22 ноября 2022 года - литература - литература - 8-Г, 8-Д класс
22 ноября 2022 года - литература - 8-Г, 8-Д класс
Урок в режиме онлайн
Тема. М.Ю. Лермонтов "Мцыри". Сюжет и композиция поэмы
1. Запись в тетрадях. «Мцыри» — романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды во время Кавказской войны и воспитанном в чужом ему обществе.
2.Теория литературы. 
Поэма —
лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым
сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.
Романтизм — творческий метод, утверждающий единство идеального
и материального мира и их противоборство как основы развития событий. Романтизм
утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными
законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.
Поэма
создавалась в 1838—1839 гг., за два года до гибели Лермонтова на дуэли у
подножия горы Машук.
Сохранилось
воспоминание Андрея Николаевича Муравьева (1806—1874), писателя, брата декабриста,
знакомого Пушкина, Грибоедова, о первом прочтении поэмы «Мцыри» самим поэтом:
«Мне случилось
однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его (Лермонтова) вдохновения. В
летний вечер я к нему зашел и застал егоза письменным столом, с пылающим лицом
и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с
тобою?» — спросил я. «Сядьте и слушайте», — сказал он и в ту же минуту, в
порыве восторга, прочел мне, от начала и до конца, всю свою великолепную поэму
«Мцыри» (послушник по-грузински), которая только что вылилась из-под его
вдохновенного пера. Внимая ему, и сам пришел я в невольный восторг: так живо
выхватил он, из ребер Кавказа, одну из его разительных сцен и облек ее в живые
образы пред очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня
столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я его «Мцыри»,
но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевленном чтении самого
поэта».
— Кто является
рассказчиком в этих двух первых главах. В них рассказана практически вся
история жизни послушника. 
 - Кто является рассказчиком в следующих 24
главах? Событиям скольких дней посвящены эти главы? Что является главным для
рассказчика: события или чувства, которые вызвало у него ощущение свободы. (Внимание рассказчика сосредоточено на
переживаниях, мыслях, ощущениях, рожденных чувством свободы, стремлением к
достижению цели.)
— Можем ли мы
назвать речь Мцыри монологом? (Третья
глава начинается с обращения к исповеднику. Следующие главы — с IV по VIII — реплики
диалога. Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы,  которые, как он чувствует, хочет ему задать
старец)
— Как меняются
интонации поэмы. (Мы видим, что в речи
Мцыри много вопросов, в том числе и риторических («... А душу можно ль
рассказать?»), что ритм становится постепенно все более неровным (предложения
начинаются с середины строки: «Я молод, молод ... Знал ли ты / Разгульной
юности мечты? появляется большое количество восклицательных  предложений и предложений, оканчивающихся
многоточием. Все это передает взволнованность, мечты и страдания героя.)
3.Особенность композиции поэмы: эпический краткий
рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя,
часть которого является «скрытым» диалогом (элементом драмы).
           
                                                                          
План (записать в тетрадь)
1.Мцыри –
вольнолюбивый юноша.
2.Стремление к
свободе, любовь к окружающему миру и природе.
3.Чувство
одиночества, тоски и разочарования.
4.Трагедия
главного героя.
Домашнее задание. Выучить стр.183-207