14 октября 2022 года - русский язык, литература -10-Б класс
14 октября 2022 года - русский язык, литература-10-Б класс
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Фонетический разбор
Добрый день, ребята! Ознакомьтесь с правилами перед началом выполнения заданий. При необходимости законспектируйте в тетрадь.
Транскрипция (в языкознании) —
совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а
также соответствующая запись.
Непарные звуки
Твердые непарные согласные: ж, ш, ц.
Мягкие непарные согласные: ч, щ, й.
Непарные звонкие согласные: л, м, н, р, й.
Непарные глухие согласные: х, ц, ч, щ.
Буквы, обозначающие два звука
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если:
• стоят в начале слова (яма — [й’ама]);
• после гласного (поел — [пай’эл]);
• после разделительного ь и ъ
(пью — [п’й’у]).
Правила произношения гласных звуков
Буква |
В первом предударном слоге |
В остальных предударных слогах |
Гласный под ударением |
В заударных слогах |
|||
после твердого согласного |
после мягкого согласного |
после твердого согласного |
после мягкого согласного |
после твердого согласного |
после мягкого согласного |
||
а,
я о,
ё э,
е и ы у,
ю |
[а] [а] — — [ы] [у] |
[иэ] [иэ] [иэ] [и] —
[‘у] |
[ъ] [ъ] — — [ы] [у] |
[ь] [ь] [ь] [и] — [‘у] |
[а] [о] [э] [и] [ы] [у] |
[ъ] [ъ] — — [ы] [у] |
[ь] [ь] [ь] [и] — [‘у] |
Правила произношения согласных звуков
Особенности произношения согласных звуков |
Примеры |
1.
Взрывной звук [г] на конце слов оглушается (на его месте произносится [к]);
произношение щелевого допускается в словах: Бога, Господи, благо, богатый |
[б’иэгу]
— [б’к]; [другу] — [друк] но:
[боγъ]; [γоспъд’и]; [блаγъ]; [баγатый’] |
2.
Звонкие согласные, кроме [р], [л], [н], [м] на конце слов и перед глухими
согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими, кроме [р], [л],
[н], [м], [й], [в], озвончаются |
[дубы]
— [дуп]; [труба] — [трубкъ]; [кас’ит’] — [каз’ба], но:
[в’иэрт’эт’]
— [в’этры] |
3.
Все согласные, кроме [ж], [ш], [ц] — всегда твердых, — перед гласными [э],
[и] становятся мягкими. Но в некоторых словах иноязычного происхождения
согласные перед [э] остаются твердыми |
[акно]
— [вакн’э]; [б’иэда] — [б’иэд’э] но:
[кашнэ]; [атэл’]; [рек’ьт] |
4.
Перед мягкими согласными твердые также становятся мягкими, однако здесь
возможны и колебания |
[хвост’т’ик],
[пон’ч’ик], [в’й’ун], но:
[сй’эс’т’] и [с’й’эс’т’], [выч’исл’ат’] и [выч’ис’л’ат’] |
5.
На месте чн непоследовательно произносится
[шн], [ч’н] |
[скушнъ],
[кан’эшнъ], [дач’ный’], [в’эч’ный’], но:
[малошный] и [малоч’ный’] |
6.
На стыке морфем согласные [з] и [ж], [з] и [ш], [с] и [ш], [с] и [ж], [з] и
[ч’] произносятся как долгие шипящие звуки |
изжить [ижжыт’], расшиб [рашшып], сжать
[жжат’], из шума [ишшумъ], резчик [р’эщ’щ’ик], писчая [п’ищ’щ’ъй’ь] |
7.
На месте чт в словах что, чтобы, ничто произносится [шт] |
[што],
[штобы], [н’ишто]; ср. нечто
[н’эч’тъ] |
Основные фонетические мены
Чередующиеся
звуки |
Примеры |
[о//а//ъ] |
[воды] — [вада] — [въд’иэной’] |
[а//а//ъ] |
[травы] — [трава] — [тръв’иэной’] |
[‘о//иэ//ь] |
[н’ос] — [н’иэсу]
— [н’ьсуны] |
[‘а//иэ//ь] |
[п’ат’] — [п’иэт’и]
— [п’ьт’ид’иэс’атый’] |
[‘э//иэ//ь] |
[с’эм’] — [с’иэм’и]
— [с’ьм’ид’иэс’атый’] |
глухой//звонкий: [г//к] и др. |
[нага] — [нок] |
твердый//мягкий: [л//л’] и т. д. |
[б’элым] — [б’иэл’эт’] |
2. Запись в тетрадь. Образец фонетического разбора слова
Стихотворцы
—
[ст’ихатворцы] — сти-хо-твор-цы (4 слога).
с [с] —
согласный, глухой парный, твердый парный
т [т’] —
согласный, глухой парный, мягкий парный
и [и] — гласный,
безударный
х [х] —
согласный, глухой непарный, твёрдый парный
о [а] — гласный,
безударный
т [т] — согласный,
глухой парный, твердый парный
в [] — согласный,
звонкий парный, твердый парный
о [] — гласный,
ударный
р [] — согласный,
звонкий непарный, твердый непарный
ц [] — согласный,
глухой непарный, твердый непарный
ы [] — гласный,
безударный
11 букв, 11 звуков.
3. Домашнее задание. Выполнить фонетический разбор слова счастливый.
Литература
Урок в режиме онлайн по теме
Тема. Развитие речи. Решение проблемного вопроса: "Жизнь на Выборгской стороне - воплощенная мечта Обломова?" Что такое "обломовщина"
1. В тетрадях по литературе ответить на поставленный вопрос: "Жизнь на Выборгской стороне: воплощенная мечта Обломова?"
2. Составить конспект по теме: "Что такое "обломовщина"?
Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова
В романе
Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который
умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во
многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная
обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и
легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический,
прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его
все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и
печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в
готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в
зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич
«бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение
брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться
вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное
чудо.
Сказочный,
волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью
и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской
Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и
спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме,
боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не
понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для
Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие
люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем,
он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно
из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и
отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей
заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в
нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных
сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что
сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в
«зоне комфорта».
Заключение
Понятие
«обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная
характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в
качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления –
архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По
словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может
быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но
которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот
необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова
Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного
человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к
полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.
Домашнее задание. Выучить стр.154-155.