22 ноября 2022 года - литература - литература - 8-Г, 8-Д класс

 22 ноября 2022 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

Урок в режиме онлайн

Тема. М.Ю. Лермонтов "Мцыри". Сюжет и композиция поэмы

1. Запись в тетрадях. «Мцыри» — романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды во время Кавказской войны и воспитанном в чужом ему обществе.

2.Теория литературы.

Поэма — лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.

Романтизм — творческий метод, утверждающий единство идеального и материального мира и их противоборство как основы развития событий. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.

Поэма создавалась в 1838—1839 гг., за два года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.

Сохранилось воспоминание Андрея Николаевича Муравьева (1806—1874), писателя, брата декабриста, знакомого Пушкина, Грибоедова, о первом прочтении поэмы «Мцыри» самим поэтом:

«Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его (Лермонтова) вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал егоза письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» — спросил я. «Сядьте и слушайте», — сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала и до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» (послушник по-грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам пришел я в невольный восторг: так живо выхватил он, из ребер Кавказа, одну из его разительных сцен и облек ее в живые образы пред очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я его «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевленном чтении самого поэта».

 Обратите внимание на размеренность и спокойную повествовательную интонацию первых глав.

— Кто является рассказчиком в этих двух первых главах. В них рассказана практически вся история жизни послушника.

 - Кто является рассказчиком в следующих 24 главах? Событиям скольких дней посвящены эти главы? Что является главным для рассказчика: события или чувства, которые вызвало у него ощущение свободы. (Внимание рассказчика сосредоточено на переживаниях, мыслях, ощущениях, рожденных чувством свободы, стремлением к достижению цели.)

— Можем ли мы назвать речь Мцыри монологом? (Третья глава начинается с обращения к исповеднику. Следующие главы — с IV по VIII — реплики диалога. Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы,  которые, как он чувствует, хочет ему задать старец)

— Как меняются интонации поэмы. (Мы видим, что в речи Мцыри много вопросов, в том числе и риторических («... А душу можно ль рассказать?»), что ритм становится постепенно все более неровным (предложения начинаются с середины строки: «Я молод, молод ... Знал ли ты / Разгульной юности мечты? появляется большое количество восклицательных  предложений и предложений, оканчивающихся многоточием. Все это передает взволнованность, мечты и страдания героя.)

3.Особенность композиции поэмы: эпический краткий рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элементом драмы).

           

                                                                           План (записать в тетрадь)

1.Мцыри – вольнолюбивый юноша.

2.Стремление к свободе, любовь к окружающему миру и природе.

3.Чувство одиночества, тоски и разочарования.

4.Трагедия главного героя.

Домашнее задание. Выучить стр.183-207

               

             

 

 

 


Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс