24 ноября 2022 года - литература - 8-Г, 8-Д класс
24 ноября 2022 года - литература - 8-Г, 8-Д классы
Консультация по теме
Тема. М.Ю. Лермонтов "Мцыри". Сюжет и композиция. тема, идея. проблематика. Образ главного героя
Добрый день, ребята!Сегодня вы запишете в тетрадь материал по теме.
Годы написания —
1838-1939, год публикации – 1840.
История создания — Сюжет поэмы родился из реальной
истории старика-монаха, рассказанной поэту. Также в поэме использованы
фольклорные мотивы горских народов и военные кавказские истории.
Жанр — поэма.
Направление — поздний романтизм.
Основная идея — Герой пытается вырваться из
предопределенных для него условий, но его попытка заканчивается катастрофой.
Тема — Стремление человека к свободе и счастью.
Проблема — Несвобода может привести человека к
духовной и социальной смерти, а иногда – и к физической гибели.
Композиция — поэма композиционно состоит из 26
частей и 2 частей. В одной из них описаны события и условия, в которых оказался
герой, в другой – рассказ самого героя о пережитом.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: У каждого человека есть
духовная потребность в свободе.
Проблема: В условиях несвободы общественные устои и правила
сковывают личность человека, не позволяют раскрыть его потенциал, ведут к
потере смысла жизни.
Если старик-монах сам пришел к
выбору монашеской жизни, то у Мцыри выбора не было. Он не по своей воле с
детства стал узником, и это морально подкосило его.
2.Тема: Конфликт между мечтой и реальностью.
Проблема: Герой не может принять реальность и смириться с той
жизнью, которая ему уготована другими. Он всегда хотел жить иначе и искал
способ исполнить свою мечту-клятву.
3.Тема: Любовь к родной земле и своему народу.
Проблема: Герой стремится достичь своей родины и народа, чтоб
ощутить свое единение с людьми. Представление Мцыри о родине несколько
идеализировано, но это самое настоящее, что он чувствовал в жизни.
4.Тема: Вынужденное одиночество и бессилие.
Проблема: Убежище теряет свою спасительную функцию и
превращается для героя в тюрьму. Монастырская жизнь становится средой,
убивающей все жизнеспособное и человечное. Мцыри одинок в монастыре, хотя он
полон людей.
п.2. Идея и пафос
Судьба Мцыри глубоко трагична,
потому что он почти всю жизнь провел в чуждом ему обществе, вдали от дома,
родственников и своей культуры.
Православные монахи выходили
мальчика и спасли его от смерти, дали кров и пищу, обучили и подготовили к
подвигу чистой монашеской жизни. Однако все это не соответствовало стремлениям
мальчика. Усвоив внешние правила, Мцыри всегда тяготился пребыванием в монастыре
и мечтал о вольной жизни. Он хотел вернуться на родину, обнять близких,
почувствовать тепло понимающей души, познать любовь.
Убежав и прожив три дня на свободе, юноша лучше узнает себя, чувствует в себе силу и мощь, которую мог бы применить с пользой. Его близость с природой, бунтарский дух и желание «жизни сердца» не имеют ничего общего с монашеским смирением. Однако юноша умирает, не достигнув цели, и это лучший исход для него: жизнь в монастыре для него все равно была бы равносильна смерти.
Мцыри — юноша-горец, послушник при храме. Был взят в плен русским генералом в возрасте шести лет и оставлен в православном монастыре на попечение старого монаха. Всегда стремился попасть на родину.
Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок "Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас..." и до "...умру рабом и сиротой..."