18 октября 2022 года - литература -9-В класс

 18 октября 2022 года - литература -9-В класс

Консультация по теме

Тема. А.С. Грибоедов "Горе от ума". Чацкий в системе образов.

1. Запись в тетрадь. Композиция комедии.

1) Правило «трех единств»:

— единство времени (1 день);

— единство места (дом Фамусова);

— единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).

Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о признании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д.

2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в 3-м — кульминация, в 4-м — развязка.

3) Наличие любовного треугольника.

4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).

5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлестова, Скалозуб, Хрюмины).

  Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины ХIХ в. Мы входим в гостиную.

1) Чтение  1-го и 2-го явлений I действия.

— Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя. Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей. Что за человек Фамусов. Как он относится к окружающим.

2) Чтение 7-го явления.

Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза?  Как встречает его Софья? Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?  Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

Вывод. Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

Домашнее задание: дочитать пьесу; начать составление таблицы (выписать цитаты).

 

 

Чацкий

Фамусов, фамусовское общество

1. Отношение к народу, крепостному праву

 

 

2. Отношение к идеалам

 

 

3. Отношение к просвещению

 

 

4. Отношение к службе

 

 

5. Отношение к иностранному

 

 

6. Отношение к богатству и чинам

 

 

7. Отношение к любви, браку, семейному счастью

 

 

8. Понимание слова «ум»

 

 

 

 

 

 

 


Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс