08 декабря 2022 года - русский язык, литература - 9-В класс
08 декабря 2022 года - русский язык, литература - 9-В класс
Русский язык
Урок в режиме онлайн
Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными
1. Записать в тетрадь таблицу.
| 
   Виды
  придаточных предложений  | 
  
   Смысловой
  вопрос, на которые отвечают придаточные предложения  | 
  
   Средства связи
  придаточных предложении с главными  | 
 
| 
   1. Придаточные
  определительные  | 
  
   Отвечают на
  вопрос какой?  | 
  
   Союзные слова который, куда и др.; указательные
  слова; союзы что, словно, как, как
  будто  | 
 
| 
   2. Придаточные
  изъяснительные  | 
  
   Отвечают на
  падежные вопросы что? чего? о чём? и
  др.  | 
  
   Союзы что, чтобы, будто, как и др. или
  союзные слова где, как, сколько, почему
  и др.  | 
 
| 
   3. Придаточные
  обстоятельственные: а) времени и
  места; б) причины,
  следствия, условия, уступки, цели; в) образа действия, меры, степени,
  сравнения  | 
  
   Отвечают на
  вопросы обстоятельства где? куда?
  откуда? и др.  | 
  
   Союзы куда, когда, потому что, так что, чтобы,
  будто, словно и др.; союзные слова как,
  насколько; указательные слова  | 
 
Выделяются три группы сложноподчинённых предложений
с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными по
следующим признакам:
а) смысловому
вопросу, на который отвечает придаточное предложение;
б) средствам
связи придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, указательные
слова).
2. Работа по учебнику - изучение теоретического материала параграфа 22
3. Записать предложения, обратить внимание на постановку знаков препинания.
1) Есть люди, которые через всю
жизнь проносят чувства, приобретённые ими в детстве или юности. (Г. М. Марков)
2) Они сидели в том саду, где
играл оркестр. (К. А. Федин)
4. Прочитать, запомнить.
Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой?. Они относятся к такому члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного, и присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов.
Чтобы выделить
определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.
Девятиклассники читают
теоретический материал на с. 69—70, 72, узнают, что придаточные определительные
могут относиться к местоимениям тот,
каждый, всякий, все, любой, такой, таков в главном предложении и присоединяться
к главному при помощи союзных слов кто,
что, какой, каков, который, чей или союзов что, словно, как, как будто. В этих предложениях придаточное конкретизирует,
наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому
относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в
данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».
5. Домашнее задание. Выучить параграф 22, выполнить упражнение 107.
Литература
Урок в режиме онлайн
Тема. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество
1. Изучение биографии и творчества поэта на стр. 260-270.
2. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос в тетради: "Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова".