05 декабря 2022 года - русский язык, литература - 10-Б класс

 05 декабря 2022 года - русский язык, литература-10-Б класс

Русский язык

Консультация по теме

Тема. Морфемный анализ слова

Добрый день, ребята! Сегодня вы повторяете правила орфографии. Предлагаю вам записать в тетрадь эти правила с таблицей. Этот учебный материал изучался вами раннее (в учебнике его нет).

1. Теоретический материал

Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное, родственное по значению, слово, в котором гласный стоит в сильной позиции (ударной), например:

Посветить фонарем – свет;

Посвятить жизнь науке – свято

 

ВНИМАНИЕ!

В некоторых корнях происходит чередование гласных, которые проверять «ударением» нельзя.

Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголом несовершенного вида: «опоздать» нельзя проверить словом «опаздывать», а надо «поздно», «поздний».

В словах старославянского происхождения с безударными неполногласными сочетаниями ра, ла  (в русских корнях им соответствуют полногласные сочетания оро, оло) в корне пишется а: бразды (бороздка), облако (оболочка).

Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Задр…жать-др…жь                              ум…лять-м…лит

Зар…жать-зар…за                               ум…лять-делать м…лым

Раздр…жать-др…знит                       оз…мь-з…мний

Зап…вать-зап…ть                               оз..мь- о з…млю

Зап…вать-запить                                 сп…ши-сп…шка

 …ведение к концу-прив…дший     сп…ши-сп…шут

Пр…ведение в замке-в…деть            скр…пя зубами-скр…п  

Разв…вается флаг-в…ять                скр…пя сердце-кр…пкий       

Разв…вается ребенок-разв…тие    р…скошный-р…скошь

Пок…яние-к…яться.

Корни с чередующимися гласными.

Морфологическая группа корней (правописание гласной зависит от суффикса –а-)

Корни

Примеры

Исключения

ер- / -бир- (а)

-пер- / -пир- (а)

ер- / -дир- (а)

ер- / -тир- (а)

ер- / -мир- (а)

ег- / -жиг- (а)

ет- / -чит- (а)

-стел- / -стил- (а)

-блест- /-блист(а)

ож- / -лаг- (а)

-скоч- / -скак- (а)

 

Соберу – собирать

Запереть – запирать

Выдернуть – выдирать

Вытереть – вытирать

Замереть – замирать

Выжег – выжигать

Вычет – вычитать

Расстелить – расстилать

Блестеть – блистать

Изложение – излагать

Выскочить - скакать

 

 

 

 

 

 

Сочетать, сочетание

 

 

 

Скачок, скачу


2. Выполнение морфемного разбора слов подорожник, преподаватель, расстелить.

  • Порядок морфемного разбора слова:
    Выделить Окончание
    Определить Основу
    Выделить Суффикс (суффиксы)
    Определить Приставку (приставки)
    Выделить Корень
    Морфемный разбор слова – это выделение значимых частей слова.
  • 3. Домашнее задание. Выполнить упражнение 81.

  • Литература
  • Урок в режиме онлайн
  • Тема. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Основные темы лирики
  • 1. Изучение творчества поэта по учебнику - стр. 245-261
  • 2. Домашнее задание. Выучить материал по теме.

Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс