21 ноября 2022 года - русский язык, литература - 10-Б класс

 21 ноября 2022 года - русский язык, литература - 10-Б класс

Консультация по теме

Тема. Фразеологические единицы и их употребление

1. Составление конспекта по теме. 

Фразеологизмы — это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют лексику русского языка.

Узнаем, что такое фразеологизмы как исторически сложившиеся готовые единицы речи, имеющие переносное значение.

Фразеологизмы — единицы лексики

В лексике русского языка существуют не только отдельные слова, обозначающие реалии окружающей нас действительности, но и спаянные словосочетания, которые называют фразеологизмами. Они являются такими же самостоятельными языковыми единицами, как и слова. Фразеологизмы состоят не менее чем из двух слов, которые обозначают нечто единое по смыслу, например:

реветь белугой  — рыдать, громко и безудержно плакать;

брать на буксир — передать свой опыт, умения, знания; подтянуть в учёбе;

задеть за живое — глубоко волновать, заставить переживать, оскорблять самолюбие;

играть в жмурки — обманывать кого-либо, утаивать истинные намерения.

Как видим, значение фразеологизма часто не вытекает из семантики каждого отдельного слова, входящего в его состав. У фразеологизма нет общих признаков со свободным словосочетанием. Всякое словосочетание представляет собой сочетание лексем, в котором они сохраняют свои признаки, тогда как компоненты фразеологизма утрачивают все признаки самостоятельного слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связи и отношения между словами в составе фразеологизма тесные и спаянные. Фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов.

Признаки фразеологизмов

Как самостоятельная лексическая единица языка, фразеологизмы имеют свои отличительные черты:

1. В их составе насчитываются два и более слов, например:

играть на нервах — намеренно раздражать, нервировать кого-либо;

шито белыми нитками — видна поддельность, искусственность чего-либо;

хвататься за соломинку — использовать любое, чаще  сомнительное средство для выхода из трудной ситуации;

семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;

биться как рыба об лёд — бороться с нуждой, бедствовать;

Домашнее задание. Выписать 10 фразеологизмов, объяснить их лексическое значение.

Литература

Урок в режиме онлайн

Русский язык и литература 10Б

https://meet.google.com/sjn-wint-vvd

Тема. Контрольная работа

Задание. Написать контрольную работу на отдельных листах в линию.

Задание. Дать развернутый ответ на поставленные вопросы.

1. Дайте определение литературоведческим понятиям.

Драма - это...то

2. Почему А.Н. Островский считается создателем русского драматического театра?

3. Светлые и темные стороны патриархального уклада жизни в драме А.Н. Островского "Гроза".

4. Гротескное изображение градоначальников в произведении М.Е. Салтыкова_Щедрина "История одного города"


Домашнее задание. Повторить пройденный материал по теме.



Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс