14 октября 2022 года - русский язык, литература -10-Б класс

 14 октября 2022 года - русский язык, литература-10-Б класс

Русский язык

Консультация по теме

Тема. Фонетический разбор

Добрый день, ребята! Ознакомьтесь с правилами перед началом выполнения заданий. При необходимости законспектируйте в тетрадь.

Транскрипция (в языкознании) — совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а также соответствующая запись.

 

Непарные звуки

Твердые непарные согласные: ж, ш, ц.

Мягкие непарные согласные: ч, щ, й.

Непарные звонкие согласные: л, м, н, р, й.

Непарные глухие согласные: х, ц, ч, щ.

 

Буквы, обозначающие два звука

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если:

• стоят в начале слова (яма — [й’ама]);

• после гласного (поел — [пай’эл]);

• после разделительного ь и ъ (пью — [п’й’у]).

 

                           Правила произношения гласных звуков

 

Буква

В первом предударном слоге

В остальных предударных слогах

Гласный под ударением

В заударных слогах

после твердого согласного

после мягкого согласного

после твердого согласного

после мягкого согласного

после твердого согласного

после мягкого согласного

а, я

о, ё

э, е

и

ы

у, ю

]

]

]

]

э]

э]

э]

]

[‘у]

]

]

]

]

]

]

]

]

[‘у]

]

]

]

]

]

]

]

]

]

]

]

]

]

]

[‘у]

 

                          Правила произношения согласных звуков

 

Особенности произношения

согласных звуков

Примеры

1. Взрывной звук [г] на конце слов оглушается (на его месте произносится [к]); произношение щелевого допускается в словах: Бога, Господи, благо, богатый

[б’иэгу] — [б’к]; [другу] — [друк]

но: [боγъ]; [γоспъд’и]; [блаγъ]; [баγатый’]

2. Звонкие согласные, кроме [р], [л], [н], [м] на конце слов и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими, кроме [р], [л], [н], [м], [й], [в], озвончаются

[дубы] — [дуп]; [труба] — [трубкъ]; [кас’ит’] — [каз’ба],

но: [в’иэрт’эт’] — [в’этры]

3. Все согласные, кроме [ж], [ш], [ц] — всегда твердых, — перед гласными [э], [и] становятся мягкими. Но в некоторых словах иноязычного происхождения согласные перед [э] остаются твердыми

[акно] — [вакн’э]; [б’иэда] — [б’иэд’э]

но: [кашнэ]; [атэл’]; [рек’ьт]

4. Перед мягкими согласными твердые также становятся мягкими, однако здесь возможны и колебания

[хвост’т’ик], [пон’ч’ик], [в’й’ун],

но: [сй’эс’т’] и [с’й’эс’т’], [выч’исл’ат’] и [выч’ис’л’ат’]

5. На месте чн непоследовательно произносится [шн], [ч’н]

[скушнъ], [кан’эшнъ], [дач’ный’], [в’эч’ный’],

но: [малошный] и [малоч’ный’]

 

6. На стыке морфем согласные [з] и [ж], [з] и [ш], [с] и [ш], [с] и [ж], [з] и [ч’] произносятся как долгие шипящие звуки

изжить [ижжыт’], расшиб [рашшып], сжать [жжат’], из шума [ишшумъ], резчик [р’эщ’щ’ик], писчая [п’ищ’щ’ъй’ь]

 

7. На месте чт в словах что, чтобы, ничто произносится [шт]

[што], [штобы], [н’ишто]; ср. нечто [н’эч’тъ]

 

                                    Основные фонетические мены

 

Чередующиеся звуки

Примеры

[о//а//ъ]

[воды] — [вада] — [въд’иэной’]

[а//а//ъ]

[травы] — [трава] — [тръв’иэной’]

[о//иэ//ь]

[н’ос] — [н’иэсу] — [н’ьсуны]

[‘а//иэ//ь]

[п’ат’] — [п’иэт’и] [п’ьт’ид’иэс’атый’]

[э//иэ//ь]

[с’эм’] — [с’иэм’и] — [с’ьм’ид’иэс’атый’]

глухой//звонкий: [г//к] и др.

[нага] [нок]

твердый//мягкий: [л//л’] и т. д.

[б’элым] — [б’иэл’эт’]

 

2. Запись в тетрадь. Образец фонетического разбора слова

Стихотворцы — [ст’ихатворцы] — сти-хо-твор-цы (4 слога).

с [с] — согласный, глухой парный, твердый парный

т [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

и [и] — гласный, безударный

х [х] — согласный, глухой непарный, твёрдый парный

о [а] — гласный, безударный

т [т] — согласный, глухой парный, твердый парный

в [] — согласный, звонкий парный, твердый парный

о [] — гласный, ударный

р [] — согласный, звонкий непарный, твердый непарный

ц [] — согласный, глухой непарный, твердый непарный

ы [] — гласный, безударный

11 букв, 11 звуков.

3. Домашнее задание. Выполнить фонетический разбор слова счастливый.


Литература

Урок в режиме онлайн по теме

Тема. Развитие речи. Решение проблемного вопроса: "Жизнь на Выборгской стороне - воплощенная мечта Обломова?" Что такое "обломовщина"

1. В тетрадях по литературе ответить на поставленный вопрос: "Жизнь на Выборгской стороне: воплощенная мечта Обломова?"

2. Составить конспект по теме: "Что такое "обломовщина"?

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Домашнее задание. Выучить стр.154-155.

 




Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс