изн- – отчизна.

Разговорную окраску придают словам суффиксы:
-як – здоровяк, добряк;
-ун – болтун, хвастун;
-овк- – столовка, спецовка;
-яг- – дворняга, бедняга.

 

Можно отметить суффиксы, характерные для отдельных стилей речи.

Например, для научной и научно-технической речи свойственны суффиксы:
-ость – плавкость, ковкость;
-ств- – кантианство, христианство;
-аци(я) – акклиматизация, вулканизация;
-ит  – гайморит, бронхит.

Профессиональную окраску  придают словам суффиксы:
-аж  – литраж, тоннаж;
-к- – вклейка, верстка;
-чат-  – коленчатый, ступенчатый;
-льн(я) – гладильня, коптильня

В публицистической речи активно употребляются слова с суффиксами:
-ость  – договоренность, сплоченность;
-щин(а)  – обыденщина, дедовщина;
-ан- – политикан, интриган;
-истск-  – популистский, большевистский.

Экспрессивной и функциональной окраской обладают и некоторые приставки.

Так, экспрессия высокого стиля характерна для приставок:
из- (ис-) – изведать, испустить;
низ- (нис-) – низвергнуть, ниспадать;
воз- (вос-) – воззвать, воспылать.

Функционально окрашены многие приставки иноязычного происхождения, характерные для научногоофициально-делового и публицистического стилей:
а- – асимметричный, асептический;
анти- – антисанитарный, антинаучный;
интер- – интернациональный, интервокальный;
ультра- – ультрафиолетовый, ультраправый;
экстра- – экстраординарный.

 

У разных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией, проявляется по-разному. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных.

От существительных, нейтральных в эмоционально-экспрессивном отношении, путем аффиксации можно образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение.

Например: дом - домикдомишко; брат - братецбратокбратишка; рука - ручкарученька. Подобные существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки.

Рядом с такими существительными часто используются оценочные прилагательные: одно слово как бы «заражает» (по выражению А.А. Потебни) другое.

Например: маленький домик, седенький старичок.

В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: дом - доминадомищедетинаножища. Они, как правило, включают и оттенок негативной оценки.

 

Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, книженция, старушенция;

собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: солдатня, матросня, пацаньё;

отвлеченные существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение: спанье, суетня, кислятина, пошлятина, галдеж, скулеж, скукота, смехота.

Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: воображала, подпевала, гуляка, кривляка, слабак, чужак, вертун ловкач, рвач, разгильдяй, холуй. Правда, у некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь разговорная окраска: бородач, силач, грамотей, бродяга.

 

В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются суффиксальные образования существительных, обозначающих лицо.

Например: девочка - девчурка - девчушка - девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха; старик - старичок - старикан - старикашка - старичишка.

 

Русское словообразование позволяет нанизывать аффиксы субъективной оценки, так что «экспрессивное напряжение слова может выразиться в удвоении, утроении суффиксов».

Например: Дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища.

Интересна в стилистическом плане и префиксация существительных. Ей обязаны своей выразительностью такие, например, слова, как раскрасавица, сверхчеловек, суперколосс, ультрамода, экстросовершенство. Однако префиксальный способ словообразования уступает суффиксальному и по количеству продуктивных моделей, и по богатству экспрессивных оттенков.

Для словообразования прилагательных также в высшей степени характерно выражение различных оценочных значений с помощью аффиксации.

Разнообразны суффиксы субъективной оценки, имеющие положительную эмоциональную окраску: маленький, малюсенький, а также – отрицательную: вертлявый, высоченный, завалящий, холоднючий.

 

Экспрессивны приставочные образования прилагательных, указывающие на степень проявления признака.

Например: всевластный, всесильный, предобрый, прескучный, развеселый, разудалый.

Особой выразительностью обладают и словообразовательные модели прилагательных типа милый-милый, долгий-предолгий, которые указывают на сильное проявление признака.

Домашнее задание. Выучить материал по теме. 


Литература

Урок в режиме онлайн

Тема. Н.А. Некрасов. Сатирическое изображение помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо. Народ в споре о счастье

Добрый день, ребята! Вы начинаете изучать поэму Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Поэма — путешествие по родной стране позволила автору ввести в поэму самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущаяся панорама жизни. Некрасов сосредоточивает внимание на раскрытии обстановки, обстоятельств, событий, с которыми встречаются 7 мужиков. В центре поэмы не судьбы отдельной личности, а необычайно широкий охват событий народной жизни. И вопрос, по которому разгорается спор, - самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России. Поэма строится по принципу внешней завершенности отдельных частей, но они находятся в диалектическом единстве, спаяны общностью замысла. Проблема поиска счастья выступает как центральный мотив, которому подчинено все.

Работа с текстом

1. Анализ начала «Пролога» - «...А Пров сказал: царю...»

Первые слова - «В каком году...» - звучат как сказочное вступление. Из семи мужиков только два брата Иван и Митродор — Губины, а остальные, как в сказке, называются только по именам. Цифра «семь» — считается народной поэзией магической и тоже вводит нас в мир сказки. Речь идет о Русской земле, и называет ее Некрасов не Россией, а Русью, что сразу придает рассказу необычайную широту. Но уже на фоне этой первой сказочной строфы резким диссонансом звучит: «семь временнообязанных» — и все приобретает остросовременный смысл.

 2.Задание.

Проследить, как автор передает динамику нарастания спора, и на основе наблюдений сделать выводы по проблеме урока. Отметим прежде всего применяемые автором глаголы. Начало спора: все «заспорили», и каждый из крестьян — Роман Демьян, Лука, братья Губины, Пров — свое мнение «сказал», а Пахом ! — «молвил». Продолжал спор, они «упираются, всяк на своем стоит», а в конце — «...перекоряются! Кричат — не образумятся»! Спор вспыхивает снова, во 2-ой раз. И каждый из крестьян уже — «кричит» («Роман кричит...»), а вместо, ругательски ругаются, не мудрено, что вцепятся друг другу в волоса».

(Подбор глаголов помогает автору создать ощущение спора, глубокой заинтересованности спорящих. Усиливает это впечатление характер сравнений, используемых автором: «Мужик, что бык: втемяшится в башку какая блажь, колом ее оттудова не выбьешь», «Идут, как будто гонятся за ними волки серые, что доле – то скорей».)

— Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу?

(«Оживление» природы в этой сцене усиливает общее напряжение, помогает увидеть «взбаламученное, крестьянское море»: все волнуется, движется, шумит. Но пьяное побоище в сказочном лесу заставляет задуматься, сколько еще в этом разбушевавшемся крестьянстве неорганизованного, стихийного, темного:

 

И в правду: сами спорщики

Едва ли знали, помнили —

О чем они шумят...

 

И все же самый спор временнообязанных мужиков говорит о значительных сдвигах в сознании крестьянства. Пробуждение активности крестьян, их самосознания ощущается уже в самом начале поэмы. Герои решают вековечный для народной жизни вопрос: о правде и счастье. Мужики из нищих деревень задумались о том, кому живется весело, вольготно на Руси?». Эта вековечная мечта о хорошей жизни в середине прошлого века становится всеобщей, по-особому злободневной. Дорожная ссора мужиков все менее остается бытовой. Пьяная драка переросла в грандиозное побоище и стала своеобразным испытанием — очищением. После чуда — явления самобранной скатерти — мужики решают «дело спорное по разуму, по-божески, на чести повести», дают обет на подвижничество:

 

В домишки не встречаться,

Не видеться ни с женами,

Ни с малыми ребятами,

Ни с стариками старыми,

Покуда не доведают, как ни на есть доподлинно,

Кому живется счастливо, вольготно на Руси?)

 

Так, к концу «Пролога» семь мужиков уже становятся семью странниками-правдоискателями. Вопрос о счастье, который они будут решать, - не личный, а общественный, и обсуждение его обусловлено не частными интересами, а общественным положением крестьянства. Речь идет о самом главном в жизни всего народа. Дорожная ссора становится все более великим спором. Все главные социальные силы русской жизни призваны на мужицкий суд: поп и помещик, купец и чиновник, и царь. 7 странников-правдоискателей как бы символизируют собой всю тронувшуюся с места, ждущую перемен пореформенную народную Россию.

Задание.

Рассказать о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них.

(Все они в идеал счастья включают «покой», «богатство», «почет». Первым встретился странникам поп. На их вопрос: «Ты как вольготно, счастливо живешь, честной отец?» - Поп ответил прежде всего вопросом же: «В чем счастие по-вашему?». Вопросы: что такое счастье? Что нужно человеку для счастья? — возникают и в разговоре с помещиком, и в рассказе об Ермиле Гирине. Выясняется, одинаковый ли смысл вкладывает помещик и крестьяне в понятие «счастье», «почет». Дворянское понимание счастья — это:

Богатство, владение собственностью:               Бывало, ты в окружности

                                                                            Один, как солнце на небе,

                                                                            Твои деревки скромные,

                                                                            Твои леса дремучие,

                                                                            Твои поля кругом!

 

Всеобщая покорность:                                       Пойдешь ли деревенькою —

                                                                            Крестьяне в ноги валятся,

                                                                            Пойдешь лесными дачами —

                                                                            Столетними деревьями

                                                                            Преклонятся леса!

                                                                            …………….

                                                                            Все веселило барина,

                                                                            Любовно травка каждая

                                                                            Шептала: «Я твоя!»

 

Неограниченная власть над людьми,                Ни в ком противоречия,

ему принадлежащими:                                       Кого хочу — помилую,

                                                                            Кого хочу — казню.

                                                                            Закон — мое желание!

                                                                            Кулак – моя полиция!

                                                                            Удар искросыпительный,

                                                                            Удар зубодробительный,

                                                                            Удар скуловорррот!..

 

В рассказе об Ермиле Гирине                           Почет завидный, истинный,

имеется в виду:                                                   Не купленный ни деньгами,

                                                                            Ни страхом: строгой правдою,

                                                                            Умом и добротой.

 

Народ единодушен в своем добровольном желании поддержать Гирина в борьбе с купцом Алтынниковым, как велико доверие крестьян к Ермиле. Это с особой силой передано в сцене сельского схода, выбирающего бурмистра, когда «шесть тысяч душ всей вотчиной» кричат: «Ермилу Гирина!» Как человек один!» Это почет истинный».)

Размышления о счастье попа, помещика и Ермилы заставляют задуматься, что люди понимают счастье по-разному. Счастье попа и помещика — это счастье жить чужим трудом. Именно к этому выводу приводят рассуждения попа о том, «о богачество поповское идет»: «Не брать, так нечем жить» - и рассказ Оболта Оболдуева о счастье помещика в дореформенное время. Ермиле мало иметь «спокойствие, и деньги, и почет» - нужно, чтобы каждый имел это все.

— Каким путем идет к счастью Ермила Гирин?

(Крестьянину, рассказывающему об Ермиле Гирине, странники задают вопрос:

 

Однако знать желательно —

Каким же колдовством

Мужик над всей округою

Такую силу взял?

 

В ответ они услышали: «Не колдовством, а правдою».)

— В чем же правда Ермилы Гирина?

 

(Где хватит силы — выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмет!

Худую совесть надобно —

Крестьянину с крестьянина

Копейку вымогать.

 

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил...)

 

Итак, поистине ответа на вопрос — кто счастлив? — ставит странников перед решением других вопросов:

— Что такое счастье?

— Как счастья добиться?

— Сознание семи странников не остается неизменным. В каком же направлении идет это изменение?

(В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кто из них счастливее. Предмет спора осмыслен ими лишь с одной стороны, и, как выясняется в дальнейшем, не главной его стороны.

Пока их представление о счастье обязательно связано с богатством. Мужики без всяких оговорок соглашаются с формулой счастья попа — «покой, богатство, честь». Они воспринимают его рассказ с полным доверием.)

Домашнее задание. Прочитать поэму, проработать материал на стр. 293-304, выучить конспект.

Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс