14 октября 2022 года - русский язык, литература -10-Б класс
14 октября 2022 года - русский язык, литература-10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Фонетический разбор
Добрый день, ребята! Ознакомьтесь с правилами перед началом выполнения заданий. При необходимости законспектируйте в тетрадь.
Транскрипция (в языкознании) —
совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а
также соответствующая запись.
Непарные звуки
Твердые непарные согласные: ж, ш, ц.
Мягкие непарные согласные: ч, щ, й.
Непарные звонкие согласные: л, м, н, р, й.
Непарные глухие согласные: х, ц, ч, щ.
Буквы, обозначающие два звука 
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если:
• стоят в начале слова (яма — [й’ама]);
• после гласного (поел — [пай’эл]);
• после разделительного ь и ъ
(пью — [п’й’у]).
                           Правила произношения гласных звуков
| 
   Буква  | 
  
   В первом предударном слоге  | 
  
   В остальных предударных слогах  | 
  
   Гласный под ударением  | 
  
   В заударных слогах  | 
 |||
| 
   после твердого согласного  | 
  
   после мягкого согласного  | 
  
   после твердого согласного  | 
  
   после мягкого согласного  | 
  
   после твердого согласного  | 
  
   после мягкого согласного  | 
 ||
| 
   а,
  я о,
  ё э,
  е и ы у,
  ю  | 
  
   [а] [а] — — [ы] [у]  | 
  
   [иэ] [иэ] [иэ] [и] —
   [‘у]  | 
  
   [ъ] [ъ] — — [ы] [у]  | 
  
   [ь] [ь] [ь] [и] — [‘у]  | 
  
   [а] [о] [э] [и] [ы] [у]  | 
  
   [ъ] [ъ] — — [ы] [у]  | 
  
   [ь] [ь] [ь] [и] — [‘у]  | 
 
                          Правила произношения согласных звуков
| 
   Особенности произношения согласных звуков  | 
  
   Примеры  | 
 
| 
   1.
  Взрывной звук [г] на конце слов оглушается (на его месте произносится [к]);
  произношение щелевого допускается в словах: Бога, Господи, благо, богатый  | 
  
   [б’иэгу]
  — [б’к]; [другу] — [друк] но:
  [боγъ]; [γоспъд’и]; [блаγъ]; [баγатый’]  | 
 
| 
   2.
  Звонкие согласные, кроме [р], [л], [н], [м] на конце слов и перед глухими
  согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими, кроме [р], [л],
  [н], [м], [й], [в], озвончаются  | 
  
   [дубы]
  — [дуп]; [труба] — [трубкъ]; [кас’ит’] — [каз’ба], но:
  [в’иэрт’эт’]
  — [в’этры]  | 
 
| 
   3.
  Все согласные, кроме [ж], [ш], [ц] — всегда твердых, — перед гласными [э],
  [и] становятся мягкими. Но в некоторых словах иноязычного происхождения
  согласные перед [э] остаются твердыми  | 
  
   [акно]
  — [вакн’э]; [б’иэда] — [б’иэд’э]  но:
  [кашнэ]; [атэл’]; [рек’ьт]  | 
 
| 
   4.
  Перед мягкими согласными твердые также становятся мягкими, однако здесь
  возможны и колебания  | 
  
   [хвост’т’ик],
  [пон’ч’ик], [в’й’ун],  но:
  [сй’эс’т’] и [с’й’эс’т’], [выч’исл’ат’] и [выч’ис’л’ат’]  | 
 
| 
   5.
  На месте чн непоследовательно произносится
  [шн], [ч’н]  | 
  
   [скушнъ],
  [кан’эшнъ], [дач’ный’], [в’эч’ный’], но:
  [малошный] и [малоч’ный’]  | 
 
| 
   6.
  На стыке морфем согласные [з] и [ж], [з] и [ш], [с] и [ш], [с] и [ж], [з] и
  [ч’] произносятся как долгие шипящие звуки  | 
  
   изжить [ижжыт’], расшиб [рашшып], сжать
  [жжат’], из шума [ишшумъ], резчик [р’эщ’щ’ик], писчая [п’ищ’щ’ъй’ь]  | 
 
| 
   7.
  На месте чт в словах что, чтобы, ничто произносится [шт]  | 
  
   [што],
  [штобы], [н’ишто]; ср. нечто
  [н’эч’тъ]   | 
 
                                    Основные фонетические мены
| 
   Чередующиеся
  звуки  | 
  
   Примеры  | 
 
| 
   [о//а//ъ]  | 
  
   [воды] — [вада] — [въд’иэной’]  | 
 
| 
   [а//а//ъ]  | 
  
   [травы] — [трава] — [тръв’иэной’]  | 
 
| 
   [‘о//иэ//ь]  | 
  
   [н’ос] — [н’иэсу]
  — [н’ьсуны]  | 
 
| 
   [‘а//иэ//ь]  | 
  
   [п’ат’] — [п’иэт’и]
  — [п’ьт’ид’иэс’атый’]  | 
 
| 
   [‘э//иэ//ь]  | 
  
   [с’эм’] — [с’иэм’и]
  — [с’ьм’ид’иэс’атый’]   | 
 
| 
   глухой//звонкий: [г//к] и др.  | 
  
   [нага] — [нок]  | 
 
| 
   твердый//мягкий: [л//л’] и т. д.  | 
  
   [б’элым] — [б’иэл’эт’]  | 
 
2. Запись в тетрадь. Образец фонетического разбора слова
Стихотворцы
—
[ст’ихатворцы] — сти-хо-твор-цы (4 слога). 
с [с] —
согласный, глухой парный, твердый парный
т [т’] —
согласный, глухой парный, мягкий парный
и [и] — гласный,
безударный
х [х] —
согласный, глухой непарный, твёрдый парный
о [а] — гласный,
безударный
т [т] — согласный,
глухой парный, твердый парный
в [] — согласный,
звонкий парный, твердый парный
о [] — гласный,
ударный
р [] — согласный,
звонкий непарный, твердый непарный
ц [] — согласный,
глухой непарный, твердый непарный
ы [] — гласный,
безударный
11 букв, 11 звуков.
3. Домашнее задание. Выполнить фонетический разбор слова счастливый.
Литература
Урок в режиме онлайн по теме
Тема. Развитие речи. Решение проблемного вопроса: "Жизнь на Выборгской стороне - воплощенная мечта Обломова?" Что такое "обломовщина"
1. В тетрадях по литературе ответить на поставленный вопрос: "Жизнь на Выборгской стороне: воплощенная мечта Обломова?"
2. Составить конспект по теме: "Что такое "обломовщина"?
Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова
В романе
Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который
умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во
многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная
обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и
легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический,
прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его
все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и
печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в
готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в
зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич
«бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение
брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться
вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное
чудо.
Сказочный,
волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью
и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской
Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и
спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме,
боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не
понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для
Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие
люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем,
он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно
из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и
отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей
заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в
нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных
сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что
сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в
«зоне комфорта».
Заключение
Понятие
«обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная
характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в
качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления –
архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По
словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может
быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но
которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот
необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова
Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного
человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к
полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.
Домашнее задание. Выучить стр.154-155.