01 декабря 2022 года - русский язык, литература - 9-В класс

 01 декабря 2022 года - русский язык, литература - 9-В класс

Русский язык

Урок в режиме онлайн

Тема. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

1. Словарная работа. Выб...рать, заб...ру, кош...лка, ж...лудь, крыж...вник, ч...порный, вз...грать, без...дейный, прим...рить друзей, прим...рять платье, пром...кнуть под дождем, пром...кательная бумага.

2. Изучение теоретического материала.  Работа по учебнику – изучение параграфа 21.

3. Составление конспекта.Указательное слово является второстепенным членом главного предложения и выражает вид придаточной части в сложноподчиненном предложении. В сложноподчинённом предложении подчинительная связь между главной и зависимой частью выражается с помощью союзов и союзных слов. В составе главной части может находиться указательное слово. Чаще всего оно служит для логического выделения следующего за ним слова или словосочетания, которое поясняется придаточным предложением.

 И вот наступил наконец тот момент, которого все долго ждали.

 Указательное слово «тот» концентрирует внимание пишущего на слове «момент»:

 момент (какой?) тот;

момент (какой?), которого все долго ждали.

Местоимение «тот» является полноправным членом главного предложения. Оно выполняет роль определения, а также даёт нам понять, что далее последует придаточное определительное предложение.

 Рассмотрим другое предложение и определим в нём указательное слово.

 В сумерках тени сливались так, что деревья казались великанами.

 Указательное слово «так» отвечает на обстоятельственный вопрос:

 сливались (как?) так.

 Оно выражено местоименным наречием, усиливает значение глагола «сливались». Указательное слово является второстепенным членом предложения обстоятельством. К придаточной части зададим аналогичный вопрос как?

 Итак, указательное слово, которое отвечает на один и тот же вопрос, что и зависимая часть, подсказывает её вид в составе сложноподчиненного предложения.

В качестве указательного слова чаще всего выступают

 местоимения (тот, такой, столько, настолько и пр.);

наречия (там, туда, так, оттуда и пр.).

 На основе проведенных исследований определим признаки указательного слова в сложноподчинённом предложении.

                                 Признаки указательного слова

Логически выделяется в главной части сложноподчинённого предложения;

является полноправным членом предложения;

отвечает на один и тот же вопрос, как и придаточная часть;

чаще всего выражено местоимением или наречием.

4. Домашнее задание. Выучить параграф 21, выполнить упражнение 99.


Литература

Урок в режиме онлайн

Тема. А.С. Пушкин "Евгений Онегин". Онегинская строфа. Лирические отступления

1. Что такое онегинская строфа. Для начала возьмем первую строфу романа - речь Онегина:

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!»

Первое четверостишие данной строфы основано на перекрестной рифмовке - самом простом виде рифмы. Созвучные слова встречаются через строку. Так, мы видим рифму "правил (1 строка) - заставил (3 строка)" и "занемог (2 строка) - не мог (4 строка)".

Следующее четверостишие содержит в себе параллельную рифмовку, то есть созвучные слова встречаются в двух следующих друг за другом строках. А именно "наука (1 строка) - скука (2 строка)" и "ночь (3 строка) - прочь (4 строка)".

В третьем четверостишии встречается более сложный и менее распространенный вид рифмовки - кольцевая, или опоясывающая рифма. То есть созвучные слова содержатся в первой-четвертой строке и во второй-третьей. "Коварство(1) - лекарство(4)" и "забавлять(2) - поправлять(3)".

Далее мы видим двустишье, содержащее в себе простую рифму ("себя-тебя").

Необходимо отметить, что стихотворным размером Онегинской строфы является четырехстопный ямб. Это означает, что в каждой строке ударные слоги - это 2, 4, 6 и 8. Например, "ОнЕ´гин бЫ´л, по мнЕ´нью мнО´гих" или "Мы всЕ´ учИ´лись пО´немнО´гу".

2. Устный ответ на вопрос: "Роль лирических отступлений в романе".

Домашнее задание. Составить конспект по теме.


Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс