24 октября 2022 года - русский язык, литература -10-Б класс
24 октября 2022 года - русский язык, литература -10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме. Русская лексика с точки зрения ее происхождения
Добрый день, ребята! Вы уже заметили, что мы с вами изучаем темы, которых в учебнике нет, поэтому вам необходимо будет конспектировать материал в тетрадь.
Активная и пассивная лексика русского
литературного языка
Словарь языка имеет в своем составе активную лексику, т. е. слова, которыми пользуются в данный период времени все говорящие или какая-то часть населения, и пассивную лексику, т. е. слова, которыми люди либо перестают, либо только начинают пользоваться. Пассивная лексика делится на две группы: устаревшие слова и новые слова.
Устаревшие слова
Слова уходят из языка по разным
причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то
явление, предмет. Например, в конце ХIХ — начале XX
в.,
до появления трамвая, существовала городская железная дорога с конной тягой.
Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая, а затем и других видов транспорта
потребность в конной тяге исчезла, и слово конка
устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами.
Другие слова забываются, если для
называния того предмета, признака, действия появляются новые слова. Например, в
древнерусском языке было слово тук —
«жир». Со временем в этом значении стало употребляться слово жир, первоначально обозначавшее «корм, пища»,
а слово тук перестало употребляться.
Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют
архаизмами.
Помимо слов устаревали отдельные
значения многозначных слов. Так, слово карта
имеет пять значений, и два из них устаревшие: 1) «листок с перечнем кушаний и
напитков в ресторане» (сейчас этот листок называется меню); 2) «почтовая открытка».
У историзмов в современном русском языке
нет синонимов, а у архаизмов есть; например, сейчас мы говорим глаз, а в древнерусском языке в этом
значении употреблялось слово око.
Устаревая, одни слова не оставляют в
языке следа, другие сохраняются либо в виде непроизводных основ в словах
(например, вервь в слове веревка; руг — «насмешка» в слове ругать;
говядо — «скот» в слове говядина; худог — «искусный» в слове художник),
либо в виде самостоятельных слов в составе фразеологических оборотов, например:
сокол — «старинное стенобитное
орудие» во фразеологизме гол как сокол;
зга — «дорога» — ни зги не видно; кол —
«небольшой участок земли» — ни кола, ни двора.
Иногда устаревшие слова начинают жить
новой жизнью, приобретая новое лексическое значение. Например, новая жизнь у
некоторых из слов, обозначающих воинские звания, началась тогда, когда были введены
новые воинские звания в Красной Армии. Устаревшие слова солдат, ефрейтор, лейтенант, капитан, майор, полковник, генерал,
адмирал и др. приобрели новое значение и стали общеупотребительными
словами. В 1946 г. обрели новую жизнь ранее устаревшие слова министр,
министерство в связи с изменением названия правительства СССР (Совет Народных
Комиссаров был преобразован в Совет Министров СССР).
Устаревшие слова, наиболее употребительные
в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое). Из слов,
встречающихся в памятниках письменности прошлого, ученые составляют исторические
словари, например, сейчас начал выходить «Словарь русского языка ХI—ХVII веков» под ред. С. Г. Бархударова.
Неологизмы
Новые слова (неологизмы) появляются в
языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков,
действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются
многие синонимы; например, в ряду гостиница,
отель, номера появилось слово мотель
— «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).
У имеющихся слов нередко появляются
новые значения, например, у слова окно
— «вынужденный перерыв в чем-либо», у слова комета
— «небольшое пассажирское судно на подводных крыльях», у слова морж — «любитель зимнего купания».
Неологизмы возникают в языке тремя
путями. Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью разных
способов словопроизводства (например, сложением: кровезаменитель — «вещество, препарат, заменяющий кровь»,
суффиксацией: оформительство —
«искусство декоративного оформления, работа по декоративному оформлению»,
префиксацией: отреагировать и т.п.).
Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков (например, палантин — «шарф увеличенных размеров», дизайнер — «художник-конструктор,
специалист по художественному проектированию предметов, производимых
промышленностью» и т. п.). В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся
в языке слов превращаются в самостоятельные слова-омонимы (например, ключ (у замка) и ключ (родник) и т. п.).
Неологизмы обычно являются плодом
творчества всего народа языкотворца, но известны новые слова, введенные в
оборот конкретными людьми — писателями, учеными, общественными деятелями. Так,
слова атмосфера, притяжение впервые
употребил М. В. Ломоносов; человечность,
промышленность — Н. М. Карамзин; слово стушеваться
— Ф. М. Достоевский.
Более всего неологизмов появляется в
периоды существенных исторических изменений в обществе. Так, в начале ХVIII в. петровские реформы в России открыли путь множеству
новых слов в административной, военной, научной и культурной областях.
Великой Октябрьской социалистической
революцией рождено много новых слов общественно-политического значения,
например: комсомолец, воскресник,
пятилетка, ударник, изба-читальня, здравница, октябренок, субботник, колхоз,
соревнование.
Возникают неологизмы и в языке
писателей, которые всегда ищут новых, свежих слов для выражения существующих
понятий. Такие неологизмы называют авторскими в отличие от неологизмов языка,
которые называют языковыми. Лишь немногие из авторских неологизмов становятся общеупотребительными.
Большинство из них остаются «вечными» неологизмами, понятными и употребительными
лишь в данном контексте. Авторские неологизмы выполняют в том или ином произведении
индивидуально-стилистические задачи. Много авторских неологизмов создал В. Маяковский,
например: громадье, тысячелистая
(книга), разгромоздиться, разэлектричить.
Появившись в речи, неологизмы носят
отпечаток необычности, новизны. Потребность в назывании словом нового предмета
(признака, действия) заставляет все чаще употреблять тот или иной неологизм, и
он, теряя впечатление новизны, становится общеупотребительным словом. Так,
относительно новые слова прилуниться,
приводниться, луноход, луннник пока воспринимаются как неологизмы, но они
уже прочно входят в наш повседневный обиход.
Специальных словарей неологизмов нет.
Новые слова попадают в толковые словари, уже став общеупотребительными. В 1971
г. вышла книга «Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы
и литературы 60-х годов» под ред. Н. З. Котеловой и Ю. С. Сорокина (2-е изд. —
М., 1973). В ней содержится 3500 новых слов, выражений и значений слов, активно
употребляющихся в газетах, журналах, новейших художественных произведениях.
В 1984 г. вышла вторая книга — «Новые
слова и значения. Словарь- справочник по материалам прессы и литературы 70-х
годов» под ред. Н. З. Котеловой. Она включает в себя около 5500 новых слов.
Домашнее задание. Заполнить таблицу с примерами. Пример таблицы:
| 
   Активный словарь  | 
  
   Пассивный словарь  | 
 
| 
   Общеупотребительные
  слова: дорога, небо, ветер, солнце,
  луна, дерево, цветок, облако  | 
  
   Историзмы:
  вече, опричник, армяк, стрельцы  | 
 
| 
   Архаизмы:
  брадобрей, очи, одр, ланиты  | 
 |
| 
   Неологизмы:
  брокер, маклер, компьютер, менеджер  | 
 
Литература
Тема. А.Н. Осторовский "Гроза". История создания, драматургический конфликт
Урок в режиме онлайн
Русский язык и литература 10Б
https://meet.google.com/sjn-wint-vvd
Добрый день, ребята! Сегодня вам предлагаю составить конспект по теме в тетрадь.
Александр
Николаевич Островский был одним из крупнейших культурных деятелей XIX столетия.
Его творчество навсегда останется в истории литературы, а вклад в развитие
русского театра сложно переоценить. Писатель внёс некоторые изменения в
постановки пьес: внимание не должно было больше акцентироваться лишь на одном
герое; вводится четвёртая сцена, отделяющая зрителей от актёров, чтобы подчеркнуть
условность происходящего; изображаются обычные люди и стандартные житейские
ситуации. Последнее положение наиболее точно отражало суть реалистического
метода, которого придерживался Островский. Его литературное творчество началось
в середине 1840-х годов. Были написаны «Свои люди – сочтёмся», «Семейные
картины», «Бедность не порок» и другие пьесы. У драмы «Гроза» история создания
не сводится лишь к работе над текстом и прописыванию разговоров между
персонажами.
История
создания пьесы «Гроза» Островского берет своё начало летом 1859 года, а
заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября. Известно, что
этому предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства
была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов
коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Прототипами
города Калинова были множество приволжских городков, одновременно похожих друг
на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь, Торжок, Осташково и многие
другие. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте
русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей
позже были созданы персонажи «Грозы».
Долгое время существовала гипотеза, что сюжет «Грозы» был полностью
позаимствован из реальной жизни. В 1859 году, а именно в это время была
написана пьеса, жительница Костромы ранним утром ушла из дома, а позже её тело
обнаружили в Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова. во время следствия
высинилось, что обстановка в семье Клыковых была достаточно напряжённой.
Свекровь постоянно издевалась над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог
повлиять на ситуацию. Катализатором такого исхода событий стали любовные
отношения между Александрой и почтовому служащему.
Это
предположение сильно укоренилось в сознании людей. Наверняка в современном мире
в то месте уже были бы проложены туристические маршруты. В Костроме «Грозу»
издавали отдельной книгой, при постановке актёры старались походить на
Клыковых, а местные жители даже показывали место, откуда якобы сбросилась
Александра-Катерина. Костромской краевед Виноградов, на которого ссылается
известный исследователь литературы С. Ю. Лебедев, нашёл в тексте пьесы и в
«костромском деле» множество буквальных совпадений. И Александру, и Катерину
рано отдали замуж. Александре едва исполнилось 16 лет. Катерине было 19. Обеим
девушкам приходилось терпеть недовольство и деспотизм со стороны свекровей.
Александре Клыковой приходилось делать всю чёрную работу по дому. Ни в семье
Клыковых, ни в семье Кабановых не было детей. На этом ряд «совпадений не
заканчивается».
Следствию было известно, что у Александры были отношения с другим
человеком, работником почты. В пьесе «Гроза» Катерина влюбляется в Бориса.
Именно поэтому долгое время считалось, что «Гроза» – не более чем отражённый в
пьесе случай из жизни.
Однако в
начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря
сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме произошёл в ноябре, а месяцем
ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель
никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности.
Но творческая история «Грозы» от этого не становится менее интересной. Можно
предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать как
сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени. Вполне возможно, что
Александру, как и Катерину, мучила та духота, о которой говорится в пьесе.
Изживающие себя старые порядки и абсолютная косность и беспросветность
сложившейся ситуации. Однако не стоит полностью соотносить Александру с
Катериной. Вполне возможно, что в случае с Клыковой причинами гибели девушки
были лишь бытовые трудности, а не глубинный личностный конфликт, как у Катерины
Кабановой.
Наиболее
реальным прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну
Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль. У Островского, как и у
Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему
развитию отношений драматурга и актрисы. Косицкая была родом с Поволжья, но в
16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам
биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой. К тому
же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям. В одном из
эпизодов Катерина произносит следующие слова: 
«… До смерти
я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и
время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день
из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и
вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».
История
создания пьесы «Гроза» Островского по-своему занимательна: есть и легенды, и
личная драма. Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого
театра
Домашнее задание. Прочитать драму "Гроза", выучить стр.183-185.