18 октября 2022 года - литература -9-В класс
18 октября 2022 года - литература -9-В класс
Консультация по теме
Тема. А.С. Грибоедов "Горе от ума". Чацкий в системе образов.
1. Запись в тетрадь. Композиция комедии.
1) Правило «трех единств»:
— единство времени (1 день);
— единство места (дом Фамусова);
— единство действия (нет, в пьесе уже не
один конфликт).
Автор касается множества серьезных
вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о
крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости
человеческой личности, о признании человека, о долге, о задачах и путях
просвещения и воспитания и т. д.
2) В комедии соблюдается композиционный
принцип: 4 действия, в 3-м — кульминация, в 4-м — развязка.
3) Наличие любовного треугольника.
4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).
5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу:
Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлестова, Скалозуб, Хрюмины).
Представьте себе дом богатого
московского барина первой половины ХIХ в. Мы входим в гостиную.
1) Чтение 1-го и 2-го явлений I действия.
— Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя. Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей. Что за человек Фамусов. Как он относится к окружающим.
2) Чтение 7-го явления.
Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза? Как встречает его Софья? Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной? Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?
Вывод. Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и
отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и
социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший».
Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I
действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена
мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
Домашнее задание: дочитать пьесу; начать составление таблицы (выписать цитаты).
| 
   | 
  
   Чацкий  | 
  
   Фамусов,
  фамусовское общество  | 
 
| 
   1.
  Отношение к народу, крепостному праву  | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   2.
  Отношение к идеалам  | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   3.
  Отношение к просвещению  | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   4.
  Отношение к службе  | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   5.
  Отношение к иностранному  | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   6.
  Отношение к богатству и чинам  | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   7.
  Отношение к любви, браку, семейному счастью  | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   8.
  Понимание слова «ум»  | 
  
   | 
  
   |