09 ноября 2022 года - русский язык, литература - 9-В класс
09 ноября 2022 года - русский язык, литература -9-В класс
Консультация по теме
Тема. Подготовка к ОГЭ. Рассуждение как тип речи
Добрый день, ребята! Запишите план и конспект урока в тетрадь
ПЛАН:
- Определение
     понятия “Рассуждение”.
 - Составные
     части сочинения-рассуждения.
 
а) вступление (необязательно);
б) формулировка тезиса;
в) изложение доказательства;
г) заключение.
- Виды
     аргументов.
 
а) прямые;
б) косвенные.
Задание. Определить тип речи.
1 текст – описание
Люблю подмосковную осень. Осенью тише становится в лесах. Березки, клены,
осины покрываются разноцветными листьями. Эти листья постепенно опадают и
ложатся на землю.
Осень в Подмосковье необыкновенно хороша в сентябре. Солнце в эту пору еще пригревает землю. Осенние цветы радуют нас своими красками, а осенние деревья еще не сбросили свой прекрасный, но печальный наряд
Текст – описание осени в Подмосковье. Аргументация: в 1 предложении –
отношение к осени (люблю), далее – картина, подтверждающая эту любовь (тише
становиться, разноцветные листья, необыкновенно хороша, радуют нас, прекрасный,
но печальный наряд); средства выразительности (эпитеты, олицетворения,
однородные подлежащие, определения); дается эмоциональная, личная оценка этого
времени года.
2 текст – повествование
В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии
открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение
произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты,
воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон
Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив
опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.
(Г.Леер)
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ 
Текст – повествование. Аргументация: это сообщение о развивающихся
событиях; основное свойство – динамичность, выраженная в глаголах совершенного
вида (сошлись, открылся огонь, бросились врукопашную, фланг бросился и
опрокинул батальон, взял батальон и повел); последовательность событий
подчеркивается не только глаголами, но и специальными словами со значением
времени (в десять часов, затем) и интонацией.
3 текст - рассуждение
Мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как
вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не
платят рублей, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак общности
людей по-прежнему язык.
Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы
поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть –
значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов грамматики, но проникнуть в
изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не
ощущением только, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех
начал, что, приступая к делу и совершая дело и подводя итог, мы осмысляем все
это, словом передавая открытое для себя – другим.
(В.Колесов)
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ 
Текст – рассуждение о значении родного языка в жизни людей. Аргументация:
имеются основные части: тезис (1 предложение), изложение доказательства (только
пользуемся; говорим, как птицы поют; языком владеть – понять не только
ощущением, но и разумом, волей); заключение (итог - последнее предложение); средства
выразительности, передающие мысли и чувства автора по данной проблеме
(эмоционально окрашенные слова – мало внимания, увы, забывают, сравнительные
обороты – как воздух, как вода, как птицы поют, ряды однородных членов –2
абзац, повтор слов “язык”, синтаксический параллелизм – 2 абзац, многочисленные
“тире”).
4 текст – смешанный тип речи: повествование и описание (дается задание
“сильной” группе)
Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день вышел
такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый
вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а
ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы.
Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и
прислонился к палисаднику.
Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы
успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый
по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились
на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы
окружали ее ровной каймой.
(И.С.Тургенев)
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ
Текст – повествование и описание. Аргументация: 1) сначала идет
вступительный рассказ от первого лица, используются глаголы (замешкался,
попадалось, забрел, достиг усадьбы, перешел, пробрался, прислонился к
палисаднику); последовательность действий подчеркивается не только глаголами,
но и интонацией.
2) затем дается описание сада, увиденного рассказчиком; картина становится
яркой благодаря перечисленным субъективным (небольшой сад, как бы успокоенный
серебристыми лучами, благовонный, влажный, заросшая астрами, высокие липы) и
объективным признакам (прямые дорожки, круглая клумба, ровная кайма);
3) кроме того, пространственное описание сочетается с временным, поэтому в
1 абзаце описание (день хороший, тихий, серый, проникнутый вечером)
переплетается с повествованием.
Домашнее задание. Выполнить упражнение 64.
Литература
Консультация по теме.
Тема. А.С. Пушкин "К Чаадаеву"
Составить краткий конспект по предложенному материалу
«К Чаадаеву»
История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано в альманахе “Северная звезда” в 1829 году с искажениями и без согласия автора.
Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “вспрянет ото сна“.
Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.
Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.
Метафоры – “горит ещё желанье“.
Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.
Оксюморон – “тихой славы“.
Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты первого свиданья“.
Обращение – “мой дру“.
Инверсия – “власти роковой“.
История создания
Написано стихотворение в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока ещё видел в нём умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.
Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зелёная лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.
Тема
Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому его следует отнести к гражданской лирике. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нём рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.
Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твёрдая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради процветания России, ради свободы и призывает к тому же других. Он абсолютно убеждён, что в будущем страна станет свободной.
Композиция
Композиционно это произведение подразделяется на три части.
3. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение "К Чаадаееву"