31 октября 2022 года - русский язык, литература - 10-Б класс
31 октября 2022 года - русский язык, литература - 10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Изобразительно-выразительные средства языка
Добрый день, ребята! Сегодня вы составите конспект по теме урока, так как материала в учебнике нет.
1. Понятие эпитета. Лингвистическое понятие «эпитет» приведет нас
к художественному слову, к стилю речи, используемому писателями и
поэтами в литературе, к народному творчеству.
Эпитет —
это один из разновидностей тропов, художественных средств речи. Слово
«троп» греческого происхождения и буквально значит «поворот, оборот
речи». Можно сказать, что троп — это форма поэтического мышления. Слово
используется не традиционно, а с неожиданной стороны, которую смог
заметить художник слова. Такое переосмысление слов создает художественный
яркий образ, для чего служат эпитеты в русском языке.
Определение
Эпитет — это художественное определение,
образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека,
предмет, события.
Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное»)
— определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту
произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но
также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья
шум»), числительным («вторая жизнь»).
Прилагательные в роли эпитетов
В русском языке чаще всего в роли эпитетов
выступают прилагательные. В народном творчестве за эпитетами сохранилось
эмоционально-оценочное значение, благодаря чему они превратились в своеобразные,
легко узнаваемые поэтические штампы.
Примеры эпитетов-прилагательных в русском
языке
белые рученьки;
красна девица;
добрый молодец;
ясный месяц;
зорька алая;
буйная головушка;
горькая доля;
трескучий мороз;
чисто поле;
добрый конь.
2. Сравнение. Практическое использование сравнений в устном публичном
выступлении.
Сравнение — стилистическая фигура речи
Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном
сопоставлении
двух предметов или состояний.  Между некоторыми предметами и
явлениями действительности можно установить уравнительные отношения,
что является сложной задачей для писателя. Но в этой необычности и
заключается вся сила сравнения как стилистического приема в художественной
речи. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, такой оттенок
смысла, какой намерен придать ему писатель.
Примеры сравнений из художественной литературы. С помощью сравнения
в литературе писатель раскрывает образ героя более ярко и полно. Читаем
у классика русской литературы А.С. Пушкина:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, печаль минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
Сравнения широко  применяются в описании природы:
Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат струи. (Ф. Тютчев)
Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастерски построил стихотворение
«Голос в телефоне» на сравнении, чтобы ярко и образно создать настроение
этого произведения, более полно донести до читателя свою поэтическую
мысль.
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Яркие, выразительные сравнения придают художественной речи особую
поэтичность. Однако некоторые сравнения в результате частого употребления
приобрели определённую устойчивость и воспроизводимость, то есть
превратились во фразеологизмы:
храбрый как лев;
трусливый как заяц;
голодный как волк;
красив как бог;
преданный как собака;
умер как герой;
хитрый как лиса;
крепок как дуб;
легкий как пёрышко;
мокрый как мышь;
красный как рак и т.д.
3. Домашнее задание. Выписать в тетрадь определения понятий: олицетворение, метафора, привести примеры.
Литература
Консультация по теме
Тема. Кульминация и развязка трагедии. Жертвы "темного" царства
Добрый день, ребята! На каждом уроке предлагаю вам составлять конспект по предлагаемому материалу, но в ваших тетрадях не все учащиеся выполняют задания в полном объеме. Прошу обратить внимание на более добросовестное отношение к уроку литература.
Тёмное царство в пьесе «Гроза» — это образ жизни мещанства и купечества России 19 века. В этом обществе главенствующие позиции занимают зажиточные и наглые купцы. Весь мир, в котором находятся вымышленные жители города Калинова, пропитан ложью и жестокостью, а власть принадлежит деспотам и обманщикам. Бедные люди настолько привыкли подчиняться богатым, что это стало уже для них нормой жизни.