24 октября 2022 года - русский язык - 8-Г,8-Д класс

 24 октября 2022 года - русский язык -8-Г, 8-Д класс

Урок в режиме онлайн

Русский язык и литература 8ГД

https://meet.google.com/oie-fcnm-yoi

Тема. Развитие речи. Средства связи в тексте

Добрый день, ребята! Сегодня вы составите конспект по предложенной теме, так как этого материала в учебнике нет.

Текст — самая большая синтаксическая единица речи. Он состоит из предложений. Однако не всякий набор предложений можно считать текстом. Предложения должны быть объединены по смыслу и грамматической связью. Как она осуществляется? Средства связи предложений в тексте определяются типом речи (повествование, описание или рассуждение), стилем (разговорный, книжные). Способы и средства связи изучаются в 6 классе.

Способы связи предложений в тексте

Предложения в тексте могут быть связаны цепной или параллельной связью.

Параллельная связь характерна для текстов-описаний. При этом способе связи предложения в тексте объединены темой, которая, как правило, обозначена в первом предложении. Все остальные предложения раскрывают эту тему, детализируют её и по смыслу и грамматически связаны с первым предложением. Обычно второе и последующие предложения содержат слова, напрямую к теме относящиеся.

Например, описание лесной прогулки обязательно начнётся с упоминания леса или его синонимов (чаща, заросли, березняк и пр.). В каждом из следующих высказываний непременно встретятся слова, относящиеся к лесной тематике. Примеры: деревья, стволы, тропинка, хвоя, кусты и т. д.

Слова из одной сферы делают текст единым целым, даже если предложения больше ничем не связаны.

Последовательная (цепная) связь — это оптимальный способ связи для рассуждения или рассказа. Второе предложение связывается с первым, третье — со вторым и т.д., образуя что-то вроде звеньев цепи.

Средства связи предложений в тексте

Способов и средств связи в русском языке множество. Способы могут быть лексическими, морфологическими, синтаксическими.

Лексические способы включают в себя следующие языковые средства связи предложений в тексте:

  • Повтор слова. Мальчик взглянул на рыцаря.

Рыцарь обернулся.

  • Однокоренные слова. Меня звали обедать к соседям. Но, когда я вошёл в зал, за обеденным столом сидел только хозяин.
  • Синонимы и антонимы. Много добрых слов услышал Аким. Ласковые приветствия, душевные пожелания сыпались со всех сторон. Днём было хорошо, даже весело. Только по ночам становилось страшно.
  • Перифраз (описательный оборот). Понятное всем выражение, которым обозначают явление. Я приехал в Петербург утром. Гуляя по городу на Неве, я заметил множество львов. “Как? — скажете вы. — Львы в городе?!” Конечно, это были скульптурные изображения царя зверей.

Морфологические (грамматические) средства:

  • Местоимения. От сестры пришло письмо. Она волновалась за меня. Это было приятно.
  • Союзы (сочинительные). Обычно они стоят между частями ССП, но могут соединять и предложения в тексте. День за днём идёт, мелькая. А царевна молодая всё в лесу.
  • Наречия. Ребята вошли в пещеру. Здесь было сыро.
  • Частицы. Я успокоился. Только какая-то грусть точила душу.
  • Единая видовременная форма глаголов. Меж холмов река вьётся. Ребятня у берега плещется. На лугу стадо пасётся.

Синтаксические средства:

  • Эллипсис, другие виды неполных предложений. Сегодня запланирована прогулка по городу. В среду — поездка в Суздаль.
  • Синтаксический параллелизм. На закате легче прощаться. На рассвете хорошо встречаться.

Предложения в тексте связаны разными способами. Для тренировки определите связь предложений в любом тексте, понаблюдайте за тем, как они связываются, назовите средства связи.

Домашнее задание. Выполнить упражнение 25 (на повторение)















Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс