05 декабря 2022 года - русский язык - 9-В класс
05 декабря 2022 года - русский язык - 9-В класс
Урок в режиме онлайн
Тема. Нормы русской орфографии
Добрый день, ребята! Сегодня вы повторяете правила орфографии. Предлагаю вам записать в тетрадь эти правила с таблицей. Этот учебный материал изучался вами раннее (в учебнике его нет).
Теоретический
материал
Для
проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное,
родственное по значению, слово, в котором гласный стоит в сильной позиции (ударной),
например:
Посветить
фонарем – свет;
Посвятить
жизнь науке – свято
ВНИМАНИЕ!
В
некоторых корнях происходит чередование гласных, которые проверять «ударением»
нельзя.
Глаголы
совершенного вида нельзя проверять глаголом несовершенного вида: «опоздать»
нельзя проверить словом «опаздывать», а надо «поздно», «поздний».
В
словах старославянского происхождения с безударными неполногласными сочетаниями
ра, ла  (в
русских корнях им соответствуют полногласные сочетания оро, оло) в корне
пишется а: бразды (бороздка), облако (оболочка).
Спишите,
вставляя пропущенные буквы:
Задр…жать-др…жь                              ум…лять-м…лит
Зар…жать-зар…за                               ум…лять-делать
м…лым
Раздр…жать-др…знит                       оз…мь-з…мний
Зап…вать-зап…ть                               оз..мь- о з…млю
Зап…вать-запить                                 сп…ши-сп…шка
 …ведение к концу-прив…дший     сп…ши-сп…шут
Пр…ведение
в замке-в…деть            скр…пя
зубами-скр…п   
Разв…вается
флаг-в…ять                скр…пя
сердце-кр…пкий        
Разв…вается
ребенок-разв…тие    р…скошный-р…скошь
Пок…яние-к…яться.
Корни
с чередующимися гласными.
Морфологическая
группа корней (правописание гласной зависит от
суффикса –а-)
| 
   Корни  | 
  
   Примеры  | 
  
   Исключения  | 
 
| 
   -бер- / -бир- (а) -пер- / -пир- (а) -дер- / -дир- (а) -тер- / -тир- (а) -мер- / -мир- (а) -жег- / -жиг- (а) -чет- / -чит- (а) -стел- / -стил- (а) -блест- /-блист(а) -лож- / -лаг- (а) -скоч- / -скак- (а) 
  | 
  
   Соберу – собирать Запереть – запирать Выдернуть – выдирать Вытереть – вытирать Замереть – замирать Выжег – выжигать Вычет – вычитать Расстелить – расстилать Блестеть – блистать Изложение – излагать Выскочить - скакать  | 
  
   
 
 
 
 
 
 Сочетать, сочетание 
 
 
 Скачок, скачу  | 
 
Фонетическая
группа корней (правописание гласной зависит от
ударения).
| 
   Корни  | 
  
   Правила  | 
  
   Примеры  | 
 
| 
   1)
  -твар- / -твор-      -клан-
  / -клон-      -гар-
  / -гор-  
 
 2)
  -зар- / -зор- (а) 
  | 
  
   Без
  ударения –о- 
 
 Исключение 
 Без
  ударения пишется –а- Под
  ударением, как слышится 
 Исключение:  | 
  
   Творение Наклониться Горение Пригарь, утварь 
 Зарницы 
 Зори, зарево 
 
 Зоревать, зорянка    | 
 
Лексическая
группа корней (правописание корней зависит от значения
слова)
| 
   Корни  | 
  
   Их значение  | 
  
   Примеры  | 
  
   Исключения  | 
 
| 
   1)
  -мак-  
 
     -мок-
   
 
 2)
  -равн-  
 
      -ровн-
   
 
 
 
 
 
 3)
  –плов- 
 
    -плыв- 
   -плав-  | 
  
   «погружать
  в жидкость» 
 «впитывать
  жидкость» 
 «одинаковый,
  равный» 
 «гладкий,
  ровный» 
 
 
 
 
 Только
  в словах 
 Только
  в слове 
 Во
  всех остальных словах  | 
  
   Обмакнуть кисть 
 Ботинки
  промокают 
 Уравнение 
 
 Выровнять дорогу 
 
 
 
 
 Пловец, пловчиха 
 Плывун 
 Поплавок, плавник 
 
  | 
  
   
 
 
 
 
 
 Уровень 
 
 Равнина, равняйсь, равняйтесь,
  равнение (в строю) Запомнить:
  поровну, ровесник 
 
 
  | 
 
В корне  -раст-, -ращ-, -рос- правописание гласной
зависит от 
сочетания согласных в самом корне:
-раст-: вырастить,
-ращ-:выращенный,
-рос-:выросли,
Исключение:
росток,
ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль
Домашнее задание. Выучить правила.